Еще без царя в голове

Алексей 37
      
Я с семьей приехал в конце февраля на новое место жительства в глухой лесной поселок. А в конце марта подходит ко мне участковый милиционер Роман. Роман, –молодой двухметровый красавец - мужчина, успел уже со мной познакомиться. С ним у меня связано первое серьезное испытание.
 – Вот, Евгенич, приехал местный охотник с жалобой, что в его дальней охотничьей избушке живут какие-то люди. Все продукты приели, патроны забрали. Надо идти проверять.
- Проверять, конечно, надо. Могут быть беглые ЗЕКИ.
Только я-то здесь причем?- спрашиваю.
- А вдруг будет стрельба – кто меня перевязывать будет?
-Ну что же! Пиши бумагу мне для отчета на работе, я поеду
Про себя подумал:- И на кой черт мне эти приключения? Боится один, пусть берет группу охотников!
Да характер мой дурацкий пятиться не позволяет.
В конторе лесопункта посмотрели карту. До той избушки по реке на лошади около 40 км. Изба на берегу Илыча, который течет вообщем-то на юг, но делает не доезжая до избушки большую петлю на восток.
На другой день на санях приезжает пожилой коми-охотник, Иван Попов. С ним еще геолог с местной буровой - молодой мужчина, худой, подтянутый и тоже 2-метрового роста.
У меня уже припасен рюкзак с продуктами и мое надежное ружье ИЖ-54.
  Едем по реке на санях. Еще полная зима, твердый наст. Днем пригревает солнце, ночью мороз под 30 градусов. По Пришвину «Весна света».
 Всем ехать на санях холодно, да и лошади тяжело тащить. Поэтому по очереди идем на лыжах рядом с санями. 6 км. оставалось до последней на нашем пути деревни, где мы собирались отдохнуть, попить чаю, да покормить лошадь. Охотник говорит:- Вот широкая просека геологов – выходит на реку прямо против деревни, где будет остановка. Что Вам за санями плестись. Поезжайте на лыжах по просеке - вперед нас успеете в деревню.
Мы с Романом взяли только ружья, и пошли по просеке.
И это была первая ошибка! Надо было брать и продукты. Вечерело. Была ясная погода. К ночи мороз набирал силу.
 Крепкий наст - хоть на боку катись. Быстро и весело пробежали всю дорогу. Впереди появился разрушенный поселок геологов. За ним на том берегу реки должна быть та деревня. Мы  решили осмотреть развалины поселка. Обошли его кругом, ничего интересного не увидели. Встали на просеку и пошли дальше. Что-то ни реки ни деревни не видно! – Роман! - говорю я:- Мы не туда идем! Солнце светило нам в левое ухо, а сейчас светит в спину! Мы повернули на 90 градусов. – Правильно идем! Я лучше знаю!:- Отвечает Роман. В нашей группе он старший. Подчиняюсь, но продолжаю доказывать нашу ошибку.
 Солнце закатилось куда-то, на небе высыпали грозди разноцветных звезд, с кулак каждая! Роман меня не слушает и как слон несется вперед. Так пробежали еще где-то с 10 км. Устал Роман, остановился. –Ну, наконец-то понял!- говорю я:- Так что дальше делать будем?
 -Надо идти назад – неуверенно говорит Роман. Он прав! Помирать в этой глухой тайге что-то не охота. Да и дома жена и двое детей. А у них без меня нет ни жилья, ни денег, ни работы. Назад - это км.10, а наши, наверно, уехали уже вперед. Нам их не догнать! Вспоминаю карту. Река в этом районе делает большую дугу на восток. Если угадать угол, можно выйти на реку. Считаю варианты, беру 45 градусов северо-запад. Если ошибусь – буду идти вдоль реки до бесконечности.
  Да что там лукавить, себя обманывать! Решение уже принято. Как меня учили в детстве: - Если не знаешь, что делать – делай шаг вперед.
 
