Уильям Гадсби. Вечная проблема для арминиан

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ АРМИНИАН
Уильям Гадсби
Письмо преподобному Эдварду Смиту
http://www.truegospel.net/Gadsby/003.htm

Дорогой сэр,
Учение, которое Вы подготовили, или, вернее, собрали из цитат в один том и намерены опубликовать в защиту свободной воли, с целью посеять презрение к учению об избрании благодатью, после того, как в моем уме вращались тысячи мыслей об уместности или неуместности вмешательства в Ваши дела, все же побудило меня, глядя на Вашу умелую в своем роде работу, послать Вам несколько строк , на которые я прошу Вас обратить серьезное внимание; ибо я уверяю вас, что насколько я знаю мое сердце, я ничего не имею в виду, но лишь  славу вечного Бога и благосостояние Сиона.
И, во-первых, для Вас тем самым будет желательно как можно раньше обратиться к тем людям, которых Ваш образ благочестия заставляет позорить как злодеев, и выслушать их вопрос: на каком основании покоится спасение беспомощного грешника; зависит ли оно целиком и полностью от благодати Иеговы, или покоится ли оно целиком и полностью на человеческой свободной воле, или оно зависит и от того, и от другого, то есть отчасти от благодати Божьей, а отчасти от свободной воли? Если Вы  все же будете склонны отдать предпочтение первому из этих утверждений, Вам придется определить отношение к своему арминианскому исповеданию, а также прояснить более четко, от какого аспекта свободной благодати Божией в полной мере зависит наше спасение; и, чтобы ничего не перепутать с тем, что я имею в виду, я должен сейчас просто констатировать  несколько вещей, которые, как я надеюсь, Вы добросовестно признаете.
И в первую очередь, я спрошу: зависит ли спасение грешника от вечной любви или милости Иеговы, или для грешника не представляется возможным быть заинтересованным в той милости, которая от века и до века (Пс.103.17 KJV), так что в конце концов он навеки погибнет? И если да, то разве не представляется очевидным, что в последнем случае спасение вовсе не зависит от милости Божией?
Но, во-вторых, если спасение зависит от искупительной благодати, от искупления святых Богу драгоценной Кровью Христа (Откр.5.9), зависит от действенности искупления Христа для спасения, и если мы видим, что святые таким образом искуплены от всякой неправды (Тит 2.14), от проклятия закона (Гал.3.13) и выведены из ямы, где нет воды (Зах.9.11) - то может ли  в силу всего этого грешник быть заинтересованным в искуплении Христа и тем не менее быть проклятым? И если это так, то не кажется ли, что спасение не зависит от искупления Христа?
В-третьих, зависит ли это спасение от оживотворяющей, возрождающей и обновляющей благодати? Как написано: «Оживил мертвых по преступлениям и грехам» (Еф.2.1). "Не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости Он спас нас, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит 3.5). Разве не так, что если грешник не будет оживлен, возрожден и обновлен Святым Духом, он в конце концов будет изгнан из присутствия Господа в горящее озеро вечной погибели?
В-четвертых, зависит ли это спасение от оправдывающей благодати? "Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3.24). "И Им всякий верующий оправдан от всех вещей, от которых вы не могли оправдаться законом Моисея" (Деян.13.39). Или грешник не может быть оправдан по благодати от всех таких вещей, и в конце концов он должен наследовать осуждение и провести вечность с неверующими в адских мучениях? Если это так, то не кажется ли, что оправдывающая благодать не спасет грешника?
В-пятых, зависит ли это спасение от освящающей благодати? Как написано: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались во имя Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор.6.1), или грешник не может быть освящен во имя Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога, и в итоге он должен погибнуть? Если это так, то не кажется ли, что освящающая благодать не спасет грешника?
В-шестых, зависит ли это спасение от благодати усыновления? "Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви: предопределив нас к усыновлению Себе как детей Иисусом Христом , по благоволению воли Его" (Еф.1.4-5 KJV). Или грешник не может получить усыновление, быть наследником Бога через Христа (Гал.4.5-7) и войти на небеса? Если это так, то не кажется ли, что спасение не зависит от благодати усыновления?
