Счастье есть, оно проще простого это чье-то лицо

Виктория Любая
Время приключений

оригинальное название /Le temps de l'aventure/
======================================
 (худ. фильм)
• Продолжительность: 104 мин.
• Жанр: Драма.
• Страна: Франция, Бельгия, Ирландия.
• Режиссер: Жером Боннел.
• Сценарий: Жером Боннел.
• Продюсеры: Эдуард Вейл.
• Оператор: Паскаль Лагрифул.
• Художник: Анна Башала, Кэрол Жерар ... »
• Композитор: Раф Кюнен.
• Премьера в США: 12.10.2013
• Качество: DVDRip
• Звук: Профессиональный многоголосый

• В ролях:
• =============================
• Эмманюэль Дево,
• Гэбриел Бирн,
• Жилль Приват,
• Орелия Пети,
• Лорен Капеллуто,
• Франсуаза Лебрун,
• Дени Меноше,
• Оливье Брош,
• Eddie Chignara,
• Anne-Elodie Sorlin,
• Odile Grosset-Grange,
• Ноэми Ландро,
• Laurent Desponds,
• Delphine Zingg,

• и др.

«Аннотация прокатчика»:
---------------------------------------
«Во сколько же надо встать, чтобы успеть на поезд в 6,50 утра? Аликс – не самой молодой и не самой успешной актрисе – пришлось пойти на такой подвиг, несмотря на неминуемые мешки под красными от недосыпания глазами. Иначе никак не успеть из Кале, где она играет на сцене, в Париж, где её ждут на кинопробы».



С чего начинается личная философия спасения: вечное в повседневном


Представьте себе на мгновение, что во всём мире отключили электричество. Везде. Разом. Что будет? Остановится не только движение поездов, метро, электричек и прочего транспорта, потекут холодильники, невозможно будет пройти сквозь, работающие на фотоэлементах, двери; снять деньги из банкомата, пробить в магазине продукты на обед; постирать белье, позвонить по мобильнику… и т.д. и т.п. Электроприборы, лишенные необходимой энергии, перестанут работать. Это логично. Но, вместе с тем, замрёт и жизнь современного человека, никаким образом напрямую не зависящая от электробайкота. И это уже не логично, а, скорее, трагично. Не работает телефон, утюг, телевизор, обогреватель, радио, метро, интернет (!) – и жизнь человека превращается в хаос. А, должна бы, превратиться в рай. Потому что, наконец-то, у каждого появится возможность посмотреть на себя и тех, кто находится рядом, не через глазок видеокамеры или фотоаппарата, не через окошко компьютера записи на твиттере или ю-тубе, а так, как мы давно не смотрели друг на друга и жизнь вокруг: широко открытыми глазами. Ведь мы – не утюги, не электробритвы, ванны с подогревом и водным массажем, мы – люди: с нервами, чувствами, кожей, внутренними органами, совестью и душой… Нам бывает весело, грустно, мы влюбляемся, выбираем, ошибаемся, и снова делаем выбор, преодолеваем что-то с трудом, а что-то – с легкостью, а ещё – хотим быть счастливыми, любимыми, чтобы любили и заботились о нас, чтобы мы сами любили и заботились о ком-то только потому, что мы – люди, и мы – умеем любить.

Однако как ни странно, я нарисовала идеальную картинку людей, всё больше становящихся похожими на те или иные приборы, зависящие от других приборов: приставок и прочих, «продолжающих нас» предметов. А, что же с чувствами? Они же не подвластны всем этим электро метаморфозам? Неужели мы настолько зависим от этого неодушевленного мира вещей, придуманных для того, чтобы делать жизнь человека более комфортной, что она почти отобрала у нас – нас самих? А точнее – это мы, добровольно отдали ему себя, в обмен на комфорт, скорость и мобильность.



«… в сердцах людей /Нашел созвучия своим созданьям»*
======================================================

Когда-то пушкинский (в русской версии) Сальери советовал Моцарту в минуту грусти воспользоваться рецептом от автора знаменитой «Жинитьбы Фигаро»:

«………………………………….Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти “Женитьбу Фигаро”».*
(Как замечает Моцарт, писатель был приятелем великого композитора, следовательно, плохого бы не пожелал).

