Левиафан - общественный скандал в кинематографе

Людмила Куликова-Хынку
Фильм «Левиафан» российского режиссера Андрея Звягинцева заставил говорить, спорить, обсуждать. Он задел за живое.
Одних разочаровал, заставив сжечь на ритуальном костре диски предыдущих фильмов любимого режиссера, других восхитил, третьих оставил в смятении,  и никого – равнодушным.

Когда несколько лет назад на севере Греции, недалеко от города Салоники в храме св. Богородицы художник изобразил на своей фреске и Эсхила, и Гомера и Ленина, отрезающего бороду святому великомученику, и даже восставших китайцев – изображение  вызвало много критики, горячих вопросов и споров. Иконописец в свое оправдание ссылался на то, что греческая православная традиция позволяет подобные изображения, ведь они – часть сюжета о страданиях мучеников-христиан.
Изображенный на фреске художника Костаса Вафиадиса святой Лука Войно-Ясенецкий был русским священником, теоретиком медицины, хирургом. Его подвергали преследованиям и арестам в 20-е годы в России прошлого века.

В фильме Звягинцева  мученик Николай –маленький человек, чистый и праведный, не обремененный ни властью, ни богатством. Он любит жену, чтит память отцов и дедов, проживших всю свою жизнь на берегу холодного моря, и не хочет покидать родную обитель. Но миром правит не он, а власть имущие. Наделенный всесильной властью мэр разрушил дом и мастерскую, оставил сына без отца, мужа без жены, пригрозил смертной расправой  защитнику-адвокату (сослуживцу Николая, впрочем, благие деяния которого движимы тайной страстью к чужой жене), а самого героя по ложному обвинению отправили отбывать срок.

Николай – прообраз кроткого Иова, живет по законам праведным  и по совести. А потому не мог он повиноваться властям только из страха наказания. Городской мэр Мадянов не мучится угрызениями совести, а именем власти, данной ему «от бога», сносит старый дом Николая, в уверенности, что сделал благое дело и для местной цивилизации, и для личного бизнеса. Мэр Роман Мадянов даже не догадывается, что правит не по закону божьему, а по человеческому принципу.

Художник, затрагивающий религиозные каноны или отходящий от них, – это общественный скандал. И повод обвинить его в антиклерикализме. Такой же скандал вызвал нашумевший роман Брауна «Код да Винчи», в свое время - картина Перова «Крестный ход», упомянутые фрески храма в греческом городке Аксиуполи. Тогда настоятель храма пресвятой Богородицы (Греция) мудро заметил: скандал пройдет, а художественный замысел прихожане поймут.

Художественный замысел фильма и его решение международные эксперты поняли и приняли на «ура». Фильм российского режиссера получил «Золотой Глобус» как лучший фильм на иностранном языке и выдвинут на «Оскар». Да и трудно не согласиться с великолепной актерской игрой.

Что касается художественной стилистики, то мнения и комментарии простого зрителя самые разноречивые.

Кого-то не смущает чрезмерное обилие «рашн водки» и мата, который в английской интерпретации звучит не так отчаянно и надрывно, но все-таки, выражаясь по-английски, too much. Ну как же? Правда жизни. К тому же, север суров, это не идиллия бразильского пляжа.

Искушенные эстеты увидят потерю стиля, или излишнюю свободу самовыражения, нарушающую тонкий баланс художественного образа и хроники неприглядных бытовых сторон. И даже яркая метафора бушующих сильных волн, необузданной, страшной и необъяснимой стихии не может смыть резкого диссонанса между метафорическими образами и попыткой правдивого изображения людских пороков: блуда и пьянства. Зато стирает грань, отличающую гротеск от обычной чернухи, которой так изобиловал кинематограф 90-х.

Но в фильме «Левиафан» есть то, что выделяет его на фоне многих других. И делает явлением в художественном мире.

Это не громкий вызов и не ложный пафос. Это проблема, касающаяся любой мыслящей личности: поиски духовного, извечный вопрос, что есть Добро и Зло, противостояние маленького человека и власти.

Проходят века, меняются цивилизации, совершаются открытия, рождаются чудеса прогресса. Но проблема остается. Дело не в географических широтах российской глубинки на берегу Баренцева моря.

Проблема всеобъемлюща, глобальна, всемирна и непреходяща, как неустанные поиски человеком Правды и его вечное несовершенство. Как шекспировское «Быть или не быть?».


статья опубликована в газете "Панорама" 22 янв. 2015г.