Андреа Мантенья. Мёртвый Христос

Алина Алексеева-Маркезин
Андреа Мантенья. МЁРТВЫЙ ХРИСТОС.ок. 1475–1478.МИЛАН.

   Хранящееся в миланской Пинакотеке Брера «Оплакивание мертвого Христа» - не только самая известная картина Андреа Мантеньи, но и одна из самих необычных в мировой живописи.
            Картина оригинальна тем,что очень необычно построена композиция.Тело лежащего на камне Христа изображено в необычном ракурсе: не параллельно, а перпендикулярно горизонтальной оси. Смелость и сложность такого решения неожиданны для искусства Раннего Ренессанса.

            Резкое сокращение перспективы позволяет зрителю одновременно видеть и лицо мёртвого Христа, и раны на его ступнях. При этом исследователи отмечают один нюанс: ступни Христа явно уменьшены, а голова, по сравнению с ними, увеличена.

         Подобное искажение пропорций допущено художником не случайно: если бы Мантенья передал реальное соотношение между ступнями и головой, основное место на холсте заняли бы ноги, что помешало бы восприятию главного центра картины — головы Христа. Это доказывает, что эксперимент с перспективой — не самоцель, а средство решения сложной художественной задачи.

         Тело Христа покоится на мраморной плите (так называемом камне помазания); слева изображены профили Богородицы и апостола Иоанна. В верхнем левом углу различим фрагмент ещё одного лица. По всей видимости, это Мария Магдалина, на что указывает также и стоящий в изголовье Христа сосуд с миром.
Мёртвый Христос изображён предельно реалистично. Тело и зияющие на нём раны кажутся материальными, объёмными, как будто перед нами скульптура, а не холст.
             Почти монохромный колорит не просто передаёт бледность безжизненного тела, но и словно бы уподобляет его изначально мёртвому камню, на котором оно покоится. В нём нет ничего сверхчеловеческого, трансцендентного; оно предстаёт зрителю «мёртвым куском материи». И только еле заметный нимб говорит о божественной природе Христа и даёт надежду на воскресение.

 Внимание зрителя привлекается к голове и лицу мертвого Христа. Черты лица, крупные, мужественные еще хранят следы страшных страданий и напряжения. Но разворот головы говорит скорее о крепком сне, нежели о смерти. Уже одной этой деталью автор намекает на скорое воскресение и торжество Спасителя.

        Экспрессивность и напряжённость композиции подчёркивается также и расположением остальных персонажей. Их лица «обрезаны» краем холста: мы видим только стиснутые пальцы и сведённые скорбью рты. Те, кто при жизни были ближе всего Христу, сейчас малы и бессильны перед величием и тайной его смерти.

            Известно, что эта картина была очень дорога Мантенье и хранилась в его доме до самой смерти художника. Предполагается, единственное сохранившееся до нашего времени «Оплакивание мертвого Христа» – это авторская копия, а оригинал утрачен.