Теперь, если спасение не зависит от чего-либо из этого, то будьте же добры сообщить нам, зависит ли оно от всего этого, рассмотренного совместно, как одно бесконечное сокровище бессмертной благодати, и как может  грешник быть заинтересован в нем в целом, или же он в итоге погибнет в своем беззаконии? То есть, может ли грешник быть заинтересован в неизменной милости Божией, и в искуплении Христом, и в животворящем, обновляющем и возрождающем влиянии Святого Духа; и как он может быть оправдан от всего, в чем не оправдывает закон, и быть омыт и освящен Духом Божиим, и может ли он  таким образом стать сыном и наследником Бога? Может ли, говорю я, грешник быть заинтересован во всей этой благодати сегодня, и завтра умереть в своих грехах? И если да, то как может быть спасение по благодати?
Но чтобы придать Вам сил и предоставить Вам все возможности доказать, что спасение целиком по благодати Божией, и полностью зависит от Бога, я спрошу, в-седьмых, каким образом спасение зависит от неизреченного Дара благодати - Иисуса Христа? "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Иоан.4.10). И если спасение зависит от неизреченного дара благодати, то объясните нам, пожалуйста, какая часть этого дара может зависеть от чего-то здесь. Зависит ли это только от дела Христа, или от Его Личности, или от Его служений, или от полноты, что в Нем обитает, или от союза и отношений, которые существует между Ним и Его Церковью? Зависит ли спасение от всех этих вещей совместно или по отдельности, или грешник не может быть заинтересован во всей этой благодати и должен будет погибнуть навеки?
Но чтобы сделать все эти вопросы еще более четкими, я должен спросить: каким образом грешник может быть заинтересован в деле Христа, или в Его активном и пассивном послушании на земле и в Его заступничестве на небесах; каким образом Он может положиться на Христа как на свое основание; найти в Нем убежище и защиту от ветра; найти в Нем отдых как в месте покоя; омыться в Нем как в источнике, который открыт для дома Давида и жителям Иерусалима для омытия от греха и нечистоты; войти в овчарню Им, как дверью и тесными вратами; довериться Ему как Господу, своему Избавителю, когда Он есть его сила и щит, рог спасения и крепкая башня; принять Его как своего Пророка, Священника и Царя, как Вождя своего спасения, как своего Поручителя, Главу и Посредника; жить Им как Хлебом небес, Водой жизни и вином Царства; каким образом он может быть заинтересован в Нем как старшем Брате и Друге, более привязанном, нежели брат, прилепиться к Нему как любящему Супругу и Живому Главе, чтобы его жизнь была сокрыта со Христом в Боге, и он был    жизнь Его жизни, тело Его тела, кость от костей Его и плоть от плоти Его? Одним словом, как грешник принимает Христа как Господа правды Его, свою силу, свой удел и все во всем для себя, как он может быть благословлен покаянием к жизни, чтобы Христом стал в нем упованием славы, когда он "рожден свыше, не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек" (1 Пет.1.23 KJV); как он будет благословлен плодами Духа, как "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и умеренность" (Гал.5.22-23) - и при этом в конце концов прийти к осуждению? И если бедный грешник может быть заинтересован во всей этой благодати, и в конце концов быть потерянным, то сэр, ради Господа и ради истины, и ради бедных, погибающих грешников, сообщите нам, от чего действительно и в абсолютном смысле зависит спасение.
Я полагаю, что невозможно предложить Вам, или любому другому человеку, предмет, который имел бы большее значение, и поэтому я надеюсь, что вы приложите все старания, чтобы рассмотреть эти вопросы ясно и прямо; и если после надлежащего рассмотрения и хладнокровного обсуждения вы сделаете вывод, что грешник  может быть заинтересован во всей этой благодати и в итоге будет проклят - то тогда сообщите нам четко, в каких аспектах спасения грешник может быть заинтересован, чтобы в итоге быть потерянным, и в какой части он не может быть заинтересован, чтобы при этом лишиться небес, так чтобы мы не сформировали себе видение только некоторой части нашего реального состояния, оставшись при этом в неведении относительно вещей, от которых наше спасение зависит в полном смысле слова.   Если вы будете склонны отдавать предпочтение свободной воле человека, и скажете, что спасение зависит от воли человека, то объясните нам, как такое понимание согласуется со словом Божиим. Но если, в конце концов, вы можете не придать моим словам никакого значения все же ради истины, и ради бедных, погибающих грешников, сообщите нам, как такие понятия согласуются с такими местами Писания на эту тему, как Иоан.1.13, Рим.9.16, Еф.2.8-9, 2 Тим.1.9, Иак.1.18, Фил.1.6, Деян.13.48, а также Еф.2.1-6. Я  мог бы привести гораздо больше мест, но я склонен думать, что этого будет достаточно, чтобы Вы поразмыслили, как удержать свободную волю на том троне, на который люди возвели ее.
