Женская доля

Тамара 77
     Она очнулась после сердечного приступа на больничной койке. Вокруг нее стояли люди в белых халатах, перед глазами все плыло, сознание медленно возвращалось к ней. Чуть в стороне стояла жена старшего сына Марина. Увидев, что свекровь открыла глаза, она приблизилась к ней со словами: «Мама, как ты, ты нас всех перепугала!». Во всем теле была такая слабость, что не было сил ей ответить, она кивнула головой, что все хорошо, и закрыла глаза.
 
     И сразу в сознании всплыли картины последних событий. Увидела разъяренное лицо своего младшего сына, который кричал на нее и называл всякими бранными словами. Рядом стояла его жена и тоже кричала на нее. Она даже толком не поняла, из-за чего разгорелся весь сыр-бор. С ней стало очень плохо, она стала заваливаться на бок, острая боль пронзила грудь. Что было дальше, она не помнила, очнулась уже в больнице. Врачи начали вести борьбу за ее жизнь, а она, лежа на койке, стала вспоминать свое прошлое и настоящее, что она в своей жизни сделала не так, почему сейчас лежит здесь. Воспоминания, как пчелы, роились у нее в голове, они переносили ее то в далекие военные годы, то в последние события ее жизни.

     Мужа она схоронила, осталась жить с младшим сыном и невесткой, поначалу было все хорошо, но постепенно с годами их отношения со снохой разладились. Как две медведицы не уживаются в одной берлоге, так две женщины - на одной кухне. В семье появились дети, она помогала их растить, старалась быть полезной своему сыну. Но угодить Светлане было очень непросто, о каждой оплошности бабушки она жаловалась мужу, а тот, не разобравшись, с ходу начинал кричать на мать. То она супом забрызгала плиту, то недоглядела за младшей внучкой, а та залезла в цветочный горшок, рассыпала землю. В последнее время сын приходил с работы уставшим и раздраженным, а здесь еще с жалобами к нему лезли, и он срывался по полной программе на своей матери.

     Но она, как могла, в душе оправдывала его, ведь он служил в горячей точке - Чечне, после службы устроился работать в милицию, в отдел по борьбе с наркотиками. Работа была беспокойная и нервная, в летнее время приходилось прочесывать большие площади в горах в поисках плантаций мака и конопли. А дома, вместо покоя, жена устраивала ему разборки и предъявляла претензии, что он мало уделяет ей внимания. А потом еще эти жалобы на мать.

     Память уносила ее в то время, когда ее любимый сыночек - Славик - был совсем крошкой, родила его уже в сорок лет. Она и не думала, что может в таком возрасте забеременеть, а когда узнала, решила рожать. Старшие дети были почти взрослыми, сын заканчивал десятый класс, а дочь училась на учителя начальных классов. Славик был окружен любовью и заботой, она баловала его, покупала много игрушек, сладости и сама шила ему всевозможные костюмчики, рубашки и шортики. Он был послушным и ласковым мальчиком, в садике его всегда хвалили, а потом и в школе. Учился он с охотой, уроки не прогуливал, лучше всего ему давались история и литература. После школы пошел учиться на юридический факультет.

     Она напрягала память - где мог произойти сбой, почему из доброго и ласкового ее сын превратился в черствого и равнодушного человека. Что на него могло так сильно повлиять: служба в армии, работа в милиции, что? Она не могла найти ответ на этот вопрос. А может, женитьба на красивой, но вечно недовольной Светлане повлияло на него? На какое-то время она отключалась от воспоминаний и засыпала, но стоило ей проснуться, снова картины ее жизни начинали проплывать перед ее глазами. Было такое впечатление, что она подводит итоги своей жизни.

     Она в мыслях переносилась в далекие годы своего детства, а оно у нее было нелегким. Ей было двенадцать лет, когда в их станицу пришли немцы. Отец и старший брат с первых дней войны ушли на фронт. Дома оставались мама и они - дети, а их было трое: брат пятнадцати лет, она и младшая Милочка семи лет. Немцам приглянулся их дом, мать с детьми они отправили жить в баню, которая стояла за домом. Время было голодное, немцы сразу же обшарили все подвалы и сараи, продукты забирали себе, а им оставляли небольшую часть из всех припасов. Мать с другими женщинами работала на полях, где выращивали овощи, еще посаженные при Советской власти, но теперь все захватили враги. Уходя на работу, она наказывала детям, чтоб они и носа не высовывали на улицу. Боялась, что немцы надругаются над ними, но брату как-то удалось покинуть дом и уйти в лес к партизанам. Мать очень переживала его уход, а девочкам наказывала: если немцы будут спрашивать про брата, говорите, что он ушел в другую станицу к тете.
 
