О желаниях и потребностях

Евгений Терещенко
«Желания исходят от сознательного ума, потребности из бессознательного. Бессознательное не знает о богатстве. Оно не затронуто обществом и знает только естественное».
Сан Лайт.

«Человек, у которого нет желаний, пришел домой».
Раджниш.

Идея о том, что наши страдания происходят от наших желаний, является одной из важнейших в восточных религиозных учениях и, вероятно, главной в буддизме. У меня эта идея долгое время вызывала возражение. То, что желания ведут к страданиям, мне было понятно, но мне казалось, страдания тоже ведут к желаниям. Страдания от голода, холода, физической боли, усталости, одиночества, суеты, недостатка информации и т.д. порождают ЖЕЛАНИЯ, связанные с избавлением от этих неприятных ощущений. Ситуация с желаниями и страданиями казалась мне замкнутым кругом, проблемой яйца и курицы. Но однажды, в одной из книг, я прочел о различии между желаниями и потребностями, характеристику этих понятий, и неясный вопрос стал для меня постепенно проясняться. На этом различии я и хочу здесь остановиться.

Потребности возникают из реальных нужд нашего физического организма и души, они естественны и бессознательны, всегда возникают на короткое время и требуют быстрого удовлетворения. Потребности не создают проблем для ума, не будоражат воображение, не влияют на наше духовное состояние. Любая потребность, будучи удовлетворенной, тут же оставляет нас, и мы забываем о ней, до ее очередного появления. Потребности у всех людей одинаковы. Сон, питание, движение, отдых, развлечение, общение, познание вызваны нашими потребностями.

Желания искусственны, не обязательны, не одинаковы у разных людей. Желания проецированы в будущее, они сознательны, порождены нашим умом и воображением. От желаний берут начало разнообразные цели, нужды и зависимости, тревоги и страхи, неудовлетворенность жизнью. Будучи удовлетворенным, желание на какое-то время стихает, но затем появляется с новой силой. Об этом Раджниш:
«Сколько бы времени не дано, желание остается неудовлетворенным. Это сама природа желания, оно возникает снова и снова, и чем больше вы пытаетесь его удовлетворить, тем больше оно растет. Вы просто питаете желание, когда думаете, что удовлетворяете его».

Справедливости ради, замечу, что желания дают пищу воображению, возможность помечтать и насладиться мечтами. Есть люди, которым это нравится, и вряд ли их стоит убеждать в том, что мечты заканчиваются разочарованием. Пусть мечтают на здоровье.

Приведу несколько примеров, иллюстрирующих отличие желаний от потребностей.

Если мы, в свободное время, смотрим телевизор, читаем книгу, слушаем музыку, не придавая этим занятиям большого значения, будучи готовыми, бросить их в любой момент, в таком отношении к этим занятиям еще нет желания. Если телевизор мы смотрим, чтобы ПОСМОТРЕТЬ, книгу читаем, чтобы ПОЧИТАТЬ, музыку слушаем, чтобы ПОСЛУШАТЬ, мы удовлетворяем свою ПОТРЕБНОСТЬ в развлечении, отдыхе, новых ощущениях. Понятно, что смотреть, читать и слушать, при этом, не обязательно все, что попало.

Если же у нас есть телевизионная программа на неделю, и мы каждый день заглядываем в нее, опасаясь пропустить очередную серию фильма, или важный футбольный матч, налицо наличие ЖЕЛАНИЯ. Нам нужно, в этом случае, не просто посмотреть телевизор, с целью развлечения, а ПРОСМОТРЕТЬ определенную телепередачу, и этот просмотр продиктован нашим ЖЕЛАНИЕМ.

Если мы открываем книгу не для того, чтобы ее почитать, а для того, чтобы ее ПРОЧИТАТЬ, ставим себе задачу продвинуться в чтении, устанавливаем для себя определенную норму на день, на один раз – это проявление ЖЕЛАНИЯ.

Если мы покупаем, находим в интернете, коллекционируем музыкальные записи для того, чтобы они всегда были при нас, вновь и вновь прослушиваем любимые вещи – это тоже проявление ЖЕЛАНИЯ. Мы хотим не послушать музыку, а ПРОСЛУШАТЬ конкретную музыкальную вещь и сохранить ее на будущее, для новых прослушиваний и наслаждений.

Если, под напором чувств и мыслей, мы загораемся желанием написать рассказ или статью – это ПОТРЕБНОСТЬ души. В охотку, иногда ночью, мы стараемся побыстрее удовлетворить эту внезапно появившуюся потребность. Если же написание статей и рассказов является нашей целью, устремлено в будущее, планово – это проявление нашего ЖЕЛАНИЯ.

Желания, в отличие от потребностей, связаны с обладанием различными вещами и зависимостью от них. Если я хочу пить, то для удовлетворения этой ПОТРЕБНОСТИ, меня устроит любой напиток, в том числе, обычная вода. Если же я люблю пиво или кофе, я могу пить их даже тогда, когда не испытываю жажду. В этом случае, я зависим от конкретных напитков, и они являются предметом моих ЖЕЛАНИЙ. То же относится к пище. При наличии естественного чувства голода, я могу удовлетворить свою ПОТРЕБНОСТЬ любой разновидностью пищи. При наличии искусственного аппетита, у меня есть любимые блуда, составляющие предмет моих ЖЕЛАНИЙ.

Иногда наши потребности ведут к появлению у нас желаний. Удовлетворяя какую-то ПОТРЕБНОСТЬ, мы испытываем удовольствие, и у нас появляется ЖЕЛАНИЕ воспроизвести его в будущем, появляется привязанность к определенным вещам и зависимость от них. Предметом нашего ЖЕЛАНИЯ становятся конкретные виды пищи и напитков, конкретные занятия, развлечения, произведения искусства.

Вряд ли полный отказ от желаний возможен и нужен в молодом возрасте, молодому человеку естественно ставить себе жизненные цели и достигать их. Но в более зрелом, тем более, пожилом возрасте, ограничение желаний полезно и даже необходимо. Так считали, об этом писали не только представители восточных религиозных учений, но и западные мыслители. Приведу, в заключение, несколько их высказываний на тему наших желаний.

Ф.Вольтер:
«Всякое новое желание есть начало новой нужды, начало новой скорби».

А.Шопенгауэр:
«Когда вы свободны от страданий, беспокойные желания рисуют перед нами химерическое счастье и склоняют нас к погоне за ним. Этим мы навлекаем на себя страдания, реальность которых бесспорна».

Б.Грасиан:
«Лучший способ достичь желаемого – пренебречь».