Дед Женя

Щавелев Иван
  - Чего-то вы мало грибов набрали,- хитро прищуриваясь, заметил дед  Женя,- Да, и мелочь какую-то взяли…
  - Дед  Женя, да, не сезон, наверное. Лето жаркое. Дождей почти не было. Все низинки сухие. Не то, что грибы, даже трава не растёт – выгорает.
  - Да, уже последние лет пятнадцать, что дождь, что снег, что холод, что жара. Всё время не сезон…
  - Ну, нет! Три года назад приезжали  - три корзины собрали!
  - Три корзины! – всплеснул руками дед и рассмеялся, - Небось таких же, как и сейчас?
  - Ну… разных,- замялся я. Хотя про себя проговорил: «Точно таких же. Ну, может, самую малость получше.»
  - Когда мне было столько же лет, сколько и тебе. Мы не три корзины брали, а все восемь. И всё крупные грибы были, хорошие, сочные. На такие, что ты притащил, мы даже внимание не обращали, не брали. Говорили, пущай ещё подрастут. Успеем взять! Но ты не обижайся!
  - Я и не обижаюсь!
  - Нынче в наших лесах только такие малютки и растут. Все только такие из леса и приносят.
  - А куда же делись те самые восемь корзин?
  - На печке лежат. Нет в них надобности. Грибы совсем исчезли
  - Это почему же?
  - Так в двадцати километрах вверх по реке болота осушили, луга заливные. Понастроили дома какие-то кирпичные, пансионаты…. А знаешь ли ты, что почти все ручейки, которые по лесу нашему текли, все оттуда, в тех болотах своё начало брали?
  - Нет, даже понятия не имел ни о ручейках, ни о лугах заливных. Видел только, что дома красивые строят.
  - Очень красивые дома? Крепкие?
  - Крепкие. Кирпичные. В два этажа. Иные в три. С парковками. С асфальтированными дорогами. Даже со светом. Всё для богатеев.
  - Всё для богатеев…. И чем же этим богатеям здесь заниматься?
  - Не знаю даже… дома сидеть, у камина греться, да коньяк глушить…
  - Вот только и глушить… . А в лес выйти, а грибы, ягоды пособирать?
  - Эх, дядя Женя, зачем им грибы и ягоды? Не для них эти занятия!
  - А дети их?
  - Дети их на квадроциклах по округе гоняют. Безобразничают…
  - Безобразничают…. Куда родители смотрят?
  - Родителям всё равно…
  - И эти дети тоже в лес не ходят?
  - Им это нужно ещё меньше, нежели их родителям…
  - Эх, и луга никому не нужны. И ручейки…
  - Видимо, не нужны…
  - А рыба. Совсем же плохо стало с нашей речкой! Вот недавно приезжал из города внук. Пошли мы с ним на рыбалку…
  - О! – перебил я его, - И как? Много наловили?
  - Да, как сказать… . Вроде, целое ведро…
  - Неплохо вы так вышли…
  - А что толку? Одни карасики!
  - И?
  - И! – передразнил он меня,- Я ведь хотел ему и лещиков и подлещиков показать. И пескариков. И вьюнков на крайний случай!
  - Зачем вам вьюнки? – рассмеялся я.
  - Как это зачем? Он ведь должен знать, как вьюнки выглядят, что это за рыба! Вот опиши мне, как выглядит вьюн?
  - Ну… как вьюн…
  - Вот видишь! Как вьюн! Как вьюн! А его детям, наверное, надо будет рассказывать на словах, как карасики выглядят! И тоже будет: карась выглядит, как карась? А ягоды! Ягоды пропали! Раньше бабы дальше двух километров в лес и не углублялись! А сейчас надо километров пять идти! И ради чего? Ради двух корзинок!
  - Да, уж…
  - А дорогу! Дорогу-то зачем проложили?
  - Ну, это вы зря! Как же без дороги жить?
  - Очень просто! Я с пяти лет в город пешком бегал. И ничего! И жив-здоров! И вон до каких седин дожил! Всё вам, городским, удобства подавай! Ничего сами сделать не можете. Даже восемь километров пешком пройти!
  - Наверное, не можем…
  - У себя всю природу убили – за нас принялись!
     Складывалось ощущение, что именно я сел за штурвал бульдозера, который сравнял к чёртовой матери все полянки, все делянки, все заливные луга. Казалось, что именно я занимался всевозможными мелиоративными мероприятиями. Так строго смотрел на меня дед Женя. Так строго он меня выговаривал…
     А ведь он в чём-то был прав…. Ведь лет через десять действительно придётся тех же карасиков лишь на картинке показывать. Не будет лесов – будут дачные посёлки. Не будет речек – будут водные трассы для всевозможных яхт. Легковые автомобили и грузовики распугают лесных жителей. Непомерно разросшиеся стада домашних животных окончательно сжуют траву на дивных, уходящих прямо за горизонт холмах…
     Умрут люди из поколения деда Жени – не останется больше никого, кому всё ещё нужна настоящая, дикая, а не рукотворная природа…