Мы также искренне желаем Вам, чтобы Вы могли объяснить, стала ли человеческая воля полностью развращена вследствие появления греха, или она была лишь слегка ранена, или же получила тяжелые травмы; и если имеет место первое, то что вы и ваши братья подразумевают под свободной волей и свободным действием; а если последнее. и спасение зависит от свободной воли, что вы имеете в виду, молясь, чтобы Бог помиловал всех людей и спас их спасением вечным, а затем говоря собранию, что Бог сделал все возможное, чтобы спасти их, и в настоящее время только от них зависит, спасутся они или нет. Конечно, такое пустословие никогда не может быть приемлемым для Бога, однако оно может накормить плотской ум человека. Ибо если Бог сделал все, что Он может, почему мы должны молиться Ему, чтобы Он делал больше, и если Он не сделал все, что Он может, почему мы заверяем людей в том, что Он сделает что-то еще? Какими бы странными такие противоречия ни показались здравому уму, их можно встретить в одной часовой проповеди почти любого арминианского служителя.
Теперь, сэр, отмечу, что кредит доверия вашей любимой системы во многом зависит от этих вещей и от того, ясны они или нет, ибо дитя Божие, имеющее опыт духовной жизни, не может удовлетвориться компромиссами и подтасовками. Если вы чувствуете или склонны считать, что спасение грешника является совместным делом отчасти благодати Божией, а отчасти свободной воли человека, вы несомненно должны позаботиться сообщить нам, где в Писании говорится о таком спасении и как оно согласуется с такими отрывками, как Ис.43.11, Деян.4.12, Рим.11.6, Ис.40.13-17, 22-23, 1 Кор.1.26-29. Если мы всерьез рассмотрим эту оценку, данную человеку вечным Богом, то представляется очевидным, что все люди, все народы земли - не более чем капля в ведре или пылинка на весах; они ничто и меньше чем ничто пред Богом. Как можно при этом полагаться на плоть? И как бы это ни было унизительно для гордого человека, Бог сообщает нам устами псалмопевца, что "каждый человек в своем лучшем состоянии тщеславен" (Пс.39.5 KJV). И если действительно обстоит так, что мы ничто и меньше чем ничто, и еще тщеславимся тем, что, по видимости, кто-то из нас просвещен больше остальных, то что в нас может способствовать спасению? Но Бог избрал неразумное, слабое и презираемое, с тем чтобы никакая плоть не хвалилась в Его присутствии, и чтобы было как сказано: "Хвалящийся хвались Господом".
Я утверждаю, сэр, что Ваше дело теперь - сообщить нам, со всей точностью и четкостью, каким образом такие черви, как мы, можем помочь Великому Иегове в своем вечном спасении, и в какой части это спасение зависит от нашей помощи. И если вы сделаете это, то затем сообщите нам, каким образом, если Бог справедлив и праведен, и требует Себе всю славу, и не допускает никакую плоть тщеславиться в Его присутствии, но дозволяет хвалиться лишь Его именем - как Он может устроить таким образом, что  Его свободная благодать не спасет ни одного грешника, если тот пренебрежет своей частью спасения? Следует надеяться, что Вы не сочтете такие вещи мелочами, ибо они являются предметом наибольшей важности; и, конечно же, это обязывает каждого грешника, который рассчитывает попасть на небеса, хорошо удостовериться в том основании, от которого зависит его спасение, чтобы он не должен был строить на ложном основании и чтобы все его усердие и бдительность не пошли прахом.
