Андреа Мантенья. Принесение во храм

Алина Алексеева-Маркезин
АНДРЕА МАНТЕНЬЯ. Принесение во храм. Начало 1450-х гг. Государственные музеи, Берлин.

       Эта картина относит­ся к числу тех работ, в которых исчерпываю­ще выражены все признаки индивидуального художественного стиля Андреа Мантеньи, одного из крупнейших мастеров италь­янской живописи Раннего Возрождения. Иллюзорная прямоугольная рама с перспек­тивно трактованными полями направляет наш взгляд в центр композиции, на двух ее главных персонажей — Марию и Симеона.

      Пространство картины тесно заполнено показанными в сложных ракурсах фигурами участ­ников евангельского ритуала, что сообщает картине сходство с барельефом. Это сходство поддерживается и по-скульптурному четки­ми, словно вырезанными резцом скульптора контурными линиями, резко очерчивающими абрис головы Марии и в особенности выра­зительный профиль Симеона. Их лица обра­щены друг к другу, и начинает казаться, что пространство между ними, где скрещиваются их направленные в упор взгляды, заряжено огромным духовным напряжением.

            На картине Матеньи мы можем увидеть автопортрет художника крайний справа Андреа Мантенья ,а крайняя слева его жена Николозия.

      Существует ещё одна идентичная картина Джованни Беллини.Принесение во храм.Она датируется более поздним временем.1460е годы.Здесь мы тоже можем увидеть автопортрет Беллини.Скорее всего художник скопировал работу Мантеньи,но добавил персонважей своей семьи.

       Беллини, также как и Мантенья, включает в свою картину современные персонажи. Их принято идентифицировать: в центре – Якопо Беллини (отец хдожника), молодая женщина, обращенная влево – Николозия (сестра художника), юноша справа (тоже смотрит влево) – Андреа Мантенья ; они недавно поженились (как видим, и Мантенья и Беллини трактуют этот евангельский сюжет как уместную тему для картины на память о бракосочетании). В картине Беллини имеются еще две фигуры, которые исследователи склонны считать автопортретом хдожника (как и на мантеньевской картине) и портретом его матери.