Сказка о девочке с куклой

Олексий Алексей Клюев
По улице брела склонная к полноте старушка, похожая чем-то на учительницу. Под распахнутым плащом на ней можно было заметить серый костюм и белую кружевную блузку. Деловой стиль дополняла рубиновая брошь и кожаная с длинными ручками сумка. Внезапно, пожилая женщина остановилась. Она с беспокойством стала наблюдать за сбившимся дыханием, за ощущениями в теле. Как оно? Пока наблюдала, задумалась: «Вот так и бывает. Сначала, тяжело идут ноги, потом не двигаются руки, кровь приливает к голове. Сердцу от этого трудно биться, оно трепещет и останавливается. А ты все стоишь - наблюдаешь! Жуть! Что можно сделать, поменять тело?». Встряхнувшись от грустных мыслей, она продолжила путь.
Дверь открыла невысокая брюнетка с выразительными зелеными глазами. Она всплеснула руками и громко произнесла:
- Наконец-то, мама приехала!
- Бабушка, бабушка! – Раздался голос из комнаты.
В коридор выбежала девочка, лет десяти. Тонкой фигурой, стрижкой «каре» и смуглой кожей она в точности копировала свою мать. Вот только глаза у нее были карие. Девочка порывисто обняла замершую на пороге пожилую даму и отступила назад. Она немного смущалась …
Когда-то бабушка занимала высокую должность в их городе, потом стала столичным судьей. На пенсии она не погрязла в огороде и пустой болтовне со сверстницами, но увлеклась общественной деятельностью. В семье ее всегда ставили в пример. Бабушка казалась внучке неким образцом успеха, порядка и благополучия в жизни. Теперь же идеал и его почитатель встретились.
- Ну-с…, - произнесла отдохнувшая дама, - давайте заглянем в наш семейный альбом.
Мама достала из шкафа альбом и почему-то поспешно отправилась готовить чай. А бабушка с Настей, - так звали девочку, - остались разглядывать пожелтевшие фотографии.
- Вот, Настенька, - бабушка ткнула пальцем в один из старых снимков, - это мои родители, а рядом – мой брат. Они все похоронены на ближайшем кладбище. Вы с мамой их навещаете?
Девочка не знала, что ответить. Она никогда не ходила на кладбище. Вдруг, бабушка рассердится на то, что они с мамой совсем забыли о своих родственниках? Это неприлично! Чтобы сменить тему беседы, девочка сделала вид, что не расслышала ее слова, но очень заинтересовалась страницами альбома, а потому спросила:
- Кто эта белокурая женщина?
- Это я в молодости! – Заулыбалась бабушка.
- Неужели…. – Настя и вправду заинтересовалась фотографией.
Она ей кого-то напоминала. Но кого?
- Ой! Подожди, я сейчас!
Девочка сорвалась с места и направилась комнату. Вышла она оттуда с небольшой куклой в руках.
- Смотри! – Сказала она, протягивая игрушку.
- Гм…. - Удивилась бабушка. – Будто я! Вот только одета она как-то неподобающе. Сошьем ей новую одежду! Да?
Они принялись спорить и обсуждать фасоны юбки с блузкой для куклы. Мать девочки остановилась в дверях, наблюдая за ними. «Подружились!». – Подумала она и спросила:
- Кто хочет чая?
Лениво потянулся разговор о родственниках, ценах на продукты, быте. Мать сокрушалась, что завтра должно состояться собрание жильцов дома, а она не может на него пойти. Это замечание будто вдохновило бабушку. Она вызвалась присутствовать там, вместо дочери, и пригласила с собой внучку. Та согласилась.
На следующий день они отправились на собрание. Настя впервые находилась в толпе взрослых людей. Они стояли, курили и неторопливо переговаривались возле подъезда дома. Некоторые ругались. Поводом для встречи послужила неуплата денежных взносов отдельными собственниками жилья.
Возмущался полный и часто потеющий мужчина. Он был председателем. Все соглашались с ним. Однако должники на собрание не пришли. Требовать было не с кого, поэтому председатель предложил:
- Придется, граждане, скинуться деньгами и погасить задолженность нашего товарищества перед коммунальными службами.
- Разве не проще подать на этих людей в суд? – Громко возразила бабушка. – Если их не проучить, они почувствуют свою безнаказанность, а мы всегда будем платить!
- Вы сами-то подумайте! – Сдерживая раздражение, произнес председатель. – Надо нанимать юриста, оплачивать написание заявления и разные издержки, терять время в суде. Кто из присутствующих на это пойдет?
Толпа одобрительно загудела. Никто не хотел тратить свое время и участвовать в сомнительных тяжбах.
- Не переживайте. – Уверенно сказала пожилая дама. – Заявление я сама напишу, отправлю его и приду в суд. Ну, а пошлина не такая уж и большая. Она намного меньше той суммы, что Вы собираетесь заплатить!
- А Вы кто будете? – Удивился председатель.
- Я, Софья Павловна, заслуженный юрист и законный представитель одного из находящихся здесь собственников жилья! – С достоинством ответила бабушка, показывая рукой на Настеньку.
Толпа вновь одобрительно загудела. Люди были рады, что нашелся человек, который все их заботы возьмет на себя.
- Что ж, - сказал председатель, обращаясь к жителям дома, - Вы сами одобрили это решение. О сумме взноса на государственную пошлину я сообщу дополнительно. Спасибо всем!
Смущение прошло, и девочка почувствовала, что стала гордиться бабушкой. От той зависела судьба целого коллектива! Люди приветливо улыбались им и желали удачи, кое-кто даже предлагал помощь. Они неторопливо направились в подъезд.
