Час миллениума 10-1

Валерий Казанцев
Глава Х

Часть 1

Новгород в 1000-ом году от Р. Х. встретил меня, можно сказать, как родного. Внимательно осмотревшись вокруг, я понял, что нахожусь на Торговой стороне, а практически в центральной части Славенского административного района (конца) и на самом берегу реки Волхов (несколько южнее Ярославова Дворища). В данное время Новгородским княжеством правил Великий князь Киевский Владимир Святославич, крестивший в 988 году н. э. Русь и прозванный народной молвой «Красным Солнышком». Великий город в этот благословенный период наконец-то освободился от смут и волнений закончившегося Х века н. э. и вошел в новое тысячелетие не столько с мыслями о Конце Света, сколько с радужными планами на развитие и упрочение своего экономического состояния.

Оказавшись в плотной толпе снующих в разные стороны людей, занимающихся погрузкой и выгрузкой грузов на мелкие и не совсем суденышки, причалившие к деревянному пирсу, я увидел стоящего в праздной позе молодого мужчину торгового сословия. Именно он больше всего показался мне похожим на словоохотливого человека, способного приоткрыть завесу таинственности данной эпохи. Пробравшись сквозь бурный людской поток к незнакомцу, я в целях экономии времени без какой-либо подготовки начал свой расспрос.
- Добрый день, славный молодец!
- И тебе, иногородец, здравствовать! – вопросительный взгляд человека, знающего толк в человеческих характерах.
- Мне бы потолковать в спокойной обстановке, - в голову пришла мысль, хоть и неуникальная по своей природе, но действенная по факту жизни, - может, посидим в какой харчевне под медовуху?
Как и в ряде прошлых своих эпических визитов, я обнаружил у себя в кармане куртки тугой кошель, что послужило жизнеутверждающим мотивом для только что прозвучавшего делового предложения.
- Меня Валерием зовут, и я из Владимирских земель сюда прибыл с торговой миссией. А тебя как звать-величать?
- Иван я, как есть Иван, - после моего заманчивого предложения в голосе нового знакомца почувствовалось некоторое подобие доброжелательности.
- У тебя есть часок другой для душевной беседы?
- Можно и найти время, потому как мой груз еще не прибыл.
Тут он кликнул кого-то и что-то негромко ему растолковал, указывая в направлении ближайшего питейного заведения. По тому, как Иван уверенно вел себя, я понял, что разговоры здесь даже с незнакомыми людьми не выглядит подозрительным. Торговый народ достаточно общительный и хорошо разбирается в людях по роду своей деятельности.