    Катя помнила, как их с сестрой однажды во дворе остановил пожилой немец, они не выполнили наказ матери и вышли из бани. Немец стал угощать их сахаром, они сильно были напуганы и не могли открыть рта от испуга, но сахар взяли. А еще ей запомнилось: когда началось наступление наших войск, все было в огне, стреляли с обеих сторон, мать их утащила в подвал, где они сидели ни живы, ни мертвы.
 
     Затем в ее сознании возникали картины ее юности, она рано пошла работать, после войны нужно было восстанавливать станицу и ее хозяйство. Отец пришел с фронта уже в 1946 году. А брат погиб где-то в Польше, мать долго плакала, получив похоронку. Средний брат после партизан попал в действующую армию и пришел весь в медалях и орденом Боевой Славы. Война их всех закалила и сделала не по годам взрослыми. В станице снова открылись школы, но она больше не пошла учиться, стеснялась садиться за парту с малышами, ведь ей уже исполнилось шестнадцать лет.
 
     Она пошла на швейную фабрику ученицей швеи. По вечерам с подружками бегали в местный клуб на танцы. Катюша, так ее называла мама, была стройной и высокой девушкой, ее считали красивой не только родители, но и соседи. Чернобровая, кареглазая и с косой ниже пояса. Многие хлопцы, что вернулись с войны, заглядывались на нее, но она считала, что ей еще рано думать о замужестве. Она веселилась, танцевала, но дружбы ни с кем не заводила. И вот однажды она увидела его, он поразил ее своей военной выправкой. Высокий, черноволосый и черноглазый, он сразил ее наповал. Ему тоже приглянулась местная красавица, в первый же день он познакомился с ней. Родители его погибли во время бомбежки, а он, вернувшись, остановился у своей тети. Воевать ему пришлось почти до сорок восьмого года. Их, самых лучших разведчиков, после войны направили на Украину, где в лесах скрывались бандеровцы. Свою задачу они выполнили, банды были уничтожены. И вот он приехал домой, а дома не было. Тетка приняла его, как родного сына, своих сыновей у нее не было, муж погиб еще в первые месяцы войны под Москвой, а она одна растила двух дочек. И когда пришел племянник, она была рада. Накопилось много мужской работы, надеялась, что Виктор поможет ей.

     Катерина Васильевна, так теперь все ее звали, провела на больничной койке уже несколько дней, выздоровление шло очень медленно. Ей ставили уколы, капельницы, утром и вечером давали таблетки, она молча выполняла все процедуры, ей хотелось скорее попасть домой, там ее ждали внучки, которых она сильно любила. Приходил младший сын с женой. Он чувствовал свою вину перед матерью, просил прощение, а Светлана суетилась, старалась поправить ей подушку, спрашивала, что принести ей в следующей раз. Она отказывалась от ее помощи, знала, что это все она делает ради своего мужа, хочет показать, как дорога ей его мать.
 
     А после их посещения долго лежала с закрытыми глазами и вспоминала, как она, молодая девочка, пришла в чужой дом. Их первая встреча с Виктором переросла в ежедневные свидания, а потом он сделал ей предложение, и она сразу же согласилась. Ее родители были не против отдать свою дочь за такого бравого хлопца. К тому времени он уже работал на машине водителем, хорошо зарабатывал. И когда он объявил своей тете, что хочет жениться, она сразу же стала его отговаривать, она понимала, что теперь свою зарплату он будет отдавать своей жене и помощи такой, как раньше, от него не будет. Но он настоял на своем, и вскоре они расписались в ЗАГСЕ, собрали небольшой вечер, и он привел ее к себе в дом.

     Тетка сразу ее невзлюбила, придиралась к каждой мелочи, но Катя терпела все ради своего любимого, его часто не бывало дома, он возил грузы в другие города. По вечерам ей приходилось слушать причитание пожилой женщины. А вскоре она забеременела, ходила она тяжело, ее мутило и тошнило, болела спина, но тетка не щадила ее, заставляла работать на огороде, полоть и поливать, дома затеяла генеральную уборку. Потом она вспоминала, как появился на свет ее первый сыночек. Он был беспокойным, часто по ночам плакал.

     Однажды тетка, дождавшись утра, предложила ей покинуть дом. Виктор как раз был в рейсе, она, обливаясь слезами, собрала свои вещи и пришла с ребенком к родителям. Встретили ее в родительском доме не очень радостно, но не выгнали. Виктор, приехав с рейса, узнав, что его Катюши нет, помчался к ней. На семейном совете было решено строить свое жилье. Вначале они решили построить маленькую хатку. За лето они успели ее слепить, это было радость и счастье. Жилье было с земляным полом и низким потолком, но здесь она была хозяйка.

