Обдорск Салехард столица Ямала

Наталья Шамрай
НАЧАЛО

Когда мы говорим  "Ямал" то в первую очередь говорим о его культурно - историческом центре  - городе Салехард (Обдорск).
 Салехард - удивительный город, единственный в мире, расположенный на условной черте Полярного круга.

 Город Салехард, как сейчас принято называть, столица Ямала,
 один из самых интересных и динамично развивающихся городов Российского Севера расположенный  в зоне вечной мерзлоты, арктических льдов, снежной, холодной зимы.

 Салехард четвёртый в Ямало-Ненецком автономном округе по численности населения (сорок шесть тысяч человек в 2013 году), и по промышленному потенциалу после Нового Уренгоя, Ноябрьска и Надыма.

Как культурный центр Ямала город привлекательно сочетает в своем облике и жизненном укладе традиции и современность.

Расположен на правом берегу реки Полуй недалеко от его впадения в Обь в 2436 км от Москвы, на границе субарктического и умеренного климатических поясов.  Число дней со снеговым покровом и устойчивыми морозами - до 200 в году.

Безморозный период от 60 до 90 дней. Средне зимняя температура -15 градусов, средне летняя +10.

Полярный день в Салехарде наблюдается месяц, с 7 июня по 7 июля, 31 сутки в году, верхний край солнца не опускается под горизонт.  В декабре день  не превышает полтора часа. Полярной ночи в городе нет.
    
Салехард  имеет древнюю историю, на его территории   обнаружены памятники археологии - поселения, которым более пяти тысяч лет.

К более позднему поселению относят, открытый в 1932 году в черте Салехарда, уникальный памятник прошлого городище - жертвенное место  Усть-Полуй. 
Как давно и как широко расселялись люди в Сибири, пока неизвестно, для этого не хватает необходимых фактических данных.

Сегодня уже можно сказать, что заселение Сибири человеком было длительным и сложным процессом. Этот процесс освоения древними людьми новых районов с суровым климатом потребовал, очевидно, значительного времени, исчисляемого если не сотнями, то десятками тысяч лет. Но раз начавшись, расселение древних людей на Север, не могло остановиться.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

 В 1595 году под руководством  Березовского воеводы Никифора Траханиотова был срублен Обдорский острог на реке Полуй, неподалеку от впадения в Обь. Год 1595 считается официальным рождением Обдорска – Салехарда.

Свидетельств о личности основателя Обдорска (Салехарда) Никифора Траханиотова очень мало, известно лишь то, что был он в тот период Березовским воеводой.
 Поэтому историкам пришлось буквально по крупицам воссоздать биографию официального основателя нынешнего Салехарда.

Считается, что род российских Траханиотовых является продолжателем древнегреческой династии Траханиотисов, пришедших на Русь в 1473 году в свите царевны Софии Палеолог, выходившей замуж за Великого князя Иоанна Третьего.

Тогда Великий князь и пожаловал боярским званием братьев Дмитрия и Юрия Траханиотовых  и "велел им себе служить". В 1506 году Юрий Траханиотов значился печатником при Великом князе Василии Ивановиче. Сыну Юрия Траханиотова - Василию была пожалована вотчина на реке Клязьма в Московском уезде. Он упоминается в документах как первый ее владелец.

Никифор Васильевич Траханиотов, внук царского печатника, поначалу стал стольником, затем исполнял воеводские должности в Сибири и активно участвовал в покорении бывшей вотчины Кучума.

 Заслуги воеводы в освоении Сибири были отмечены и его переводят в центральные районы страны. В боярских списках 1606-1607 годов Никифор Траханиотов уже упоминается воеводой в Вологде.

В августе 1593 года  по Оби на Север плыли огромные корабли – кочи, водоизмещением сорок тонн. Плыли они долго, и уже в сентябре остановились  у высокого берега реки Полуй.

Было очень холодно, в воздухе летали белые мухи – снег, возвращаться не было смысла. Решили остаться на зимовку. Деревьев пригодных для постройки изб рядом не оказалось, да инструмента тоже подходящего не было.

Разобрали корабль и сложили зимовье. Так началась история нашего города. Следом за первопроходцами сюда устремились купцы и другой смелый люд, в поисках лучшей жизни.

Исходя из опыта первых поселенцев, корабли готовили для строительства жилья и даже пронумеровывали брёвна как детали будущих  изб.

К 1595 году здесь уже стояла небольшая «крепостица».  По свидетельству Абрамова («Описание Березовского края») Обдорск был основан при покорении Сибири в 1593 году под именем крепости, и имеет деревянное укрепление».

По Словцову («Историческое обозрение Сибири») «Городок Обдорской» создан «для обеспечения беспошлинной и заповедной мены между поморскими  торгашами и самоедами (ненцы аборигены)» в 1595 году.

Таким образом, Обдорская застава стала самым северным административным центром государства с присущими ей военными, таможенными и административными функциями.

Здесь жили несколько человек, годовальщиков (своеобразные вахтовики), они могли заезжать с семьей и находиться в остроге целый год. Во время сбора ясака численность гарнизона увеличивалась, так как сюда приезжали 50 казаков, которые собирали налог (ясак).

Есть информация о том, как  «Самоядь» (ненцы) сдавала ясак. Казаки появлялись в резиденции вождя, брали его ближайших родственников в заложники (аманаты) и увозили в уездный город Березово, где содержались в крепости.