На счёт «бутылки» Пушкин, что обычно для гения,  заглянул далече. И в самом деле, как-то так повелось, что уже не одно поколение русских безнадежно лечит грусть-тоску, правда, не шампанским, а иной «микстурой». Причем, замечено: именно в такие моменты  возникает и упорный поиск ответов на самые «пограничные»,  экзистенциальные вопросы (кстати, не всегда и бесполезный). Только у русских это получается как-то мрачновато и тяжеловесно, а французы, словно не было ни Французской революции, ни войны 1812 года, ни Второй Мировой… – пьют свой кофе с круассанами; занимаются любовью, как бабочки-однодневки – легко и красиво; пьют вино, закусывая жаренными засахаренными каштанами и легкомысленно пролистывают книги Сартра в мягкой обложке, словно очередной одноразовый роман, коротая минуты в ожидании местных поездов…

Мы живем совсем в другое (социальное, историческое) время, чем даже наши родители (не говоря уже о дедах и прадедах), более того –  в другом веке (!), вступая (хотим мы этого или нет) в никому неведомую Эпоху. Вокруг столько новых потрясений, столько перемен, но…. Просматривая очередную французскую киноленту (пересказать которую, хватит и нескольких минут),  почему-то остро понимаешь: несмотря на все эти потрясающие изменения, нашему поколению всё равно никогда не стать такими… в общем, «французами». Я, разумеется, не имею в виду, полную смену национальной идентичности. Я, как раз, за прямо противоположное: за разнообразие и аутентичность. Но – мечтаю лично я, – быть может, это как-то удастся будущему, подрастающему поколению?  То, что я пытаюсь выразить, сложно описать словами. Шарм? Легкомыслие? Ощущение пульса жизни?... Нет, всё это только слова. Но те французские фильмы, которые почему-то «одурманивают» на время просмотра, словно загадочный шлейф французских же, духов, не улетучивается после просмотра. Напротив, проникает гораздо глубже, и возможно туда, куда нам самим до сих пор ход заказан. Они не просто дразнят сознание, но заставляют задуматься: почему «дверь», ведущая неизвестно куда в нашем Я, от нас же надежно заперта?

Таких фильмов, разумеется, не много, как и других видов искусства. Да и у каждого они свои. Можно сказать: «дело вкуса». Но…  лучше, об этом – ничего не говорить…

Ах, французы-французы, и что это за нация такая, о которой даже мифы и анекдоты все или о любви или о намёке на неё. Как? Откуда?.. Бальзака они, как у нас Льва Толстого, – «проходят в школе»; Прустом (не все читали, но) загадочно гордятся – пусть и не как фамильным серебром (он же, своего рода, как и Экзюпери, Неприкосновенный Запас (НЗ) всей нации). Здесь невольно напрашивается параллель с нашим почитанием художников (писателей, поэтов, живописцев, философов, музыкантов…)  так называемого,  Серебряного века. Тех, кого смыло «первой волной» с материка обновленной страны, но кто из-за хорошего воспитания  и душевной гордости «не проклинал изгнания» – тех нынче переиздают всё в более и более дорогих (доступных совсем не тому кругу читателей) изданиях. За тех же, кого смели с лица земли… – ставят свечи в дни памятных дат, вешают на дома скромные памятные доски и берегут самое ценное – потрепанные судьбой томики, а то и  маленькие брошюрки, изредка почитывая и перечитывая любимые строки, в свободное для Жизни время…

Но в связи с просмотренным французским фильмом «Время приключений» вспоминается, конечно, не Пруст, не Апполинер … и даже не Франсуаза Саган, а Фредерик Бегбедер. Ф. Бегбедер – автор, недавно нашумевшего (и уже отшумевшего…) бестселлера – «Любовь живёт три года»**. Кстати, к издержкам всё более ускоряющегося темпа жизни, можно отнести не только искусственно разжигаемый и потому так быстро прогораемый интерес к подобного рода насмешливо-легковесной «литературе», но и неминуемое скоропостижное «забвение» самого автора. Играючи, глумливо «замахнувшийся» (дабы потрафить читающей публике) на святая святых – таинственное и такое необходимое каждому человеку чувство; восторженно подхваченный многочисленной молодёжной аудиторией (а сегодня «правит балом» именно она) – глядь… уже скатился с пика своей новомодной популярности. И, без особой жалости, оставлен позади на пустеющем перроне, умчавшимся вперёд ультраскоростным, улюлюкающим «поездом современности»...

