Цена человеческого слова

Эдуард Качан
Этой весной произошло важное событие – Тане наконец-то купили мобильный телефон!
Девочке давно хотелось такую штуку. Правда, папа строго-настрого запретил играть в игры, которые были изначально встроены в электронную память телефона. Но Таня этот запрет перенесла легко. Зато теперь можно было болтать со школьными подружками по школе часами напролет!
На третий день мама обратилась к дочери:
- Танюш, ты не могла бы разговаривать по телефону поменьше? Ты ведь каждый день бываешь в школе – неужели там наговориться не могли?
- А что такого? – не поняла девочка. – Ну, поболтали немножко! Что в этом плохого?!
- Я ведь слышу, о чем ты болтаешь, - сказала мама. – То одежду чью-то обсудите, то какой-нибудь девочке «косточки прополощите». Так нельзя, Танюша. Любовь к сплетням может очень дорого тебе обойтись.
- Подумаешь! – махнула рукой Таня. – Это всего лишь слова!
- Слова, - согласилась мама. – Но это – не «всего лишь»! В глазах Бога человеческое слово сто;ит очень дорого! «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36-37). Так говорил Господь. Видишь, Таня – за длинный язык, за любовь к «трёпу» можно заплатить Царством Небесным!
Девочка была поражена – она, конечно, слышала, как папа читал вечерами «Евангелие от Матфея», но никогда не обращала внимания именно на эти слова Господа.
- Так много! – пробормотала она. – Но ведь… Но ведь мы только разговаривали!
Мама грустно улыбнулась.
- Мы живем в очень болтливое время, - сказала она. – А быть может, и всегда времена болтливыми были. Почему-то мы, люди, не обращаем внимания на то, как сильно можно нагрешить языком. Ты помнишь заповеди, которые Бог дал через Моисея? Знаменитые десять заповедей, о которых впервые упоминается в книге «Исход»?
- Конечно, помню!
- А подумай, доченька, если ли среди них те, которые нарушаются просто языком? Просто – лишним, ненужным словом? Я тебе подскажу. Заповедь «не убий» (Исх. 20:13) нарушают руками – когда стреляют в человека из пистолета, подкладывают в его пищу яд, наносят удар ножом. И заповедь «не укради» (Исх. 20:15) нарушают тоже руками. Последнюю, десятую заповедь «не возжелай дома ближнего твоего, ни осла его, ни вола его… и ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17), можно нарушить, не проронив ни слова. Эта заповедь предостерегает от зависти, а завистью может грешить сердце и без языка. А вот какие заповеди нарушают именно словами?
- Почитай отца своего и мать свою! – сказала Таня. (Исх. 20:12).
- Правильно, - сказала мама. – Между прочим, в суровые ветхозаветные времена тех, кто злословил родителей, убивали (Лев. 20:9). А ведь злословие – это не больше, чем слова, не так ли?
- Ну да, - согласилась Таня.
- А еще заповедей, которые нарушаются именно словами, не припомнишь?
Таня отрицательно покачала головой.
- «Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7), - сказала мама. – Это мудрая заповедь, ведь всякое благоговение, всякую веру можно потерять, если, скажем, рассказывать о Боге анекдоты.  И вот еще заповедь -  «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20: 16). А ведь как мы, люди, любим клевету! И не понимаем подчас, что словом можно нанести ближнему рану страшную!
Таня неопределенно пожала плечами, соглашаясь.
- Видишь, доченька, - продолжила мама. - Из десяти заповедей три даны нам Господом для того, чтобы мы укрощали свой язык. Целых три из десяти! И это ведь еще до Евангельских времен было. Но разве Господь, придя на землю, став Человеком, дал этим заповедям послабление? Вспомни Нагорную проповедь, доченька: «Кто скажет брату своему «рака» (то есть – «пустой человек») подлежит синедриону, а кто скажет «безумный» подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21). А я ведь слышала, доченька, как именно ты болтала с подружками. Сколько там было сказано острых слов по поводу ваших знакомых! Причем слов, гораздо более обидных чем слово «безумный»! Пойми, доченька – если говорить много, то просто невозможно не осудить человека, не оболгать его, не оклеветать! Именно поэтому Господь и предупреждает нас о серьезных последствиях празднословия!
- Так что же делать? – спросила Таня. – Вообще не говорить?!
- Открою тебе тайну, - сказала мама. – Полностью обуздать свой язык никто не может. Ни я, ни папа, ни твой старший брат Богдан. Не зря апостол Иаков говорил, что «язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3, 8). Полностью избавиться от ненужной болтливости, от осуждения, от клеветы, от сплетен мало кто может. Но стремиться к этому нужно. Если стараться, то, с Божьей помощью, можно сократить зло до минимума. Были святые, которые брали на себя обет молчания. Нет, я тебе этого не предлагаю, а просто говорю, что есть такие примеры! Были монахи, которые произносили в день не больше определенного количества слов. Согласись – если ты должна сказать не больше, чем, скажем, тысяча слов в день, особенно не поболтаешь. О важном скажешь, а перемывать кости знакомому не будешь – слов не хватит.
- Мам, но я ведь не могу говорить и считать при этом слова! – сказала Таня.
- Не можешь, - ответила мама. – Но ты, для начала, можешь постараться не говорить ни с одной подружкой больше пяти минут. Поверь, за пять минут можно выяснить все важное. А клеветы на ближнего или осуждения - будет меньше. Ну как, попробуешь?
- Попробую, - сказала Таня.