Если ясак не был сдан, это было чревато неприятностями для родственников вождя. Поэтому самоядь предпочитала оставлять песцовые и бобровые шкуры на льду реки Полуй около крепости и сразу уходила. Близко  подъезжать не решались, – боялись казаков, а родственник, взятый в заложники, благополучно возвращался в семью.

В «Описании Тобольского наместничества» об Обдорске сказано: «Абдорский острог 1, при реке Полуе на правом берегу, на горе, в оном церковь, крепость четвероугольная, загорожена стоячим тыном, две проезжие и две северных углах башни, обнесена вокруг рогатками, в коем находится для осторожности от диких народов две пушки, несколько пороху и картечь.

И посылаются из Березова в годовой караул при одном старшине казаков по 12 человек, в которой собираются Обдорской волости крещеные и некрещеные остяки (ханты),  и кочующие самоеды (ненцы) в ноябре и декабре месяцах к положению ясака, а в январе в первых числах откочевывают».

В «Чертежной книге Сибири» С. Ремезова Обдорский острог изображен крайне схематично: четыре треугольника — шатровые покрытия крепостных башен, да церковь с колокольней.
В устье реки Полуй указаны «юрты князька Тайши Гиндина со товарищи», а на реке Куноват — юрты «князя Данилко Горина». В конце XVI века на этом месте находилось поселение, принадлежавшее ханты.
Они, по свидетельству Миллера Г.Ф., называли его Пулинг-ават-ваш - „Полуйский Носовой город". Ненцы   именовали его Салия-гарден, что в переводе означало одно и то же: „Носовой (мысовой) городок" или „Город на носу (мысу)". Отсюда и старинное русское название крепости - «Носовой городок».

Происхождение названия «Обдорск» „место возле Оби" (Обь - река, дор - мыс) зырянское.Не следует забывать, коми - зыряне хорошо знали земли Приобья и были проводниками в походах отрядов Ермака, а затем  первопроходцев  продвигавшихся на Север.

Русские первопроходцы, осваивая низовья Оби, построившие на этом стратегически выгодном месте Обдорский острог,  часто называли его Носовым городком. Поэтому в ходу было сложное название - „село Обдора из Носового городка".

Еще Обдорск называли Назов или Назова.  По-видимому, это искаженное звучание слова «Низовой», то есть поселок в низовьях Оби.

Первое укрепление Обдорского острога -  «государев острог» было четырехугольным, огороженным стоячим тыном и с двумя башнями. Высота стен до 3,5 метров, высота башен до 7,5 метров.

Вначале он осаждался обскими остяками (ханты), неоднократно перестраивался. Летом, когда уходил лед с Оби, Обь - Полуйский порт оживлялся.

 Острог становился пристанищем для отчаянных мореходов, купцов ремесленников и прочего отважного люда, которого манили природные сокровища. С 1635 года в Обдорск стали посылать таможенные головы. С этого времени в нем появляется постоянное русское население. Тогда же, согласно воеводской грамоте, Обдорск стал именоваться заставой.

Обдорская застава была одним из самых северных форпостов продвижения россиян к берегам Ледовитого и Тихого океанов. Торговые люди были обязаны отдавать здесь «на Государя десятую пошлину». На заставе собиралось множество разного товара: соболи, бобры, лисицы, кафтаны, сапоги, собачий корм и даже поношенные рубахи и оловянные пуговицы.

В Москву отсылали только меха, остальное таможенные головы тут же продавали, а вырученными деньгами платили жалованье служилым людям. Тем самым с лихвой окупались все затраты на содержание заставы.

В 1602 году построена  деревянная Васильевская церковь. Город удостоился герба, на котором лисица держала стрелу. При крепости имелись пушки и мортиры.

В 1641 году на смену двухбашенному острогу был построен новый, четырехбашенный, с двумя проезжими и с двумя смотровыми башнями.

Тогда же в остроге поставили два амбара для торговых людей и учредили таможню для сбора пошлин с местных торговцев. Разрешения на вывоз пушнины и прочие документы скрепляли печатью с надписью: «Печать государева Сибирской земли Обского устья».

В 1731 году по указу Анны Иоанновны Обдорск был реконструирован, построено новое деревянное укрепление. В крепости был  создан постоянный, казачий отряд в 50 человек  Обдорский острог   представлял собой   каре, огороженное палисадом (частоколом), при воде стояли минимум две проходные башни, внутри располагались воеводская изба, казармы для ясачных сборщиков, баня, амбары и храм.

В 1731 г. Обдорск становится крепостью. Построены первые укрепления из дерева, а численность гарнизона доведена до ста казаков.

В середине XVIII века 18-летний студент-путешественник В. Зуев так описывал «крепостицу»: Обдорский городок — небольшая четырехугольная крепость, загороженная тыном, с четырьмя башнями — двумя угловыми и двумя проезжими. Десятка три курных изб, амбары, питейная лавка, деревянная приземистая церквушка».

В 1799 году Тобольский губернатор Кошелев издал приказ упразднить Обдорский «арсенал». Боевое имущество отвезли, а казацкие караулы из Тобольска более не наведывались.

В начале XIX века по приказу губернатора Корнилова «за ветхостью» упразднили и городские укрепления.   К середине XIX века в Обдорске поселилось около полутора сотен русских. В основном это были рыбопромышленники, пришедшие из Тобольска и Березова.

Эти места уже тогда нравились путешественникам. Михаил Сидоров писал: «Село довольно хорошо выстроено, на сухом возвышенном над рекою Полуем месте, своею наружностью и устройством превосходит и Пустозерск, и Туруханск, и Сургут».