У Зощенко есть презабавный рассказ “Кочерга”.
Директор одного учреждения с печным отоплением и его сотрудники упарились, составляя заявку на получение пяти кочерег. Как пишется одна кочерга, знали все, а вот с множественным числом у них не ладилось. Сейчас-то любой школьник знает, как правильно писать. Да и учреждений с печным отоплением не осталось. Так что проблема отпала сама собой.
В нашей конторе другая история вышла. На ту же тему, только с граблями и мордобоем.
Решило наше руководство субботник провести. Мусор с подведомственной территории убрать, канаву засыпать, листья опавшие сжечь и так, по мелочи - за собаками соскрести.
И вот, вызывает наш начальник А.Н. Хлобыстов завхоза Чуйкина и дает указание составить заявку на инвентарь в вышестоящую организацию.
- Давай, сделай все как надо. Закажи носилки, грабли, лопаты, рукавицы, чтобы субботник провести по высшему разряду. Составишь заявку и мне на подпись.
Завхоз Чуйкин ушел в свою кладовку и принялся за работу. С лопатами, носилками и рукавицами у него быстро получилось, а вот с граблями вышла заминка. Их нужно было десять штук. Но как правильно написать, завхоз сомневался. Если одни, то – грабли, тут и ежихе понятно, а десять как? Попробовал написать “десять грабль”. Присмотрелся. Вроде коряво получилось. Исправил на “десять граблёв”. Что-то тоже насторожило. Выступивший пот выдавал познания завхоза в грамматике. – Так, десять граблищ, - тоже не то, десять грабленок, граб, грабликов, гребенок, - морщил лоб Чуйкин.
Презирая себя за тройку в школе по русскому языку, завхоз вышел во двор. Возле курилки стояли Мусолиев и Левелян.
Завхоз, прикуривая сигарету, как бы между делом произнес:
- Мужики, хотите загадку задам?
- Знаем, мы твои загадки, - ответил Мусолиев.
- Опять попросишь шкафы перетаскать с первого на пятый, - ответил Левелян.
- Нет. Тут другое. Вот одни грабли. А десять, как будет?
Мусолиев и Левелян посмотрели на завхоза внимательно.
- Что за вопросы?
- Что за тесты в курилке?
- Мужики, я серьезно, - взмолился завхоз. – Мне заявку на субботник составить надо, а как грамотно про грабли написать, не знаю.
- Правильно надо писать – граблей, - сказал Мусолиев.
- Правильно надо писать – грабель, - сказал Левелян.
Завхоз упал духом.
Мусолиев и Левелян слегка заспорили, роняя пепел мимо урны. Потом в запале уронили и саму урну. А потом и за грудки схватились.
Завхоз поспешил ретироваться с места дискуссии. В коридоре он увидел молодого работника Вторчука.
- Стой, Вторчук!
- Так я вроде и так стою, - ответил тот. – Не лежу, не сижу, не падаю.
- Грамотный?
- В пределах высшего образования.
- Тогда ответь: одни – это грабли, а десять?
- И вы ответьте: одна кочерга, а пять?
- Какая кочерга? – удивился завхоз, с ужасом соображая, что не знает, как будет это - пять.
- Что, Зощенко не читали? Там такая же проблема была. Тоже мучились.
Презирая себя за тройку в школе по литературе, впрочем, как и за остальные по другим предметам завхоз Чуйкин трепетно поинтересовался:
- Ну, и как там вышли из положения?
- Да просто. Составили документ, где отписали: Одной кочергой обойтись не можем, просим выделить еще пять штук.
- Сила! – только и произнес завхоз. И убежал составлять бумагу.
А в это время Мусалиев и Левелян перенесли предмет спора на рабочее место. Тут же подключились и другие работники. Одни утверждали, что правильно надо писать десять граблей, другие – десять грабель. Так как и тех и других было практически поровну, спор продолжался до конца рабочего дня. Эти споры дошли до начальника. Тот только хмыкнул и решил дождаться, как же завхоз выкрутится.
На утро у него на столе лежала заявка следующего содержания:
Для проведения субботника нашему учреждению требуется:
1. Десять лопат
2. Двое носилок
3. Двадцать две пары рукавиц.
4. Грабли в количестве, равном количеству лопат.
И подпись, и число.
Начальник прочитал бумагу.
Молодец, завхоз, извернулся. Хотя грамоты не хватает. Посмотрим, как сверху ответят про эти грабли”,- подумал он и поставил подпись.
Ответ пришел через неделю.
Вашу заявку удовлетворяем частично. Лопаты, рукавицы и носилки получайте в полном объеме. По четвертому пункту отказываем – грабли не завезли”.
Конечно, эта давняя история. Теперь каждый школьник знает, как правильно писать. Хочешь – десять грабель, хочешь – десять граблей. Пиши - не ошибешься. Так что Мусалиев и Левелян оба правы были. Зря только подрались.