Из глубины времен выплывает маятник Фуко – шарик с острием на веревке, уходящей под купол… На песке с каждым новым качанием образуется новая, смещенная полоска – из-за вращения Земли. Отсюда видно, что Бога нет, - примерно так, вероятно, с промежуточными рассуждениями, вещал экскурсовод. Еще мне нравились в Исаакиевском соборе колонны синего малахита…
А взрослых посетителей пускали на самую макушку собора – на площадку вокруг маленького домика-купола над большим… В два с лишним раза выше, чем теперь на колоннаду. Помню, мой дядя махал мне оттуда платком летом 1955 года.
Сейчас собор в центре внимания. Петербургская митрополия требует его возврата церкви, музей против. Богослужения проходят там параллельно.
При оценке ситуации следует иметь в виду особое, отличное от, скажем, протестантского, отношение православных к храмам. Неоднократно приходилось читать суждения протестантов, что для них здание, где прекращены службы, лишь коробка и не отличается от всех прочих.
Для православных же (полагаю, и римо-католиков тоже) освященное здание храма навсегда остается особым, выделенным местом, даже после его разрушения.
Соответственно и никаких других применений, кроме первоначального, у храмов быть не может.
Сказанным объясняется и невозможность мирских, хотя бы и достойных, концертов в православных храмах. За что внешние нередко критикуют, приводя в пример инославные традиции.
Так что логически неустранима неизбежность, независимо от личных мнений, передачи собора, рано или поздно, в распоряжение Митрополии. Конечно, при этом возникнут и проблемы, не только финансовые… Я , например, с трудом представляю, как в таком огромном и неуютном здании затеплится обычная приходская жизнь… Все-таки сооружался он скорее как державный символ…
Сказанное не означает, что мы не должны быть благодарны нескольким поколениям, помогавшим сохранить храмы с временно размещенными там учреждениями, так или иначе связанными с культурой…
Фото из Яндекс-картинок