О читателях и писателях

Борис Бем
                Борис БЕМ

     Записки публициста

     Пишу эти строки,а в голову навязчиво просится старый, заезженный анекдот:
   «Идет вступительный экзамен в  педагогический институт по литературе.      

      -Скажите,пожалуйста ,абитуриент Тулим,кто написал роман «Как закалялась сталь? -И в чем историческая ценность этого произведения? 
  Студент, нервничает ,он в замешательстве:
     -Чукча не читал этого романа!
   -Ну, тогда скажите, друг любезный, что вы знаете о произведениях социалистического реализма?- Вы, наверное, читали роман «Мать?»-Кстати, кто написал это яркое произведение ?
  Абитуриент достает носовой платок и вытирает  от волнения вспотевший лоб:
       - И этот труд чукча тоже не читал.
  Профессор от удивления выпучил глаза:
   --Так что же читал достопочтимый чукча?
  Абитуриент  с обидой выдохнул:
  --Чукча не читатель, чукча—писатель!

       К чему это я клоню? Известное дело, что с приходом интернета в наш повседневный быт,  компьютер стал незаменимой вещью, практически в каждой семье. Почти каждый день во всемирной паутине то появляются,то исчезают разные литературные порталы. Наиболее живуч среди своих собратьев-литературный портал «ПРОЗА.РУ» На сегодняшний день этот ресурс посещают свыше двухсот пятидесяти тысяч авторов, а количество опубликованных опусов приближается к шести миллионам. Просто можно позавидовать такому успеху!
    О качестве литературного письма я в этой статье говорить не буду,этой проблеме уже многократно уделялось внимание. Я лично несколько раз поднимал эту тему, однако, меня никто не услышал, точнее, не захотели услышать. Да ну ладно! Сегодня я хочу поговорить о культуре чтения. Опускаю даже вопрос рецензионного письма,о котором тоже много говорилось ранее. И меня не столько удивляет количество читателей на сайтах многих авторов, сколько бешеное количество бездарных отзывов и пустых рецензий. Я даже провел такой интересный эксперимент. Многие свои большие работы для облегчения чтения я разбил по небольшим главам.. Чего греха таить! Читать книги на бумажных носителях для глаз комфортнее. А вот читать длинные тексты на мониторе,действительно,утомительно. И вот, пробежавшись мышкой  под списком читателей на своем сайте,да и на страницах других авторов, я обнаружил следующую картину. Читатели не особо утруждают себя вниманием. Мало того, что они читают первые две строчки, потом перебегают  глазами в середину текста, и завершают чтение последним абзацем. И я не перестаю удтвляться тому,что при всем при этом, они умудряются писать друг другу «хвалебные» оды.
    Для удобства чтения  я специально выставил публикации, сверху вниз, сознательно, пронумеровав главы. И что Вы думаете? Читатели соблюдают эти элементарные правила чтения? Отнюдь нет!  И опять начинается старая картина. Читатель заглядывает в конец повествования, потом в середину, и на этом его «запал» заканчивается. И наоборот! Чем короче «опус»,и что характерно, чем меньше в нем литературных достоинств, тем охотнее он читается, а количество похваляшек,порой, достигает просто безумных цифр.
   Я уже в своих статьях, да и на своем сайте, предупреждал авторов портала о том, чтобы они внимательно и вдумчиво читали те или иные работы. И только в том случае, если текст их взволновал, оставляли свои осмысленные отзывы. Хочу отметить, что, мне стали меньше писать всякой ахинеи, да и количество словесного мусора заметно поубавилось, чем я очень доволен. Однако, очень удивляет один парадокс! Почему так получается, что чем интереснее и колоритнее авторская работа, тем меньше она находит своих читателей? Ответ находится на поверхности. Литературный портал ПРОЗЫ уже давно перестал быть литературным, превратившись полностью в социальный проект: здесь тебе и центр полезных советов, и ярмарка тщеславия, и ристалище графоманов за, так называемое, первенство на олимпе славы. У меня складывается   впечатление, что такое положение устраивает всех: и администрацию портала,и графоманское большинство, и  литераторов-профессионалов. Абсолютно никому нет никакого дела до возникших проблем. Все молчат, а молчание, как известно,это знак согласия большинства. Других мыслей в голову не приходит.
    Еще раз  повторяю! Мне нет дел до рейтингов и до отзывов-пустышек! Мне вполне достаточно, чтобы мои работы просто  вдумчиво  читались. Вот и рассуждай теперь: писатель пишет для читателей, а не для самого себя, любимого. Впрочем, и такое бывает, что графоман пишет лишь в стол ,теша себя надеждой на то, что его «нетленки» будут востребованы в будущем.
    И , если он выставляет свою работу на массовое обозрение, то обрекает себя,по любому, на читательский суд. А как же читатель может адекватно судить о той или иной работе, если  он ее просто не читал, а лишь формально пролистал «глазами». Оказывается, что писателем по большому счету быть нелегко,да и читательская доля тоже сложная Нельзя заставить человека читать все подряд. Читатель, если он, действительно, книголюб, и имеет свой вкус к литературе,обязательно разберется, и сможет отличить зерна от плевел. Одна беда! Статистов в интернете-несметное множество, а вот хороших, вдумчивых и благодарных читателей на порядок, и даже несколько , меньше.
   Учитесь, господа, читать! Культура чтения прививается с детства. И я Вас уверяю! Читать  двух-трехабзацные опусы-дорогого не стОит! Не ленитесь думать, и больше рассуждайте про себя. А хорошую и толковую литературу от «макулатуры» отличить можно, это я смело заявляю. Повысьте к себе требования, как к читателю, и будьте с одной стороны терпеливее, а с другой, не будьте скоры на читательскую оценку. На портале ПРОЗЫ много интересных и многообещающих авторов. Только их труды смываются мощной графоманской волной. Далеко не всегда читательские отзывы абсолютного большинства являются мерилом высокого литературного качества. Помните об этом!

2016 год, июнь.