Другие грани

Надежда Суркова
За годы работы в школе я прочитала все книги о художниках, какие смогла найти в местной библиотеке. Все это мы уже проходили на занятиях по истории искусств, но теперь я открывала для себя другие грани творчества великих живописцев. Меня все больше захватывал процесс их работы, анализ картин, особенно портретного жанра…

Помимо работы в школе я занималась с одаренными детьми: вела изостудию при Доме
пионеров. Рисунки этих ребят нередко участвовали в выставках. В дальнейшем я помогала своим ученикам подготовиться к поступлению на худграф. Уже будучи студентами, они часто обращались ко мне за консультациями по тем или иным вопросам из курса живописи, рисунка и композиции.

Когда я сама серьезно увлеклась живописью, я уже не хотела работать в школе учителем черчения и рисования и перешла на должность художника-оформителя, все свободное время посвящая творчеству: писала с натуры натюрморты, портреты, пейзажи… Особенно нравилось мне изображать природу в вечерние часы, когда все краски постепенно начинали растворяться в золоте заката.


Отрывок из дневника
23 марта 1990 г., пятница

…У меня день рождения. Сегодня приезжала мама. Время до трех часов пролетело очень быстро. Пришла пора провожать маму на автовокзал. До него от нашего дома – рукой подать, его хорошо видно даже с балкона.
На обратном пути мое внимание привлекли тополя. Из-за ветра их стволы слегка раскачивались, поэтому солнце то появлялось, то скрывалось за ними. Я невольно засмотрелась на эту картину. День клонился к вечеру. Солнечные лучи, как рентгеном, просвечивали стволы и ветви деревьев. Казалось, что по ним протекает кровь. На фоне раскаленного солнца цвет был практически неразличим, деревья будто растворялись в свете, чуть дальше ветви были окрашены в нежно-лимонный, оранжевый, красный, бардовый, фиолетовый тона. А по мере удаления от солнца ветви и стволы вновь приобретали свой натуральный цвет. Снег вокруг сказочно искрился в лучах заходящего солнца. Эта красота так поразила меня, что я тут же поспешила домой: захотелось немедленно запечатлеть на холсте увиденное.
Дома я быстрыми мазками нанесла основные цвета. Это длилось всего несколько минут. Вскоре солнце село. А перед моими глазами еще долго стояла картина: прозрачные деревья на фоне заходящего солнца. Такое не забывается.
Свою работу я дописала. Она несколько лет украшала стены моей квартиры. В дальнейшем я подарила ее подруге...


Чтобы написать картину, мало одного желания – нужны еще подрамник, холст, грунт, кисти, краски, разбавители… Сейчас все необходимое можно купить в магазине. А в девяностые годы все это приобреталось с большим трудом, ведь на прилавках художественных салонов было практически пусто. Если что-то и покупалось, то только по великому блату или по знакомству. Меня в те годы выручала моя дорогая подруга Валентина. После окончания учебы она с мужем уехала на его родину – в город Курган, где работала в драматическом театре художником-бутафором. Валентина присылала мне все, что могло понадобиться для
занятий живописью. Мы писали друг другу письма, обменивались творческим опытом. Несколько раз она приезжала ко мне в гости.

И мне удалось дважды съездить к ней, в Курган, побывать в ее художественной
мастерской, увидеть бутафорские изделия, выполненные ее руками. Валентина научила меня оформлять рамы для картин в оригинальной филигранной манере с использованием дерева, бумаги, ткани, мешковины и других подручных материалов. В дальнейшем я научилась при реставрации старых рам так заделывать осыпавшийся орнамент, что его уже невозможно было отличить от заводского.

Эти нехитрые приемы мне еще долго помогали при оформлении моих картин, написан-
ных масляными красками. Это сейчас в художественных салонах можно заказать раму на любую картину, были бы деньги, а в те застойные годы приходилось часами корпеть над украшением рам, которые чаще всего изготавливались из самых примитивных плинтусов.
Помню, с каким трудом я везла из Кургана такие драгоценные «поленья» – старые разобранные на части рамы, которые мне принесла подруга из своего театра. В одной огромной сумке были яблоки из ее сада, а в другой – эти палки, которые позже превратились в отличные рамы. Одна из них и сейчас украшает стену в квартире моей племянницы. На картине изображена грузинская царица Тамара – это моя первая серьезная работа после дипломной.



  "Дорога к Храму"
акварель(моя работа)