Рассказ. 1. Прости меня, мама... Быль

Валентинка Павлова
   Это была моя первая поездка в Ленинград. Я и сейчас этот город называю Ленинградом, храня в памяти впечатление о нём, оставшееся от моей первой поездки.
   В путешествие отправилась с подружкой Наташкой, - мы росли вместе, к тому же мы - троюродные сёстры.Её мама и мой папа - двоюродные сестра и  брат.
   Сразу планировалось, что с Наташкой проведём дня два в Москве, я отправлюсь в Ленинград, а она домой.
   В Ленинград меня пригласила одноклассница Нина. Мы с ней дружили, учась в школе.
Маленькая, изящная натуральная блондинка с волнистыми природными красивыми волосами и карими глазами она и, правда, была похожа на воображаемую Герду из сказки "Снежная королева". И когда в начальной школе ставили этот спектакль, она и была Гердой.
Но как - то закрепилось за ней школьное имя "Лиса, даже - Лисичка", - может, из - за манеры разговаривать с лёгкой, не портящей её картавостью, плюс этакий полукурносенький нос, который как бы говорил о какой - то склонности к некоторой хитрости.
   Так вот, я собралась и быстренько отправилась в северную столицу, где она училась на врача - педиатора.
   В то время с разными продуктами в Москве было поинтереснее, чем в провинциальных городках и мама попросила меня привести вкусную рыбу. Больше, вроде, ничего и не надо было. Ну, это не проблема, - привезу...
   В Москве мы с Наташкой "поболтались" по столичным улицам и площадям, посетили интересное для нас, переночевали две ночи у моей сестры и она отправилась домой, а я в Ленинград. От наших с ней прогулок по Москве в памяти остались два молодых человека, настойчиво пытавшихся завязать с нами знакомство(обе были очень даже симпатичными), но к знакомствам мы  были равнодушны.
   Ленинград меня покорил истинной интеллигентностью и величием.Я просто влюбилась в
Ленинград. Восхищало всё - чистота, вежливость и культура абсолютно во всём и везде.
Запомнилось особенное внимание к приезжим. На вопрос, как пройти куда - либо, ленинградцы останавливались, подробно объясняли и, что особенно поражало, предлагали проводить, не считаясь с личным временем. "Тот" Ленинград так и остался в моей памяти. Позже я была там несколько раз. Как изменился город! Как изменились люди!!!
 Но рассказ не об этом.
   Нина жила в общежитии и девчата выделили мне в комнате кровать для ночёвки.Помню Айну с её необычным говорком, а ещё запомнилось то, что у девчонок могло не быть никакой еды кроме хлебных корок, но сигареты обязательно были. Может, правда,что курение на какое-то время обостряет ум и память? Так, по крайней мере слышала в одной из передач. Или этим объясняется почти поголовное теперь увлечение сигаретой?
   Это было время, когда только входили в моду туфельки - "шпильки". И я, вся довольная, приобрела белые чехословацкие "шпильки" за 40 рублей. Это было дорого.
   Отвлекусь. Так и всплывают в памяти ленинградские конфеты "Клюква", - такие никогда больше не встречала. Это была карамель ярко - клюквенного цвета - продолговатые прямоугольные конфеты в твёрдой белой бумажной обёртке. Всегда помню за необычный вкус и красоту. Ну, дальше...
   Нагостилась в Ленинграде, многое увидела и услышала, и, полная восторженных впечатлений, к великому неудовольствию, отправилась в обратный путь.
   Опять отвлекусь. Всегда помню майора - моряка, которому я кого - то напомнила или таким образом он пытался со мной познакомиться, но...
   Возвращаясь через Москву, я должна была выполнить мамину просьбу, и я заняла очередь за копчёной рыбой в ГУМЕ на первом этаже. Очередь была длиннющая. Магазин полон народу, было душно и тесно. Я не помню, как называлась эта рыба, но рада была уже возможности её купить. В очереди пришлось стоять часа три, точно не скажу. Помню только, что ноги жутко "гудели", уйти было нельзя и я очень позавидовала женщине, которая разулась и стояла без туфель. Я себе этого не могла позволить и по причине молодости, и по причине приличия.
Когда же, наконец, мне достались три большие рыбины(примерно с горбушу) - такие копчёные - их поместили в большой, бумажный коричневый пакет, я была счастлива, что  просьбу мамы выполню. Стоявший за мной в очереди мужчина сказал:" Долго девочка стояла, зато КАКАЯ РЫБА досталась!" Стоили они тогда десять с чем - то рублей. 
   Пакет с рыбой я поместила в сетку - авоську и, забрав из камеры хранения свои вещи, отправилась к поезду. Руки обе заняты. Тут ещё упала вдруг оторвавшаяся очень красивая пуговица. Так было неудобно с вещами в руках поднимать её!.
   Когда я добралась, наконец, до своего места в вагоне, вдруг обнаружила, что пакет рыбный цел, а рыбы нет! В ужасе я просто бросила свои вещи и помчалась на перрон в надежде, вдруг они как - то выпали и я их увижу. Я пробежала весь путь до камеры хранения и обратно, спросила даже у блуждающего по перрону милиционера, не видел ли он рыбы и, жуть расстроенная, вернулась в вагон. Всё было уже не интересно.
   Расстроенная до невозможности,зарёванная, я думала только о том, что лучше бы я потеряла свои новенькие, беленькие, модные чехословацкие "шпилечки", чем ЭТУ рыбу. Ведь ЭТА рыба была для МАМЫ.
   В соседнем купе (вагон был плацкартный) ехали ребята - спортсмены из Мурманска в наш город на соревнования. Они всячески пытались разговорить меня, но я, как великая дура, сидела и ревела, никому не объясняя причину своих слёз. Когда же я поднялась и подошла к окну, в соседнем купе оказалась та женщина, которая в очереди стояла без туфель. На столике перед ней лежала рыба. Увидев меня, она сказала:"Вкусная рыба, правда? Мы попробовали". В этот момент и всегда, когда я её вспоминала, я ненавидела её. "Да, правда вкусная", - ответила я.
   Домой идти не хотелось и я всячески отодвигала время, когда приду домой. Я не могла представить себе, как после своей поездки, я, полная великолепных впечатлений, появлюсь дома и не выполню мамину просьбу.
   Я не помню, что я сказала маме, но о происшедшем со мной я никому не рассказывала. И долго ещё приходила в себя, ненавидя и белые туфельки. Я не обула их ни разу. Я их продала кому - то, чтобы они никогда не напоминали мне об этой поездке, но всю жизнь помню ЭТУ РЫБУ и туфельки.
   Прости меня, мама, мне и теперь до слёз досадно, когда я вспоминаю об ЭТОЙ РЫБЕ.
            
15.04.10г.