 Хотите – верьте, хотите – проверьте
=====================================

Париж, 21-ый век. Молодая пара (её зовут Алекс, она – не сделавшая карьеру актриса (и вряд ли это ей удастся теперь, в 43 года; его зовут Антуан и всё, что мы о нём узнаем из фильма, где он ни разу не появится, это его голос в телефонной трубке и смутные догадки о том, что его профессия каким-то образом связана  или с документальным кино или с телевидением. Они живут вместе (вряд ли дело дошло до свадьбы) восемь лет. Детей у пары нет, из-за чего Алекс, «невезучая по жизни», просто зациклена на ребёнке: ни работа, ни находящийся рядом с ней мужчина, ни она сама – не в состоянии заполнить ту пустоту, которая, в один непрекрасный момент, может обернуться вопросом: «А зачем я вообще живу?» Но пока, по-видимому, до этого не дошло, и она мечется между личной жизнью, театром и телевизионными пробами. Однако сказать, что вся эта бурная деятельность (или по отдельности) приносит ей удовольствие или наполняет жизнь каким-то особым смыслом, – наверное, нельзя. У Алекс есть сестра и мать. Сцена с сестрой наглядно демонстрирует их «похожесть» и вообще, привычные для них взаимоотношения. К матери, возможно, она относится хорошо. Но. Вечно занятая на репетициях, пробах (а, вдруг, возьмут, пусть на небольшую роль?!), в спектаклях, – она жертвует и этими настоящими отношениями, ради участия в воспроизведении чужой жизни. Ей некогда. У неё нет времени. И она (она и сама это признаёт)... устала от этой бесконечной гонки.

Сорок три года – не двадцать три: хочется уже несколько замедлить свой бег; хочется стабильности, определенности в отношениях. Настоящести, выраженной в заботе и понимании, например, перемен настроения: не потому, что это такой каприз, какие бывают у совсем юных, во многом изображающих любовь по кинолентам), а потому что хочется быть уверенной, что мужчина, живущий рядом восемь лет, на самом деле интересуется тобой, знает тебя. А не потому что привык к такому образу жизни, или ему даже «удобно так жить»: его женщина вечно в бегах за миражами и к концу дня, вполне вероятно, уже без сил... Но ведь и она с ним живёт достаточно долго (по современным и особенно – европейским меркам – довольно долго). Значит, что-то и её устраивает в этих отношениях? Или нет времени  посмотреть на свою жизнь реально, без прикрас, дать себе прочувствовать, что представляют эти отношения для неё на самом деле, не в «тогда», а – теперь, сегодня?..

Но, до поры до времени, мы (зрители) не знаем главного. Не знает «этого» и неуловимый Антуан (так как оказался на срочных съёмках за городом и на все звонки Алекс отвечает не сам, а автоответчик (его голосом). Об этой тайне знает пока только одна главная героиня фильма: она… наконец-то…. беременна! Это чудо. Ведь Алекс уже перестала бороться и почти смирилась со своей «ролью», хотя долгое время истово молила небеса послать ей ребёнка. И вот, как оказалось, небо всё же откликнулись на её мольбы. Но она пока не решается сказать об этом отцу ребенка, Антуану. Любопытно, почему? Разве она не так в нём уверенна? А, возможно, заранее знает, что ребёнок не входит в его карьерные планы и боится спонтанной реакции Антуана, вроде того: «…и что теперь, разве нам было плохо вместе?..» Ребёнок, безусловно, в корне изменит их прежний уклад жизни. И Алекс медлит с этой радостной новостью, словно чего-то выжидает. Какого-то знака свыше?... Пожалуй.