Теперь, сэр, если Ваша совесть настолько нежна, что Вы не сможете удовлетворить ее, если не будете протестовать против учения о безусловном избрании, Вы, конечно же, не можете спокойно умереть, не отвечая на эти важные вопросы, то я повторяю еще раз, что ничто не может быть важнее, чем знать, на каком основании в конечном счете покоится наше спасение, и поскольку размышление об этом не будет оскорблять Ваши превосходные способности и понимание, замечу, что если Вы найдете их недостаточными для выполнения этой задачи, то Вы будете вполне свободны прибегнуть к помощи любого из Ваших весьма многочисленных братьев;  если же будет вполне ясно и четко заявлено, что для нас не имеет значения, зависит ли спасение только от одной стороны или от совместной работы Бога и грешника, то, оставляя в стороне вопрос, правда это или нет, хотелось бы понять, откуда берутся такие выводы. Возможно, Вы заинтересуетесь, почему я так часто употребляю такие местоимения, как "мы", "нас", как если бы в этом послании были заинтересованы многие; но если Вы прочтете лишь небольшую брошюру под названием "Диалог между цирюльником и методистским служителем", то, возможно, к концу ее Вы удивитесь, ибо там Вы увидите тот же вопрос, предложенный Вам, а именно: "Что спасает потерянного грешника?", ибо вся брошюра также касается некоторых из приведенных мной моментов. Таким образом, Вы видите, что я не единственный человек, который хочет знать, на каком основании в конечном счете покоится наше спасение, и поскольку я никогда не слышал ни о ком из Ваших братьев, которые отважились решить этот важнейший вопрос, я подумал, что если такой вопрос будет задан г-ну Смиту, и его характер четко укажет ему, что он должен использовать весь свой превосходный талант для того, чтобы дать простой, однозначный и окончательный ответ, то я думаю, что рискну сказать вот что: в этом городе я могу найти несколько сот человек, которые чувствуют себя заинтересованными в этой теме, и которые могут с уверенностью сделать вывод, что если г-н Смит не ответит на этот вопрос так, как подскажет ему разум, то он просто не сможет ответить на него по существу. И поэтому, если ни уважение к истине Божией, ни забота о благополучии душ не побудят Вас ответить на это послание, то пусть хотя бы Ваша репутация как человека ученого и талантливого будет иметь для Вас некоторый вес, чтобы никто не говорил, что такая неотесанная деревенщина, как Уильям Гадсби, предлагает преподобному Эдварду Смиту из Колледжа Святой Троицы в Дублине вопросы, на которые он не может ответить, не подвергая риску свою собственную веру, а потому готов попросту трусливо замолчать их.
Я не просил бы у Вас ответа, если бы сам предмет не представлялся мне настолько важным. Я знаком с людьми, которые пекутся о своих бессмертных душах и считают себя обязанными трудиться ради своего вечного мира, и полагают, что они имеют некое предвкушение бессмертного блаженства, и живут в ежедневном ожидании того, что "когда земной дом, эта хижина, разрушится, у них есть от Бога дом на небесах, нерукотворный и вечный",  где они должны быть навсегда свободными от греха (монстра, которого ненавидит их лучшая часть), где они должны быть свободны от всех обид ада, печалей мира и всякого рода забот, страхов и бедствий,  и быть вечно с Господом; где они увидят, как сами видимы, и познают, как сами познаны, и будут петь Триединому Иегове бессмертную хвалу во веки веков. О, как такая душа жаждет быть со Христом, потому что это бесконечно лучше, чем быть здесь! В самом деле, сэр, они ждут того, что будет очень скоро, когда их бессмертный взор ясно узрит величественное сияние чистой славы Господа, когда все их силы будут сладко исполняться вкушением этих бессмертных благ, которые предназначаются тем, кто ждет от Бога! Но если, в конце концов, они могут лишь строить такие ожидания на ложном основании, как ужасно будет их разочарование! Сама мысль о том, что оно возможно, способна отравить им всякую радость, и если эта мысль будет преследовать их достаточно долго, она способна произвести такую дрожь и ужас, которые не выразить ни языком, ни пером. Поэтому для таких душ ни один предмет не может иметь большего значения, чем тот, что в настоящее время предлагается для Вашего рассмотрения. Можно было бы ожидать введения в достоинство князя или короля и разочароваться, если этого не будет, но разочарование такого рода не стоит даже мысли, сравнимой с тем, что я только что описал, ибо все богатства, удовольствия, честь и достоинство, которые этот мир может себе позволить, по сравнению с небом есть убогий, мимолетный и погибающий мусор. Через считанные годы ему будет положен конец, и нищий на навозной куче и царь на престоле окажутся равны во прахе. Но быть разочарованным в заботе души о вещах вечных - это ужас, не поддающийся описанию, и поэтому, если Вы или кто-то из Ваших братьев чувствуете заботу о бедных гибнущих грешниках, которые жаждут Бога живого, то извольте сообщить нам всерьез, от чего для Вас в конечном счете зависит спасение, и как мы можем знать, на чем обосновать наши ожидания.
