Фильм «Левиафан» российского режиссера Андрея Звягинцева заставил говорить, спорить, обсуждать. Он задел за живое.
Одних разочаровал, заставив сжечь на ритуальном костре диски предыдущих фильмов любимого режиссера, других восхитил, третьих оставил в смятении, и никого – равнодушным.
Когда несколько лет назад на севере Греции, недалеко от города Салоники в храме св. Богородицы художник изобразил на своей фреске и Эсхила, и Гомера и Ленина, отрезающего бороду святому великомученику, и даже восставших китайцев – изображение вызвало много критики, горячих вопросов и споров. Иконописец в свое оправдание ссылался на то, что греческая православная традиция позволяет подобные изображения, ведь они – часть сюжета о страданиях мучеников-христиан.
Изображенный на фреске художника Костаса Вафиадиса святой Лука Войно-Ясенецкий был русским священником, теоретиком медицины, хирургом. Его подвергали преследованиям и арестам в 20-е годы в России прошлого века.
В фильме Звягинцева мученик Николай –маленький человек, чистый и праведный, не обремененный ни властью, ни богатством. Он любит жену, чтит память отцов и дедов, проживших всю свою жизнь на берегу холодного моря, и не хочет покидать родную обитель. Но миром правит не он, а власть имущие. Наделенный всесильной властью мэр разрушил дом и мастерскую, оставил сына без отца, мужа без жены, пригрозил смертной расправой защитнику-адвокату (сослуживцу Николая, впрочем, благие деяния которого движимы тайной страстью к чужой жене), а самого героя по ложному обвинению отправили отбывать срок.
Николай – прообраз кроткого Иова, живет по законам праведным и по совести. А потому не мог он повиноваться властям только из страха наказания. Городской мэр Мадянов не мучится угрызениями совести, а именем власти, данной ему «от бога», сносит старый дом Николая, в уверенности, что сделал благое дело и для местной цивилизации, и для личного бизнеса. Мэр Роман Мадянов даже не догадывается, что правит не по закону божьему, а по человеческому принципу.
Художник, затрагивающий религиозные каноны или отходящий от них, – это общественный скандал. И повод обвинить его в антиклерикализме. Такой же скандал вызвал нашумевший роман Брауна «Код да Винчи», в свое время - картина Перова «Крестный ход», упомянутые фрески храма в греческом городке Аксиуполи. Тогда настоятель храма пресвятой Богородицы (Греция) мудро заметил: скандал пройдет, а художественный замысел прихожане поймут.
Художественный замысел фильма и его решение международные эксперты поняли и приняли на «ура». Фильм российского режиссера получил «Золотой Глобус» как лучший фильм на иностранном языке и выдвинут на «Оскар». Да и трудно не согласиться с великолепной актерской игрой.
Что касается художественной стилистики, то мнения и комментарии простого зрителя самые разноречивые.
Кого-то не смущает чрезмерное обилие «рашн водки» и мата, который в английской интерпретации звучит не так отчаянно и надрывно, но все-таки, выражаясь по-английски, too much. Ну как же? Правда жизни. К тому же, север суров, это не идиллия бразильского пляжа.
Искушенные эстеты увидят потерю стиля, или излишнюю свободу самовыражения, нарушающую тонкий баланс художественного образа и хроники неприглядных бытовых сторон. И даже яркая метафора бушующих сильных волн, необузданной, страшной и необъяснимой стихии не может смыть резкого диссонанса между метафорическими образами и попыткой правдивого изображения людских пороков: блуда и пьянства. Зато стирает грань, отличающую гротеск от обычной чернухи, которой так изобиловал кинематограф 90-х.
Но в фильме «Левиафан» есть то, что выделяет его на фоне многих других. И делает явлением в художественном мире.
Это не громкий вызов и не ложный пафос. Это проблема, касающаяся любой мыслящей личности: поиски духовного, извечный вопрос, что есть Добро и Зло, противостояние маленького человека и власти.
Проходят века, меняются цивилизации, совершаются открытия, рождаются чудеса прогресса. Но проблема остается. Дело не в географических широтах российской глубинки на берегу Баренцева моря.
Проблема всеобъемлюща, глобальна, всемирна и непреходяща, как неустанные поиски человеком Правды и его вечное несовершенство. Как шекспировское «Быть или не быть?».
статья опубликована в газете "Панорама" 22 янв. 2015г.