Есть город, который я вижу

Валентина Васильева 4
       Через наше село, в котором я жила с четырёх лет и до окончания средней школы, проходит автотрасса Измаил-Одесса. С детства я видела автобусы, в которых сидели приветливые пассажиры, счастливые, как мне казалось, так как едут в город Одессу. В разговорах старших, особенно дедушки Георгия, у которого в Одессе жили родственники, и он иногда навещал их, часто упоминалось слово - «О-д-э-с-а», звучащее именно так, как я написала. Аура этого загадочного города, постоянно присутствовала в нашей семье.

       Не помню, кто и когда спел нам блатные песенки, как «Когда я был мальчишкой, носил я брюки клёш, соломенную шляпу в кармане финский нож...» или «В Одесский порт торговый, прибыл корабль новый...». Я уже не говорю о «Мурке» в кожаной ТУЖУРКЕ и про её НАГАН, ещё даже не научившись хорошо разговаривать и не понимая всех слов, я знала тексты этих песен раньше стихотворения «Наша Таня громко плачет». И в детском сознании Одесса рисовалась городом, в котором, чуть ли не каждый третий, носит финку, не говоря уже о соломенной шляпе.

       А когда, к соседской девочке Марусе, приехала погостить её родственница с Одессы, это тоненькое, «полупрозрачное», неземное существо с огромными голубыми глазами в беленькой панамке и беленьких носочках, и Маруся сказала, что сестричка учиться в балетной школе при Оперном театре, то магнетизм сей «жемчужины у моря», накрепко укоренился в моём подсознании: « Должно быть, на земле нет лучше города!».

       Вначале через песни «Шаланды полные кефали» и «Есть город, который я вижу во сне», а потом и через кадры из фильмов «Броненосец «Потёмкин», «Котовский», «Жажда», пляж в фильме «Полосатый рейс» и другие, Одесса оживала и вызывала во мне неугасимое желание вдохнуть её «воздух свободы».

       И этот «воздух свободы» я вдохнула только в 17 лет, спустившись впервые по Потёмкинской лестнице, когда несколько недель жила в Одессе и сдавала вступительные экзамены в институт.

       Спустя три года, в 1970 году, осуществилась моя мечта - жить и работать в Одессе. В это же время, чудесным образом, не сговариваясь между собой, в Одессу приехали и мои братья. Средний, демобилизовавшись из армии, по направлению колхоза, поступил в Сельскохозяйственный институт на экономический факультет, который и окончил через пять лет. А младший, по окончании средней школы, поступил в Одесское мореходное училище рыбной промышленности (ОМУРП) и через три года, по распределению, улетел работать во Владивосток. Так для моей мамы, её дети в одно время, стали жителями Одессы. Я подумала тогда, что уже навсегда стала одесситкой, а оказалось — всего на четыре года. Написала слово «одесситка» и вспомнила один случай, вызывающий саркастическую улыбку.

       Это было летом 1973 года, когда я гостила в Выборге у своего будущего мужа. Ознакомившись с достопримечательностями Выборга и его окрестностями, я начала ездить на экскурсии в Ленинград. И там, в одной экскурсионной группе, познакомилась с девушкой Алёной из Владивостока и мы стали держаться с ней вместе, планируя осмотр города. Через несколько дней она сама мне предложила: « Давай я поговорю со своей хозяйкой и ты переночуешь у нас, чтобы не ездить каждый день электричкой, только предупреди своего парня, что завтра останешься в Ленинграде». Вечером я пришла с ней в гостеприимный дом к двум интеллигентным старушкам, пережившим блокаду. За вкусным ужином мы разговорились и в конце они спросили: «А вы, Валя, откуда приехали?» и я им радостно сообщила: « С Одессы!». Улёгшись в чистую накрахмаленную постель, я почувствовала блаженство, так как ноги гудели от хождения, зажмурила глаза, но сон никак не шёл ко мне. В памяти вновь оживали многочисленные картины, пережитых за день впечатлений. И вдруг, я услышала разговор, доносившийся с кухни: «Как неосторожно поступила Алёна, что привела к нам в дом одесситку. Давай первую половину ночи буду дежурить я, а вторую ты. Будем следить, чтобы она нас не ограбила!». Услышав этот разговор, мне стало и смешно и грустно, хотелось встать и сказать: «Милые женщины, пережившие столько бед, простите меня и ложитесь спать спокойно, и не бойтесь, так как я не из тех одесситок, которые могут взять чужое, а сама, скорее всего, готова отдать вам своё!». Но я понимала, что этим я приведу их в ещё большее смущение, поэтому лежала тихо и незаслуженно переживала стыд за право называться одесситкой.
 
