О старости

Рута Марьяш
     Есть научное объяснение старения: "Выраженный склероз, ослабление обратных связей с окружающей средой на почве ухудшившегося кровоснабжения мозговых клеток. Старческое перерождение слуховых и зрительных нервов".
     Но я не об этом. Мне сейчас 89 лет, и я – о своём опыте старения.Прежде всего это - осознание неизбежности приближающегося ухода. Обостряется ощущение времени, и чем меньше его остается впереди, тем слышнее становится его ход, тем больше возникает безответных вопросов, над которыми я раньше не задумывалась.
     В то же время, появляется и некоторая отстраненность от жизни. Раньше, особенно в молодости, казалось, что все происходящее вокруг относится и ко мне. И я постоянно жила завтрашним днем, готовилась к чему-то очередному, к будущему. Теперь понимаешь, что все, что произойдет потом будет уже без тебя. "Здесь все меня переживет", - писала Анна Ахматова.
  Рождается утомление жизнью. Есть боязнь не смерти, а болезней, страданий. Отчуждаюсь от самого себя, опасаясь своего ненадежного, слабеющего тела.
          Постепенно утрачивает свое  значение  вкусная еда, разнообразная одежда, украшения...   Нужны порой усилия, чтобы радоваться жизни, которая пока еще в тебе, с тобой, природе, музыке.
       Есть ещё потребность в новых впечатлениях, но уменьшаются и возможности их усвоения. Все чаще ищешь успокоения в прошлом, в минувших ощущениях. Мысль, душа устремляется к былым связям, но они уже не существуют наяву, в реальной жизни... Ушли все те, кто был старше тебя, современники- друзья, родные, близкие. У стареющих друзей уже тоже не хватает сил для заинтересованного частого общения, как  в молодости, все чаще теперь разговоры идут на уровне быта, болезней, и огорчений.
       А я благодарна каждому за доброе слово и дело и очень  стараюсь быть терпимее , не ввязываться в споры, полагая, что правомерно смотреть на вещи иначе, чем я.
       
       Странная пора
   Темнеет над тобой небес вечерний свод
   И наступает странная пора -
   Когда и ты  не тот, кем был ещё вчера,
   И мир вокруг тебя  совсем уже не тот.
 
   Давалось многое тебе, играя и  шутя,
   Теперь любой пустяк   невыполним,
   И что ни новый день – робеешь перед ним,
   Зависим, слаб ты. словно малое дитя.   

   Заглох на свет рожденья первый крик,
   Путь пройденный метели замели
   И манит  притяжение Земли, 
   Как избавление  от старости  вериг.


Июнь 2016 г.