И – вот он, этот знак. Невероятно. Но увидев рано утром в сидячем вагоне поезда, почти мельком, сидящего в противоположном ряду задумчивого, смотрящего в окно мужчину (значительно старше её),  Алекс (едущая на очередные пробы из города, где она в данный момент играет в театре) начинает чувствовать притяжение  невероятной силы. Такое, словно встретила потерянного ею когда-то, самого близкого человека. Мало того, она изыскивает способ подойти к нему и познакомиться… Зачем? Почему? Быть может, это каприз беременной женщины? – и эта встреча, и невероятное взаимопонимание… И как теперь, вообще, без всего этого жить?  Судьба ли это или чудачества, спровоцированные гормонами? Да или, всё-таки, нет?!? И вот он, ответ: выходит, восемь лет, прожитые с другим мужчиной, тоже были прожиты не зря: «мужчина её судьбы», возможно, не смог бы подарить ей ребёнка, но всем остальным, в чём нуждается Алекс, обладает для неё только он. Сможет ли после такого «открытия» Алекс, и дальше (как и прежде) жить с Антуаном?


«Думать не хочется, от этого грустно; пусть жизнь сама решит за вас»**

Когда я писала, что, нашему поколению уж точно не стать – и, не подобрав нужные  мне слова, просто закавычила «французами» – я вовсе не имела в виду: «безбашенную» безответственность.  В смысле: «родить от одного, а жить с другим»; каждому «жить своей жизнью» (т.е., жить вместе, при это, давая жить своей обособленной жизнью,  другому) и т.п., но при всём при этом… – прекрасно себя чувствовать.  В наших фильмах (книгах) – «это» (необъяснимое противоречие, предчувствие ускользания чего-то главного и др.)  тоже есть. (Как раз такие фильмы и книги и «откладывались на полку», лет на двадцать, неглупыми цензорами). Речь, собственно, о том чтобы иметь мужество не изворачиваться, не «играть роли» или откровенно врать («ну и  что? живём, как все, не хуже»). Речь о том, чтобы иметь мужество сказать дорогому для тебя человеку правду, как бы горька она не была. Но: суметь сказать любя и от чистого сердца (!) После чего возможны (возможны!!!) дальнейшие, но уже на более высокой ступени, человеческие отношения.  (Хотелось избежать пафоса, да похоже, – увы мне, увы, – не удалось). Но вернёмся, пожалуй, к просмотренному фильму.

И что же? Зрителю вдруг приходит смутная догадка, что и о героине-то, на самом деле,  по сути, ничего не известно.  Да, она играет в театре пьесы Ибсена. Что ж, быть может, что-то, из сыгранного, невольно перенимается (копируется) и её личностью? (Ясно, что это, ничем необоснованная гипотеза, и всё же).

Ибсен…. (как в аналогичном анекдоте), «… да кто же не знает старика Ибсена!.»  А вы, вы читали его пьесы? Интересовались жизнью автора, который в своих пьесах пытался разрешить не разрешимые для себя в жизни (творческие люди поступают так довольно часто) проблемы? Нет?! А вы, почитайте. Вместо того чтобы «за чашечкой кофе» бездумно смаковать, декламируя (подражая игре маститого артиста), избитый монолог из какого-нибудь произведения знаменитого ирландца.

А, кто такой «мужчина её (Алекс) судьбы», ради которого она впервые, по её  словам, изменила своему мужчине? Преподаватель (профессор) литературы, имеющий взрослых детей, живущий один в Англии. Во Франции оказался по случаю весьма печальному: приехал попрощаться со своей бывшей подругой и однокашницей, отошедшей в мир иной… Ну и всё. Для Судьбы, внезапно сталкивающих людей, и этого, наверное, многовато. А вот для людей… Впрочем, для кого как: кто-то и в сорок три года, с семью неделями беременности, побежит за «своим» мужчиной (не забывая при этом постоянно названивать другому мужчине, с которым живет уже восемь лет и от которого наступила долгожданная беременность)…

Не стоит забывать, что мужчина, за которым «бегает» молодая женщина, намерения которой, «написаны по-французски» на её миловидном лице –  европейский мужчина: ирландец, живущий в Англии, т.е. – воплощенное  спокойствие и невозмутимость в квадрате. Или в кубе. Вначале ему (к тому же, преподавателю), наверное, такое поведение (далеко не девочки и даже не студентки) скорей всего, кажется странным. И он реально довольно пристально вглядывается в то, как ведёт себя Алекс и внимательно вслушивается в редкие слова незнакомки, пытаясь, самолично отгадать, в чём тут причина (поскольку их, конечно, может быть много, перечислять  все, единым списком, как-то не досуг). Однако, в итоге, опытный мужчина, сбит с толку, поэтому и «реагирует» на, единственно распознаваемый людьми, «бессловесный сигнал»…

… Во время совместной прогулки, Алекс (она, кстати, далеко не сразу интересуется именем, перевернувшим её жизнь, мужчины) дарит Дугу (так его зовут), нарисованный ею силуэт. «Это я?! Подаришь?» – спрашивает Дуг. Алекс кивает, оба смеются, и он кладёт рисунок в карман пиджака.