Если у Вас найдется для меня еще немного времени, я хотел бы высказать еще одно предложение, возникшее у меня не так давно. Если после того, как Вы беспристрастно обсудите указанную тему, Вы по прежнему будете думать, что исполняете дело благовестия, проводя презрение к учению о безусловном избрании, и по-прежнему будете утверждать, что это учение делает Бога жестоким варваром и тираном - то извольте объяснить нам, кто такие грешники и что они сделали такого, что ставит вечного Бога под обязательство обеспечить для них Спасителя.
Теперь, сэр, либо Бог справедлив при избрании некоторых по благоволению воли Своей, оставляя остальных без того, что Вы называете шансом на спасение, или же человек должен иметь какую-то справедливую и оправданную претензию на Него, в результате чего у него есть право требовать спасения. Предположим, что на эту тему мы предлагаем для Вашего рассмотрения некий отрывок из Писания, и если мы обратим наши мысли к Рим.3, мы увидим, что были люди, которые клеветали на апостолов, которые якобы говорили: «Давайте делать зло, чтобы вышло добро». Поставив этот вопрос, апостол затем начинает восхищаться добротой и благостью остальных апостолов и верующих во Христе Иисусе, подтверждая, что их характеры куда более достойны Иеговы, чем те, кто их проклинает. Однако здесь нет ни одного намека на природу, а совсем наоборот. Поэтому он спрашивает: "Что же тогда? Мы лучше, чем они?" На что он отвечает: «Нет, никоим образом нет". То есть, если я его понимаю правильно, мы ни в каком смысле не заслуживаем большего расположения Бога, чем они, потому что мы по своей природе не лучше, чем они, но были по природе чадами гнева, как и другие. Но какова причина, по которой апостол делает такие утверждения? Она очень проста и на самом деле весьма очевидна, а именно, что как иудеи, так и язычники находятся под грехом; а затем, чтобы проиллюстрировать этот момент, он цитирует множество отрывков из Ветхого Завета, которые дают краткое описание реального состояния человека по его природе; у него написано: "Нет  праведного, нет ни одного: нет никого, кто разумеет, нет никого, кто ищет Бога, все они совратились с пути, все негодны; нет никого, делающего добро, нет ни одного, их горло открытый гроб, языком своим обманывают; яд аспидов на губах их; уста их полны злословия и горечи, их ноги быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на всех путях их, и пути мира они не знают, нет страха Божия перед глазами их" (KJV).