Выбравшись из оживленного людского потока, бурлившего на примыкающей к пристани площади, мы оказались в довольно тихом переулке, где и была вожделенная харчевня. Зайдя в сумрачное помещение, мы на некоторое время остановились у порога, так как наши глаза с непривычки привыкали к тусклому освещению. После чего хозяин заведения усадил нас в дальний угол, где было, если можно так выразиться, довольно уютно и тихо. Сделав шикарный по местным меркам заказ, главным в котором, конечно же, были не горячие блюда и разносолы, а именно огромный глиняный кувшин с медовухой, мы продолжили свою уже, так сказать, дружественную беседу.
- Иван, я тут слышал от торгового народа на пристани, что уже довольно давно к вам нечистая сила наведывается, - слова как-то сами вылетели из моих уст, хотя я действительно ощущал на улице присутствие какой-то мистической силы, - расскажи об этом подробнее.
- Ты прям в корень зришь, Валерий. Есть такое дело, не скрою.
- Сам-то что-то видел или только чужие слова слышал? – я пытался быстрее выйти на нужный разговор по причине дефицита времени, ведь час - он и в Новгороде на рубеже X и XI веков есть час.
После некоторой паузы, связанной с трапезой и возлияниями, а Иван был здоров как бык и ел-пил соответственно, мой визави продолжил общение.
- В Новгороде испокон века нечистая была как дома. От наших дедов много преданий осталось на сей счет. Да только пока сам не столкнешься, то и ко всем этим сказаниям относишься с некоторым недоверием. Так вот. После того, как князь «Красное Солнышко» окрестил наш народ уж двенадцать лет и зим как, нечистой-то и поубавилось. Ведь Крестное-то Знамение имеет могучую власть, с которой никак чертям и прочим темным силам не совладать.
Иван перевел дух и снова выпил от всей своей богатырской души.
- Но был один бес, который нашел-таки способ зацепиться на один лунный цикл, что есть двенадцать лет, за наш мир с тем, чтобы продолжать мучить народ и наслаждаться этим.
- Как же такое возможно на христианской земле-то? – я как-то сразу глубоко проникся надвигающимся трагизмом от данного повествования.
- Тут есть разные мнения. Но мне доподлинно известно, что этот бес нашел себе вместилище в некрещеной душе, куда проник как в сосуд. А когда его все-таки обнаружили и уже готовы были изгнать, то он заключил на этот срок (двенадцать лет и зим) договор с духовником отца того несчастного человека, душу которого он терзал. Конечно же, отцу было очень жаль свое чадо, и он пошел на сговор с нечистым. А от духовника, как от смотрителя за населяющими данную территорию христианскими душами, обманным путем в свою очередь получил прощение, заручившись заверениями родителя несчастного. И вот такой итог. Всегда обманом нечистая сила проникает на благословенную землю.
- И что же было дальше? – видимо мой голос дрогнул, потому что Иван жизнеутверждающе улыбнулся и ободряюще потрогал меня за руку, что означало счастливый конец истории.
- А дальше, мой друг, были двенадцать лет ужаса и кошмара для тех людей, которые сталкивались с этим бесом в человеческом облике. Теперь-то все закончилось, так как условленный срок минул, и нечистый дух отправился к себе в преисподнюю. А вот….
- Неужели никак нельзя было убить его или заковать в темнице? – мой разум просто отказывался принимать такую чудовищную жертву.
- Пробовали многое. Но тут важно понимать, что во избежание паники в городе эту «правду жизни» держали в строжайшей тайне. Поэтому исполнителей было только несколько человек из окружения самого несчастного (отец, священник и брат этого малого). Я, например, узнал эту историю только после завершения всего кошмара в начале текущего года. И то случайно от одного торгового человека. Сопоставив уже и свои наблюдения, могу сейчас утверждать об их правдивости с полной уверенностью
- И что успел наделать этот бес? Много людей пострадало от него?
- Много, очень много. Может быть, даже несколько сотен христианских душ. Во-первых, он был очень блудлив и изнасиловал множество девственниц, которые достигали возраста невест, потом убивая их. Также это ничтожество лукавым образом настраивал одних людей против других, обвиняя их в обмане и воровстве, что сам же и подстраивал искусно. Не гнушался он и убивать молодых мужчин в самом расцвете сил, как в пьяных дебошах, так и, организовывая, несчастные случаи. Причем всегда выходил чистым из воды по причине отсутствия явных свидетельств. Это существо в человеческом обличье было невероятно сильным и коварным, так что в честном поединке его было просто не одолеть.
- А что стало с тем мужчиной после того, как бес удалился к себе в преисподнюю?
- Он зачах и быстро умер, так как бес забрал у него все жизненные силы за прошедшие двенадцать лет. Я ведь знал его лично… ну, этого парня, что стал страдальцем. Он всегда очень плохо пах и сквернословил. С ним стали водиться только изгои и всякое отрепье. Да и те очень быстро исчезали без следа, что добавило ему дурной славы. Вот такая история.
- Никак не укладывается в голове, что такое возможно.
- Укладывается или нет, а теперь наша земля очистилась от скверны, и народ может вздохнуть спокойно.
Слегка опробовав от местной кухни, я отдал свой кошель с деньгами Ивану для того, что бы он расплатился за стол и в качестве вознаграждения за легендарную историю принял оставшиеся монеты. С тем и отбыл….