- Тоже мне героиня! – Проворчала вечером мама, узнав о поведении бабушки. – Лучше бы в поликлинику сходила. Да и председатель, небось, будет на нас злиться!
- Почему же он станет злиться? – Откликнулась бабушка. – Я же всем помогаю.
- Так он денег с жильцов не соберет, а значит, и себе немного в карман не положит!
- Пускай на наши деньги он не рассчитывает. Настеньке на них что-нибудь купим. Видишь, как хорошо, что я на собрание явилась. – Подытожила Софья Павловна.
Весь вечер она перелистывала свои книги законов, а на следующий день встретилась с председателем товарищества, о чем-то переговорила с ним и долго сочиняла заявление. Это заявление, вместе с кипой других важных бумаг и квитанций, Настя с бабушкой отправили по почте в суд. Теперь они ждали результата ….
Пожилая дама лежала на спине. На фоне светлого белья  резко выделялись черты ее лица. Оно казалось посеревшим, строгим. Осталась в памяти прохладная вялость бабушкиного тела, которое Настя с мамой пытались разбудить в то роковое утро. Итог их действиям, да и всей жизни Софьи Павловны, подвел врач «Скорой помощи». Он выписал справку о констатации смерти.
На поминки никто не пришел. Мать и дочь давно не общались с родственниками по бабушкиной линии. Где их теперь найдешь? Поминали они Софью Павловну вдвоем. На столе, по русскому обычаю, стояли бутылка водки, миска с кутьей, нарезанные тонко колбаска и хлеб, а рядом лежало письмо из суда. Заседание по бабушкиному заявлению было назначено ровно через неделю. А покойницу, увы, не воскресить….
Настя неожиданно проснулась. В сумраке она отчетливо видела бабушку. Она неподвижно стояла возле комода, на котором сидела одетая во все новое кукла.
- Бабушка, это ты? – Тихо спросила напуганная девочка.
Призрак обернулся.
- Вы даже мне рюмку водки не поставили.
- Я и не знала! – Отвечала Настя. – Мы же тебя похоронили, точнее, отправили в крематорий.
- Сожгли мое тело, но не меня. Я стояла и наблюдала, как его вместе с другими телами отправили в топку. Оттуда достали золу, которую рассыпали по капсулам с разными именами. Была там капсула и с моим именем, но праха в ней моего почти нет.
- Так ты - душа, которая может жить без тела! – Догадалась Настенька.
- Я – элемент души. Ее полноту составлял ангел. Оказывается, он был частью меня. Но я и не знала об этом!
- Расскажи мне об ангеле. – Попросила девочка.
- Когда он отделился от тела и позвал меня за собой, он напоминал сияние чистого света. Мы вместе взглянули на мою прожитую жизнь. Ее результаты ужаснули! Я видела вокруг себя смятые и разорванные бумаги. Очень много бумаг! На них были записаны решения судов, в которых я участвовала. Их рвали и презрительно бросали одержимые жадностью, своими амбициями люди. Они все еще продолжали спорить.
Глядя на такие итоги жизни, мы скорбели. Они далеки от вечности. Впустую оказался пройден путь: без веры, покаяния и молитвы. Ангел спросил, может ли кто свидетельствовать за меня перед Всевышним? Я назвала твое имя.
- Теперь я умру? – Спросила Настя.
- Не знаю. – Ответила Софья Павловна. – Но я останусь с тобой - без тела мне идти некуда. Затаюсь в твоей кукле, посплю. Она так похожа на меня в молодости! Ты не против?
- Я очень люблю тебя. – Сказала девочка и, вспомнив, добавила: - Назначили судебное заседание по заявлению, которое ты писала. Помнишь?
- Прости, что подвела. – Огорчилась бабушка. – Но можно все исправить. Ты пойдешь в суд!
- Я ничего не знаю об этом. – Возразила девочка.
- Я буду рядом и помогу. Верь мне!
Настя поверила. Спустя несколько дней, она явилась в зал судебного заседания. В руках у нее была кукла.
- Кто будет поддерживать исковое заявление? – Обратилась судья к присутствующим.
- Я, Ваша честь. – Ответила девочка.
- А у Вас самой-то есть законный представитель? – Удивилась судья.
- На основании ст.35 ГПК РФ, я имею право самостоятельно отстаивать интересы, обращаться к суду с ходатайствами, предоставлять сведения, задавать вопросы ….
Судья, секретарь, да и все присутствующие переглядывались. Но Настя, не смущаясь, изложила суть дела, обосновала и выдвинула требования к ответчикам.
Перерыв…. Объявили решение суда.
- Мы выиграли! – Улыбающийся председатель товарищества жильцов подскочил к девочке и радостно обнял ее. – Неужели тебя всему научила бабушка?
Она самая. – С достоинством ответила Анастасия.
Я, Алексей Клюев, познакомился с ней в храме, спустя несколько лет после описанных выше событий. Молодая девушка молилась за упокой души родственницы, прижимая к груди старую куклу. Мне показалось это удивительным, и я сказал ей об этом. Тогда, она поведала мне свою историю, которая, я надеюсь, заинтересовала читателей.
Бывает, что любимые покидают нас из-за болезни и смерти. Но это не значит, что они уходят от нас далеко. Чувствуя близость, единение с ними, мы можем начать в своей жизни сбор «плодов вечности». Когда же настанет момент, мы щедро поделимся этими «плодами» с тем, кто для души оказался дорог. Таким образом, мы станем их свидетелями и заступниками.
Я верю, что любовь победит смерть!