Вот, сэр, краткое описание падшего человека, на основании слов святых людей древности, которые говорили, будучи движимы Духом Святым, и благодаря тому же безошибочному авторитету мы узнаем, что «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы". Это описание - истина,  и кто осмелится отрицать это? Скажите же, сэр, за что из этих вещей вечный Бог обязан обеспечить нам спасение? Какая добродетель может быть в этих вещах, рассмотренных совместно или по отдельности, достаточная, чтобы заслужить бессмертную милость Господа, или воспринимать Его как несправедливого тирана в случае, если Он отведет нам удел с падшими ангелами? Если добродетель человека состоит в его нужде в праведности или в том, что он осознает свое отличие от Бога, то почему Он обязан любить и искупить человека, иначе же Он поступит несправедливо? Есть ли какая-либо добродетель во лжи или ужасном невежестве, лишающем людей стремления к Богу, поскольку их "понимание омрачено" и они "отчуждены от жизни Божией по неведению и из-за слепоты их сердца" (Еф.4.18 KJV)? Или же некая добродетель есть в осознании человеком того, что он в целом несостоятелен, не делает ничего хорошего и что вообще живущие по плоти Богу угодить не могут? Или же добродетель лежит в той ужасной вони, которая исходит из уст грешников, гортань которых открытый гроб, когда они злобствуют своими языками? Или это тот яд аспидов на губах их, который представляет собой состав каждого вида греха и бунта? Или добродетель состоит в злословии и горечи, которой они обладают? В быстроте их ног на пролитие крови, в разрушении и пагубе на всех путях их, ибо они незнакомы с путями мира? Или же добродетель в том, что нет  страха Божия перед глазами их? Теперь, сэр, если во всем этом, совместно или по отдельности, нет никакой добродетели, которая ставила бы вечного Бога под обязательство оказывать милость грешникам и даровать им Свои особые привилегии, то Он вполне вправе спасти Своей действенной благодатью только некоторых, и оставить остальных погибнуть в своих грехах. Более того, говорю я, Иегова должен быть как раз таков, если Его справедливость не может быть призвана к ответу на каком-либо другом основании, кроме сказанного.
Но, поскольку  я уже говорил в начале этого письма, что я ничего не имею в виду, но лишь славу Божию и  благо Сиона, так о я еще раз говорю, и могу заверить Вас, что я не хочу давать какие-либо несправедливые преимущества Вам или Вашим убеждениям. Предположим поэтому, ради приближения к реальной истине, что некоторые люди по своей природе не так мерзки, как другие, и также предположим, что те, кто верит в учение о безусловном избрании являются намного худшими, а те, кто верит в доктрину, исповедуемую Вами, являются на сегодняшний день лучшими, и поставим вопрос каждому: вы верите, что вечный Бог был бы прав, если бы Он оставил вас погибнуть во грехах ваших? Что ответит кальвинист на этот вопрос? Я думаю, что каждый, кто верит истине и на самом деле чувствует, чего он стоит, готов будет сказать без малейшего надрыва: да, это поистине так! Я был бесконечно поражен самой мыслью, что Бог действительно хочет спасти меня. Я совершенно уверен, что заслужил Его праведное негодование тысячи раз, и если бы Он счел нужным изгнать меня от Своего присутствия туда, где уже не будет надежды, я должен бы сказать даже тогда: это то, чего я по праву заслуживаю! Благодарение Богу за неизреченный дар Его! Благословенно же Его вечное имя, что Он привел мою бедную, виноватую, разрушенную, заслуживающую только ада душу познать Того, Кого Он сделал грехом, хотя Он не знал греха, и в богатстве Своей благодати сделал такого позорящего Бога нечестивца и негодяя, как я, праведностью Божией в Нем! "Ликуйте, небеса, и удивляйся, земля! Ибо Господь соделал это". Когда я думаю о том, что через драгоценную веру, я, не достойный ничего, был причтен к сынам Божьим, будучи приобретен драгоценной кровью Христа, я теряюсь в удивлении, каким образом Ему оказалось нужно столь никчемное существо пред Ним, и я вынужден сладко плакать из самой глубины своей души:  "Господи, как же это, что ты хочешь явить Себя мне, а не к миру?" (Иоан.14.22). Я убежден, что это не для делам праведности, которые я делал, но по Своей милости Он спас меня, банею возрождения и обновления Святым Духом. О душа моя! пусть все силы твои объединятся в восхвалении вечного Бога за столь великое спасение. Великий Бог! Наполни меня Твоей благословенной славой и может ли когда-нибудь моя высшая цель стать иной, нежели возвеличивать Твое бесконечно дивное имя!
