На виниловых дисках. The Beatles

Александр Соханский
        Диск «A Hard Day’s Night» целиком состоит из песен, сочиненных Джоном Ленноном и Полом Маккартни. Песни были созданы для фильма с таким же названием и записаны в начале 1964 года в одной из парижских студий грамзаписи.
        Это был третий долгоиграющий диск «Битлз» и исполнительские средства выбирались более дифференцированно. Перечень применяемых музыкальных инструментов несколько расширился, появилась бОльшая мелодическая изысканность. При записи стали использоваться технические трюки, которые, однако, не выступали на передний план, а лишь служили компонентами трактовки звучавшей мелодии. Голоса Леннона и Маккартни записывались дважды, поэтому у слушателей иногда создавалось впечатление, что поют не четверо, а пятеро исполнителей.

        На этом диске песню «I’m Happy Just to Dance with You» («Я счастлив танцевать с тобой») исполнил Джордж Харрисон. Леннон объяснил это так: «Я написал эту вещь специально для Джорджа. В прессе часто пишут, что Пол и я отодвигаем Джорджа на задний план, что я не даю ему возможности добиться успеха при исполнении его собственных песен. Но это не так. Я поощрял Джорджа как сумасшедший».

        Одной из самых удачных композиций стала песня  «And I Love Her» («Я люблю её») в исполнении Пола Маккартни. В ней гармонично сошлись слова и мелодия, пассажи Джорджа, солирующего на гитаре, игра Ринго на деревянных инструментах и участие акустических гитар.

        В песне «A Hard Day’s Nigt» («Вечер трудного дня»), давшей название диску, сюжет очень прост. В нём отражена повседневная трудовая жизнь англичан, желание взаимной любви друг к другу, стремление к уюту, благополучию и простому человеческому счастью в семье.

                Прошел тяжелый день, а я крутился, как волчок.
                Прошел тяжелый день, и я уснул бы, как сурок.
                Но вот приду я домой и вновь увижусь с тобой,
                Все станет хорошо.

                Ты знаешь, я тружусь, чтоб были деньги у нас всегда.
                И тем, что слышу, я так горжусь, что ты мне рада все отдать.
                Чего еще желать мне, когда мы наедине,
                Ты знаешь, все о'кей.

                Вот мой дом, в котором все хорошо,
                Вот мой дом, знаю, что я всей душой твой.
                (Автор перевода Маришка Миронова)

        Подобная тема о бескорыстной любви звучит в песне  «Can’t Buy Me Love» («Любовь не купишь»):

                Куплю кольцо тебе, мой друг,
                Если хочешь ты его,
                Достану всё тебе, мой друг,
                Если хочешь ты того.
                Ведь, всё равно — и с кучей денег
                Я не куплю любовь.

                Отдам всё, что смогу отдать,
                Жду любви в ответ лишь слов.
                С меня немного можно взять,
                Но всё, что есть, отдать готов.
                Всё равно — и с кучей денег
                Я не куплю любовь.
                За звон монет не купить любви мне, нет,
                За звон монет, нет-нет-нет, нет.

                Скажешь, что кольца не ждёшь —
                И ближе станешь мне,
                Скажешь, что за деньги не найдёшь,
                Что нам всего нужней.
                Всё равно — и с кучей денег
                Я не куплю любовь
                За звон монет, нет, за звон монет, нет.
                (Автор перевода Mark Feliferov)

        Эту песню взяли в свой репертуар многие певцы и группы, а великая джазовая певица Элла Фицджеральд исполняла эту песню в сопровождении оркестра Каунта Бейси, что было для «Битлз» огромным счастьем участвовать своей песней в записи известного оркестра.

        Всего на рассматриваемом диске записано двенадцать песен:

        Министерство культуры СССР
        МЕЛОДИЯ
        Всесоюзная фирма грамзаписи
        Стерео  С60 23579 008

        A  HARD  DAY’S  NIGHT    *    ВЕЧЕР  ТРУДНОГО ДНЯ

        The Beatles     *     Битлз

        Сторона 1
        Вечер трудного дня  —  A HARD DAY’S NIGHT
        Мне стоило знать  —  I SHOULD HAVE KNOWN BETTER
        Если я полюблю  —  IF I FELL
        Как счастлив я танцевать с тобой  —  I’M HAPPY JUST TO DANCE WITH YOU
        Я люблю её  —  AND I LOVE HER
        Скажи мне, почему  —  TELL ME WHY
        Любовь не купишь  —  CAN’T  BUY ME LOVE

        Сторона 2
        Когда угодно  —  ANY TIME AT ALL
        Я буду рыдать  —  I’LL CRU INSTEAD
        Слова, что сказаны сегодня  —  THINGS WE SAID TODAY
        Не смей  —  YOU CAN’T DO THAT
        Я вернусь  —  I’LL BE BACK

        Джон Леннон
        Пол Маккартни
        Джордж Харрисон
        Ринго Старр

        Грампластинка изготовлена с использованием технологии фирмы «Teldek», предусматривающей прямую запись на металлический диск (ДММ), с которого производится тиражирование грампластинок. Эта технология обеспечивает улучшенные качественные показатели звучания при использовании электропроигрывающих устройств первого и высшего классов.
        Manufactured under license of EMI Records, Великобритания
        Ташкентский завод грампластинок им. М.Т.Ташмухамедова
        Арт. 11-5.
        Цена 3 руб. 50 коп.

        К сожалению, следует отметить, что, несмотря на хвалёные передовые технологии и «улучшенные качественные показатели», частотный диапазон диска оставляет желать лучшего.


                *   *   *
        Официального запрета на «Битлз» в Советском Союзе никогда не было, но практически  исполнение песен западных певцов и групп не поощрялось. Более того, с подобными проявлениями вокального искусства государством велась серьезная борьба. Советские идеологи подвергали порицанию западных исполнителей в советской литературе, искусстве, в средствах массовой информации. И всё же  в 70-е годы грампластинки с записями западных (здесь не имеются в виду западные социалистические страны) исполнителей выпускались фирмой «Мелодия» ограниченными тиражами. Обычно такие диски «доставали» через «завсклад и товаровэд». До прилавков музыкальных магазинов этот «дифцыт» практически не доходил даже в столице, не говоря уже о провинции. Поэтому истинные меломаны по многократно завышенным ценам приобретали желанные записи у фарцовщиков и спекулянтов, деятельность которых преследовалась законом. И на подобном рынке не только продавцы, но и покупатели зачастую знакомились с беспощадной в этом отношении советской милицией.


        На виниловых дисках. Paul McCartney  >  http://www.proza.ru/2016/06/03/380
        На виниловых дисках. John Lennon.       >  http://www.proza.ru/2016/06/02/340


        Александр Соханский,
                июнь 2016 г.




        Информация: Г.Шмидель. «Битлз» — жизнь и песни». Изд. «Мелодия». Москва, 1990