     Подумав, Катя решила, что займется выращиванием овощей для продажи - огород был большой. Муж после работы помогал ей поливать грядки с огурцами и помидорами, сынок подрастал, его уже можно было брать с собой в огород, а вечером она бежала с ведрами, полными овощей, на вокзал. Овощи многие женщины продавали пассажирам проходящих поездов. Она начала откладывать деньги на строительство большого дома, это была ее заветная мечта.
 
     Ее воспоминания о прошлом переплетались с настоящим, она ловила себя на том, что ее не покидает мысль: почему сын изменил свое отношение к ней, она его старалась воспитать чутким к чужой боли, быть внимательным к окружающим, а он оказался злым и черствым. То ли служба в горячей точке оставила свой отпечаток в его душе, то ли работа в милиции сделала его таким. Она задавала сама себе этот вопрос и не могла на него ответить.
 
     Когда старшему сыну было три года, у них родилась дочь. Назвали ее Ольгой. Оля росла любознательной и смышленой девочкой, но в школе училась не очень хорошо. Ей больше нравилось заниматься спортом, особенно гимнастикой. Любила заниматься с малышами. После окончания школы пошла учиться в педучилище.
 Лежа на больничной койке, она проживала свою жизнь заново. В мыслях она переносилась в то время, когда она, еще молодая женщина, с детьми ходила на речку, учила их плавать, рассказывала им легенду о реке.

     - Когда-то жил злой король, и у него была красавица жена, которая любила рассказывать разные истории. Иногда они сбывались. Однажды король попросил ее рассказать историю о его будущем, она рассказала ему, что он погибнет от укуса змеи. Король очень рассердился на нее и попросил злого волшебника превратить ее в реку, чтоб она вечно бежала, не зная покоя, и всем рассказывала, какой он могучий правитель. Королева стала рекой, но она не послушалась его, не стала прославлять его могущество и славу. Она стала источником свежести и прохлады для людей, которые приходили к ее берегам.-

     Дети просили ее еще рассказать интересную историю. Она с большим удовольствием рассказывала им придуманные ею сказки. Хотя она не получила в детстве образования, но от природы была наделена незаурядным умом. Но дети выросли, разлетелись по свету, дочь по распределению уехала работать в другой город. Там обзавелась семьей, старший сын тоже жил в Москве, но совсем недавно решил вернуться назад домой. Их станица давно переросла в город, здесь был построен большой химический комбинат и требовались специалисты.

     Потом память унесла ее в те годы, когда она с мужем ездила в Москву. Там они продавали фрукты, привезенные с собой в ящиках, ходили на Красную площадь, в Мавзолей В. И. ЛЕНИНА. Муж ей купил тогда модное пальто, она была рада подарку. В жизни она не носила такого. Но прошло несколько лет после этой поездки, муж стал как-то отдаляться от нее, стал задерживаться на работе. У них как раз родился младший - Славик. Иногда он мог вообще не прийти домой. Было такое впечатление, что они становятся чужими. Она была занята ребенком и старалась свою боль не показывать на людях, но соседи видели, в каком она состоянии. Однажды соседка ей сказала: «Я видела твоего Виктора с другой женщиной». Она проглотила эту новость молча, а ему сказала: «больше ты никогда не прикоснешься к моему телу». После этого двадцать лет они жили как брат с сестрой, до самой его смерти. Это его злило, он устраивал скандалы, но она была недоступна и непоколебима.

     Около месяца она лежала в больнице, дни проходили однообразно: утром завтрак, обход, процедуры, после обеда сон. К вечеру приходили родные. Особенно она ждала сыновей, но они приходили редко, ссылались, что заняты на работе. Из одноместной она попросила перевести ее в общую палату. Чувствовала она себя лучше, и ей было скучно одной. Да и нерадостные мысли не давали ей покоя, среди людей ей было уютней. Ухаживать за ней приехала дочь, взяв отпуск на работе. Мать просила ее уехать, не переживать, но та настояла на своем и осталась. Они долго говорили с ней о жизни, о сложившихся обстоятельствах, дочь звала ее к себе, но она не соглашалась. Здесь было ей все родное и знакомое, а что могло ее ждать в чужом городе, она не знала.

     Старший сын и сноха Марина звали ее к себе, говорили, что у них ей будет спокойно: их дочь училась в институте в Ростове, а сын был в армии. Но ей хотелось домой, в свой дом, который они с мужем построили сами. Соседки по палате тоже ей советовали ехать к старшему сыну. В душе она понимала, что там ей будет хорошо, а вот разум не соглашался с этим. Ей все же хотелось понять, почему с младшим сыном произошли такие перемены. Что послужило поводом и причиной их раздора. Как он встретит ее после больницы и как поведет себя невестка? Вот эти мысли терзали ее теперь. Но она хорошо знала, что сын ее любит и переживает в душе за содеянное. Не должны зерна, брошенные в благодатную почву, прорасти сорняком!

01.06.2016 Тамара 77