или как мы проводили факультативные уроки «Духовно-нравственного воспитания» в общеобразовательной школе
ПРОИСШЕСТВИЕ НА ПЕРВОМ УРОКЕ
Школьники влетели в класс с громкими воплями, размахивая над головой рюкзачками и толкая друг друга. Это был смерч, вихрь, какой-то цыганский табор, все сметающий на своем пути. Едва устояв на ногах от наехавшего на меня стола, я молча взирала на то, как семиклассники с шумом и гамом заполняли помещение и рассаживались за столами. Вошедшая вслед за ними классная руководительница, маленькая хрупкая математичка, профессионально поставленным голосом навела относительный порядок и представила меня классу. Я начала урок. Необычная для светской школы тема занятия сыграла свою положительную роль, завладев вниманием подростков, однако, она же породила и массу вопросов с места:
- Что такое «Духовно-нравственное воспитание»?
- Зачем нам нужен этот урок?
- Почему Вы ходите в платочке?
- А Вы что, вправду верите в Бога?
В первой части урока, знакомясь с детьми, я воспользовалась их естественным интересом к своим именам. В разговоре об именах они сделали для себя много открытий. Одно из них – это «говорящий» перевод имени, в котором запечетлена тайна личности. Для многих также было неожиданностью, что в их жизни есть памятный день, называемый «именины», который не у всех совпадает с днем рождения. И что именины - это день памяти святого, чье имя они носят и который является их защитником в этом непростом мире.
В то время, когда я уже мысленно праздновала победу, радуясь, что дети проявили явный интерес к непривычному для них разговору, кто-то из мальчишек произнес вдруг грубую кощунственную фразу о Боге. Я не увидела, кто это был, но, повернувшись на звук голоса, грозно, отделяя одно слово от другого, спросила:
- Кто это сказал?
Больше я ничего проговорить не успела: со всех сторон на мальчишку, испуганно втянувшего голову в плечи, накинулись сверстники:
- Ты что, спятил?
- Во, дурак!
- Че ты сказал, кретин?
- Идиот!
И это были еще не самые резкие слова возмущения! Я поняла, что мне больше ничего говорить не надо и продолжила урок.
Это неожиданное происшествие меня больше порадовало, чем огорчило. Да, кощунственные слова были произнесены, но здоровая реакция на них всех остальных учеников была для меня безценным подарком. Это говорило о том, что не смотря на дремучие знания о Боге, душа их была жива.
(Продолжение см.: http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl)