Конспект урока 100-летию Мурманска посвящается...

Марина Беляева
Совместная работа. 
Авторы: Беляева М.В., Беляева С.Н.
Конспект урока с элементами интегрирования по теме « 100-ЛЕТИЮ Мурманска посвящается».


Конспект урока по теме:
100-летию Мурманска посвящается…

(Урок с элементами интегрирования: музыка, история, география, чтение и развитие речи)

Цели:

1.Образовательная: расширение кругозора, дать новые знания о родном городе: по истории и географии;  познакомиться с текстом стихотворения М.В.Беляевой повторить и закрепить литературоведческие понятия: строфа, рифма, ритм, тема, главная мысль.
2.Коррекционно-развивающая: совершенствование навыка беглого, осознанного, безошибочного  и интонированного чтения; навыка рационального заучивания стихотворения наизусть; умения формулировать и давать ответ на поставленный вопрос; развитие и коррекция ВПФ: речи, всех видов памяти и внимания; коррекция эмоционально-волевой сферы.
3.Воспитательная: патриотическое воспитание, привитие любви и уважения к родному городу, гордости за его достижения в преддверии столетнего юбилея.

Оборудование урока:

1.На доске таблички – литературоведческий словарь: тема, главная мысль, строфа, рифма, ритм.
2.Музыкальный инструмент – пианино для аккомпанемента во время исполнения песни.
3.Компьютер, телевизор для демонстрации презентации: История Мурманска в фотографиях.
4.Раздаточный материал ( музыка, чтение): а) текст песни «Мурманский вальс»; б) текст стихотворения « К 100-летию Мурманска»; в) раздаточный материал, карточки для заучивания наизусть.
5.Географическая карта Мурманской области.
6.План города Мурманска.
7.Раздаточный  материал: «осколочные» фрагменты по теме: Мурманск.

                Ход урока.
1. ОРГМОМЕНТ.

Построение.  Проверка готовности к уроку.

2.ПОВТОРЕНИЕ. УСТАНОВКА НА ВОСПРИЯТИЕ.
2.1.Объявление темы и целей урока.

Учитель: Сегодняшний урок посвящён 100-летию Мурманска. Мы познакомимся с главными событиями, которые были в жизни нашего города в течение этого долгого времени.  Узнаем много нового и интересного. Ещё раз пройдёмся по улицам нашего города, полюбуемся новыми скверами и памятниками. Вспомним то, что видели на экскурсиях по городу и по Областному краеведческому музею.  А в конце урока мы проведём небольшую проверочную работу, которая покажет, кто из вас лучше знает свой родной город, и выучим несколько строк из стихотворения, посвящённого столетию нашего города.

2.2.Беседа.

- Вспомните и назовите дату основания города Мурманска.
- Как он назывался изначально?
- Сколько лет исполняется Мурманску в этом году? Как вы считаете: 100 лет для города – это много или мало?

Для сравнения: Москве почти 1000 лет, Великому                Новгороду – больше тысячи лет, Санкт-Петербургу –                более трёхсот лет. Для человека 100 лет – очень много, а
для города – мало, значит, наш город молодой)

Учитель: Мурманск – молодой город, конечно за сто лет прошло много событий в жизни города, но впереди у него – ещё больше лет, а, может быть, веков.

2.3.Музыкальная пауза.

Учитель: Давайте начнём урок в честь столетия нашего города с исполнения песни, которая родилась в нашей школе, её написала учительница нашей школы Марина Викторовна Беляева.

Под аккомпанемент учителя дети исполняют песню «Мурманский вальс».

Свидетельство о публикации №1909255319 (Стихи.ру)

Мурманский вальс
1.

Город наш за Полярным кругом,
Здесь полгода лежат снега,
Здесь полгода бушует вьюга,
Здесь полгода метёт пурга.
Здесь морозы стоят такие,
Что не сразу привыкнешь к ним,
Здесь на самом краю России
Нам тепло отдаёт Гольфстрим.

Припев:

Мурманск – корабли в заливе,
Слышишь, как шумит прибой?
В час прилива и отлива
Чайки вьются над тобой.} 2 раза

2.

Коротко в Заполярье лето,
Светит солнце, и льют дожди.
Города есть теплее где-то,
Но роднее нам не найти.
Над озёрами сопок склоны,
И солдат на краю земли,
Охраняя наш Мыс Зелёный,
Провожает в путь корабли.

3.НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

3.1. Презентация: « Мурманск вчера и сегодня». ( Презентации прилагаются - фотоальбом )

Часть -1.
 
Во время демонстрации учащиеся должны узнать, какой район города изображён на старом фото, а по последующей современной фотографии должны проверить правильность своего ответа.
В основу презентации положен набор художественных фотографий « 90-летию Мурманска посвящается…»

Часть -2.

«Мурманск. Новейшая история» Презентация из школьного архива
по программе «Экскурсионная и музейная деятельность».
Содержание: фото, посвящённые памятникам и архитектурным сооружениям, созданным с 2006 по 2016 годы.
Памятники: «Ждущей», «Коту Семёну», «Памятник пограничникам Арктики», « Памятник треске», «Памятник воинам-интернационалистам», «Памятник Кириллу и Мефодию», новый микрорайон в Ленинском округе, новый облик «Отеля Азимут – гостиница Арктика»; торговые центры «Мурманск-Молл», «Северное Нагорное».)
 
Задание - 1: Давайте вспомним наши ежегодные экскурсии, посвящённые Дню рождения Мурманска.

Просмотр фотографий – покадрово. Задание – 2 учащиеся выполняют после просмотра каждого кадра.

Задание – 2:
Назовите уголок города ( название памятника и т.д.), который вы увидели на фотографии.