Вот что, Роман! Я тебя долго слушался и подчинялся. Все!
Власть твоя кончилась. Назад я не пойду. Хочешь - иди за мной, Не хочешь - иди назад. А я пойду вот так. Отмечаю на компасе 45 градусов. Роман молча плетется за мной…
К счастью, ночь светлая, даже наши тени видно, хотя и луны почему-то нет.

Наши глупости – продолжение нашего ума. И авантюризма впридачу!

Идем уже около часа. Впереди тайга кончилась, вышли на какое-то болото с чахлыми сосенками. Пересекаем болото – и вот она река! Очень медленно и аккуратно спускаемся с горки (только не хватало ногу сломать, или лыжу). Мы на реке! Я вырос на равнинной местности, гор и скал не видел. Впрочем, и у Волги есть высокие и крутые берега. Вот если бы вышли на гору, к реке бы не спуститься!  Фортуна не кобыла - к утру да повезет! На другом берегу скала где-то в 50м. как будто из кирпича сложена. Потом узнал, что ее так и зовут -«Кирпич-Кырта».
Спрашиваю Романа:- где мы?
-Не узнаю,- отвечает он:- я летом был, а зимой все не так.

Он захотел пить. Достал пистолет и стреляет в лед. Бьет небольшой фонтанчик.
 А я пошел поперек реки посмотреть, нет ли следа от саней.
 Следа не было. Значит мы впереди!
 Ведь и бывают же сказки в жизни! Из-за поворота выезжают наши сани!
-Роман, ты не говори, что мы заблудились!
 Что,здорово мы вас обманули? – говорю я весело.
- Очень здорово!- отвечает геолог. Мы вас долго ждали в деревне.    А потом я пошел по вашим следам и увидел, что вы ушли по другой просеке, под прямым углом. Уходили все дальше от деревни. Тогда я вернулся назад и говорю Ивану:- Они ночевать будут. Я возьму продукты и пойду их догонять. Охотник отвечает чуть подумавши:- Они выйдут на мою тропу и по ней выйдут на реку. И добавил:- если в ту сторону пойдут. Врача я не знаю, он человек новый, а Роман 6 лет живет, в этих местах бывал и не раз, должен сообразить. Поедем лучше вперед!

 На ту тропу мы действительно выходили. Роман оживился:- это тропа Ивана. Пойдем по ней, она приведет в избушку.
-Может, ты знаешь, в какую сторону по тропе идти? -Ехидно спросил я. – Как шел, так и буду идти.

 Забравшись в сани, я вдруг почувствовал страшную усталость и слабость. Сказалось нервное напряжение! Ел сахарный песок горстями… И вдруг в дремоте, как наяву вижу: Сидит Олеша со своей женой, чай пьют по деревенски,  из блюдца. Старуха вдруг с улыбкой взглянула на деда:- А Валька-то вышел сам!
Олеша глянул сурово из-под бровей:- Значит, недаром я его в детстве по лесу таскал! И весело усмехнулся.
К тому времени давно уже не было в живых ни Олеши, ни его жены. Да и деревни той не было давно. Примерещится же такое! Вот отсюда и возникают суеверия. Мозги наши штука изощренная!
 

В заключение проведем разбор полетов – может, кому-то пригодится. В статье «Без царя в голове» я описал, как заблудился и едва не погиб, но остался инвалидом коми-парень. Я ему, конечно, не чета. Прошел  хорошую школу, умею ориентироваться на местности. В моих поступках всегда присутствует холодный расчет. Однако, этот поход был с моей стороны все же откровенной и рискованной авантюрой и имел ряд ошибок.
Первая ошибка – не взяли продукты с собой.
Вторая ошибка – встали на другой профиль.
Третья ошибка – надо было сразу отказаться от этого профиля, не слушая «опытного» Романа.
Четвертая ошибка - надо было возвращаться назад, когда Роман «дозрел». Мой выбор был очень опасный и рискованый.
А излишняя самоуверенность и глупое нахальство часто до добра не доводят.
 Вот поэтому я и написал об этом случае. Может быть, кому-то пригодится при похожей ситуации.