…. Но вот время и впрямь вышло, и Алекс торопится на последний поезд, чтобы успеть на спектакль, в котором она занята в Кале. Теперь уже Дуг взволнованно ищет в толпе появившуюся неоткуда и вновь исчезающую навсегда, но теперь явно близкую ему, женщину. Он не посмел навязываться ей в такой решающий момент, да и с виду непохоже, чтобы она окончательно предпочла его своему давнему партнёру, отцу её ребёнка…

И вот когда поезд набирает ход, увозя с собою от Дуга невероятную, удивительную, восхитительную, непредсказуемую Алекс, которой он даже, оказывается, собирался предложить уехать с ним в Англию, а теперь – потерял для себя навсегда… он машинально опускает руку в карман и достаёт тот самый портрет-силуэт, сложенный по палам, чтобы тот уместился в кармане. Он разглаживает рисунок, грустно и растерянно улыбается мелькнувшему, как комета, новому знакомству и вдруг… переворачивает рисунок. Оказывается, тот был нарисован на обратной стороне конверта, где написан адрес Алекс… Но, конечно, для «мужчины её судьбы» эти строчки должны читаться не как обычный почтовый адрес, а как, уносимый в даль, зов, призыв: «ЕСЛИ Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО  НУЖНА ТЕБЕ – НАЙДИ МЕНЯ!»……

Но и не стоит забывать (и здесь я снова воспользуюсь цитатой Ф.Бегбедера, потому что всё равно скажу тоже самое): «…последнее слово …всегда остается за жизнью».
 

PS1:

В Фильме есть момент, когда Дуг спрашивает Алекс: «Зачем ты за мной шла?»
«Я за тобой не шла, - улыбаясь, отвечает женщина. – Я шла и нашла тебя. Это разные вещи».

PS2:

«Фрацузкость» – это, наверное, то, что я имею в виду, когда говорю: «жить, ориентируясь на душу и сердце». Это сложно. Это архисложно и встречается крайне редко, даже и во французском кино (литературе). Я не зря упоминала Серебряный век нашей культуры, когда представители разных творческих течений пытались выразить, по сути, эту же, одну единственную… библейскую истину. Но она, похоже, как солнечный зайчик: охотников много, но ещё никому не удалось его поймать…

PS3:

Лично мне не понравилось оригинальное название фильма «Время приключений». «Приключение» подразумевает не только перемещение в иное пространство, но и некоторую авантюрность, даже дерзость, нарушения каких-то табу, преодоление трудностей. Всё это в фильме присутствует, однозначно. Равно, как и часы, в разных вариациях символизирующие ускользающее, быстро утекающее время. Тем не менее, «приключение» – в контексте личных отношений –  имеет также и негативный оттенок (коннотации): в первую очередь, как «легкомысленные», «мало значащие», «несерьёзные» отношения.

На мой взгляд, если создатели фильма вкладывали в название именно такое значение, то всё, что я здесь написала, имеет ровно противоположное значение. Своих названий предлагать не стану, ограничусь тем, что меня не устроило существующее.

PS4:

И, всё-таки, вышеизложенное рассуждение всего лишь одно, из множества мнений (и пониманий), могущих возникнуть после просмотра данной киноленты.

Так что, смотрите сами, размышляйте самостоятельно и у вас, наверняка, появятся на этот счёт свои интересные мысли.





В заголовке использована фраза из романа Ф. Бегбедера «Любовь живет три года».
(«Счастье есть, оно проще простого: это чье-то лицо».)

*) А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», драма, 1830 г.

**) Бегбедер Ф. Любовь живет три года: Роман / Фредерик Бегбедер; пер. с франц. Н.Хотинской. – М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2012. – 192 с.

***) «Кофе и сигареты» (англ. Coffee and Cigarettes) – сборник из одиннадцати чёрно-белых короткометражных фильмов американского режиссёра Джима Джармуша, снятых им в течение семнадцати лет начиная с 1986 года.