3.2. Фронтальная работа с осколочным фрагментами. ( Упражнение на развитие зрительного внимания и зрительной памяти).

Описание упражнения:
На доске – фотография панорамы Мурманска.
У каждого учащегося – конверт с  одним фрагментом этого фото.
Необходимо из разрозненных фрагментов сложить общую фотографию.
Дети по очереди выходят к доске и устанавливают свой фрагмент на нужное место с помощью магнитов рядом с оригиналом фото .

3.3. Индивидуальная работа с осколочными фрагментами.

У каждого учащегося на парте – индивидуальный конверт с полным набором фрагментов по теме «Улицы Мурманска». Каждый должен собрать свою картинку и назвать объект, изображённый на фото.

3.4. Тест «Лучший знаток родного города». Письменное задание.

Описание задания:
Индивидуальная  письменная работа с раздаточным материалом в форме тестирования.

Тест на проверку знаний о Мурманске ( история, география).

1.Как называется полуостров, на котором мы живём?
А) Северный    б)Кольский    В) Южный      г) Рыбачий

2. Назовите главный  город нашего края.
     А) Кировск    Б) Мурманск   В) Москва    Г) Оленегорск

3.Какое озеро есть в нашем городе?
     А) Семёновское    Б) Петровское     В) Ивановское   Г) Дедовское

4.Какого округа нет в городе Мурманске?
А) Ленинский  Б) Столичный   В) Октябрьский   Г) Первомайский

5.На берегу какого залива стоит Мурманск?
А) Финский  Б) Арктический  В) Кольский   Г) Северный

6.На какой улице расположена наша школа?
А) Гагарина   Б) Гаджиева   В) Калинина   Г) Александрова.

После выполнения и сдачи работ – фронтальная проверка правильности выполнения задания.

4.Работа над стихотворением. ( Чтение и развитие речи)

Свидетельство о публикации №115020510164, Стихи.ру

К 100-летию Мурманска

На восточном берегу залива
Там, где жил когда-то дед Семён,
Развернулся город горделиво –
Мурманском от роду наречён.

Между сопок и озёр глубоких
Вырастали первые дома.
И сюда из разных стран далёких
Корабли спешили сквозь шторма.

Город рос и ширился с годами,
Не сдаваясь северным ветрам.
Наряду с другими городами
Дал отпор непрошеным гостям.

Заросли войны минувшей раны,
Снова в небе светлая заря,
И опять уводят капитаны
Корабли в далёкие моря.

Город мой! Ты труженик и воин!
Круглый год кипит работой порт.
Самых лучших в мире слов достоин
Твой характер, что, как скалы, твёрд.

Сотый день рожденья ты встречаешь
Вереницей строек среди скал.
Я тебе от всей души желаю,
Чтобы ты ещё прекрасней стал!

Чтобы и дальше плыть не уставали
По морям большие корабли,
Чтоб стоял в веках прочнее стали
Гордый город на краю земли!
5.02.2015г.

4.1. Чтение стихотворения учителем –  образец чтения.

Задание: следить за чтением текста учителем по раздаточному материалу.

Вопрос на первичное восприятие.
- Определите тему стихотворения.                Д! ТЕМА

4.2. Чтение текста детьми по цепочке по 1 строфе           Д!  СТРОФА

4.3.Беседа.

-Найдите строки, рассказывающие о возникновении Мурманска.
- Перечитайте 2 строфу и скажите, почему Мурманск возник именно в этом месте?
- Какую трагедию вместе со всей страной пережили мурманчане?
- Назовите главную отрасль промышленности Мурманска.
- Можно ли назвать Мурманск тружеником и воином? Докажите.
- Сколько лет исполняется нашему городу?
- Перечитайте предпоследнюю строфу. Какие строки говорят о том, что наш город ещё молод?
            ( Вереница строек – город растёт, а растёт молодой организм.)
- В какой строке выражена основная мысль стихотворения? Перечитайте её вслух.

4.4.Заучивание последней строфы наизусть.

  (С использованием раздаточного материала и авторской методики заучивания стихов наизусть; в основе – некоторые положения музыкально-педагогической теории Карла Орфа).
Описание задания:

- Повторение  литературоведческих понятий: строфа, ритм, рифма.
- Прохлопывание стихотворных строк ладошами, определение ритма стиха.
- Работа по карточкам с пропусками.
Читая текст на карточках, нужно восстановить по памяти пропущенное слово. Обратите внимание на количество штрихов – слово из стольких же слогов пропущено.
- Чтение строфы наизусть.
1.
Чтобы дальше плыть не уставали
По морям большие корабли,
Чтоб стоял в веках прочнее стали
Гордый город на краю земли!

2.
Чтобы = = плыть не уставали
По = =  большие корабли,
Чтоб  = = в веках прочнее стали
Гордый  = = на краю земли!

3.
= =   дальше плыть не уставали
По морям  = = = корабли,
Чтоб стоял  = = прочнее стали
= = город на краю земли!

4.
Чтобы  = = плыть не уставали
= = = большие корабли,
Чтоб стоял в веках  = = = стали
Гордый город = = = земли!

5.
Чтобы дальше плыть = = = = =
По морям большие  = = = ,
Чтоб стоял в веках прочнее  = =
Гордый город на краю = = !


6.
Чтобы дальше  = не уставали
По морям = = = корабли,
Чтоб стоял   = = прочнее стали
= = город на краю земли!

7.
не уставали
корабли
стали
земли

5. ОБОБЩЕНИЕ.
5.1. Чтение наизусть последней строфы стихотворения.
5.2. Повторное исполнение песни  «Мурманский вальс» под аккомпанемент учителя.
5.3. Итоги урока. Выставление и обоснование оценок.