       По сей день для меня, время как будто спрессовалось в годы жизни в Одессе, так как эти годы вместили в себя и первую любовь, и первое разочарование, предательство и боль, встречи с интересными людьми, занятость на двух работах, учёбу, а затем, и подарок судьбы - главного человека в моей жизни!
Как много для меня значимых мест по всей Одессе: Пересыпь, Черёмушки, Варненская и кинотеатр «Москва», ЖД вокзал и арка Воронцова, пляж «Аркадия», 3-я и 5-я станции Большого Фонтана, ступени кинотеатра «Вымпел», угол улиц Пушкинской и Жуковского, парк имени «Шевченко», Главпочтамт и Одесский электротехнический институт связи, Морвокзал и квартира на улице Патриса Лумумбы… Много ещё других мест, где я радовалась и плакала, была превознесена и унижена, но если можно было бы начать жизнь сначала - пусть бы всё повторилось.
 
       Некоторые люди гордятся, что проработали всю свою жизнь за одним станком или одним столом. Мне же несказанно повезло, и хоть «Одесса очень велика», но мне удалось побывать во многих её уголках, благодаря работе на Главпочтамте в Страховом отделе. Все посылки, адресованные предприятиям проходили через наш склад. Почтамт заключал с многими предприятиями доставку посылок. Поэтому, будучи сопровождающей, я побывала на территории завода «Январка», «Бытрадиотехника», «Коньячный» и многих других. А, через время, меня включили в инкассаторскую группу и мы уже каждый день, меняя маршруты, объезжали отделения связи по всей Одессе, собирая выручку.

       В 1974 году я вышла замуж и мой муж увез меня в другой областной город – Николаев. Здесь у нас родился первенец и я познала радость материнства, но моё сердце всё же навсегда осталось в Одессе.

       Лет восемь тому назад, я со старшим сыном были проездом в Одессе, и у нас оказалось свободное время между поездами. Мне захотелось съездить на Главпочтамт на Садовой улице, показать сыну, где его мама трудилась. Я не знала, что уже построили новое здание, а в этом перестали предоставлять услуги связи. И каково же было моё удивление, когда мы вошли в совершенно пустой зал. Ни души! А в моей памяти это был человеческий «муравейник». Я помнила лица девушек в 4 окнах «До востребования» и других служб, а главное, нескончаемый поток людей: кому телеграмму дать, кому перевод послать, кому открытку купить, кому по междугороднему автомату позвонить и так далее. И этот пустой зал, как знак перемен, почему-то болью отозвался в моём сердце.

       И хотя сегодняшняя Одесса давно уже не та, которая запечатлена в моей памяти… Но в ней осталось сочетание двух стихий - земли и бескрайнего моря, которое всё время, с томящей тоской в подсознании, звали меня, как чайку, взмахнуть крыльями и взлететь, так как человек оказывается не только земное но и небесное создание.

       Много на земле красивых городов и во всех невозможно побывать, но для каждого человека есть свой любимый город. Я счастлива, что в моей жизни была прекрасная Одесса!

       Но в настоящее время я открыла для себя особенный город мечты. Его пока нет на карте Земли. Построил его Сам Господь Бог и описание будущего города Мира - Небесного Иерусалима - дано в 21 и 22 главе Откровения книги Библия. Самые лучшие материалы Бог употребил только для укрепления основания этого Города, его стены и ворот, а также улицы вымостил чистым золотом. Нет, я не фантазирую, а только пересказываю слова правды, записанные для нас пророком.

       «И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». (Откр. гл. 21 ст. 2)

       «А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло». (Откр. гл.21 ст.21)

       «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и РАБЫ Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя его будет на челах их». (Откр. гл.22 ст.3-4)

       Я вижу этот Город не во сне, а только верой! И так же, как в начале, манила меня земная Одесса, а потом стала реальностью в моей жизни, так теперь, в мыслях, я стремлюсь к Небесному Иерусалиму и верю, что и этот ГОРОД станет моей судьбой.
 
       И ты, мой друг, постарайся получить прописку в НОВОЙ СТОЛИЦЕ МИРА! Аминь!