Но что я слышу? Разве не г-н Смит называл такие выражения ханжескими? И можно ли не краснеть при этом от стыда? Но способны ли вы краснеть или нет, это язык грешника, спасенного по благодати, и если вы и ваши братья должны были называть его несносным именем ханжества, я десять тысяч раз скажу, что это только так! Я признаю, что так вряд ли будет говорить человек, который считает, что Бог был бы несправедливым тираном, если Он не обеспечил спасение лично для него, и думает, что он такой человек, которого Иегова по всей справедливости обязан искупить, иначе Он справедлив не будет. И что, только так следует понимать благодать и милость? В самом деле, сэр, я сильно ошибусь, если по здравом размышлении Вы все же убедитесь, что благодать, милость и сострадание Бога не могут пониматься таким образом, и откажетесь от того, на чем так настаиваете. Если спасение - это просто долг Бога перед Своими падшими творениями  (и это должно быть, если Он был бы несправедливым в случае, если Он не обеспечит его), то как оно может быть благодатью и милосердием? Если  Ваш ум не завален открытой враждой против суверенитета Бога, пусть эти мысли займут его по крайней мере на мгновение.
Но обратим теперь наши мысли к тем людям, которых, как мы предположили, можно считать грешниками лучшего сорта, а именно к арминианам, которые основывают свое вечное спасение на чем-то, что они могут подумать, сказать или сделать. Согласится ли г-н Смит утверждать, что они верят, что их вечное спасение только от Всевышнего? Теперь, сэр, мы искренне желаем Вам быть очень щепетильными. Предположим, Вы и Ваши единомышленники не скажут, что то, что они имеют в себе, или то, что делается ими, является настолько добродетельным по своей природе, что должно обязать вечного Бога обеспечить для них спасение, или же Он будет жестоким, несправедливым тираном. Но для того, чтобы добраться до истины, мы будем считать, что г-н Смит не в состоянии ответить на все поставленные ему вопросы, видя, что они настолько удивительны и многочисленны, и поэтому мы переведем рассуждение в более узкую плоскость, чтобы он мог отвечать только за себя. Тогда возникнет иной вопрос, и если Вы чувствуете себя не в силах ответить на все, то выйдите вперед и заявите всерьез и без обиняков, что Вы считаете, что Всемогущий Бог обязан обеспечить спасение Вам лично, и если  Он не даст такого шанса, то будет тираном. Мы надеемся, что Вы объясните тогда,   на каком основании Вы можете обратиться к бесконечному Богу, и как Вы скажете Ему, что вы имеете право по справедливости ожидать спасения из Его рук, и что если Он удерживает его, и оставляет вас погибнуть во грехах ваших, Он опять-таки будет тираном.
Если Вы чувствуете себя склонным сказать, что Иегова должен предотвратить падение человека, или же, допустив его, предоставить спасение, которое распространяется на весь падший род, то скажите нам также, откуда возникает такое обязательство или как Иегова может взять его на Себя, и нет ли у Него того же обязательства по отношению к ангелам, как и к людям; и если Он мог просто оставить падших ангелов погибнуть, без возможности быть спасенными, то на каком основании Его справедливость может быть привлечена к ответу за осуждение падшего человека? Если бы сатана был так же склонен придираться к суверенитету Бога, как г-н  Смит, и имел такую же возможность публикации своих взглядов на мир через посредство прессы, он не мог бы выставить Всемогущему более одиозного обвинения, чем оставление падших ангелов и искупление падших людей, когда те и другие являются Божьим творением. А именно это г-н Смит сделал в отношении безусловного избрания? В самом деле, сэр, Вам осталось лишь начать тосковать по поводу судьбы падших ангелов и вместо того, чтобы считать сатану проклятым разрушителем и злодеем, выставить его в том же самом выгодном свете, как Вы выставили падшего человека, и начать сразу искать всеобщего спасения. О, сэр, подумайте - и вздрогните! Я часто думал, что человек превосходит самого сатану, искушавшего Христа, в своем бунте против Бога, ибо мы читаем о бесах, вопиявших: «Что нам делать с Тобой, Иисус, Ты Сын Божий? Ты пришел мучить нас раньше времени?". Мы ничего не слышим от них о том, что Он капризный тиран, потому что Он не дал им шанс на спасение. Нет, этот вид бунта, как представляется, является исключительной прерогативой разрушенного человека. Мне нечего сказать больше по этому поводу, кроме как попросить Вашего искреннего внимания к изложенным вещам, и надеяться, чтобы Вы дали простой, однозначный, решительный ответ. Пусть Божья истина будет работать и прославит Его; о том наша молитва.
С уважением, в служении в Евангелии Господа Иисуса Христа,
Уильям Гадсби

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn