Икона Пять изводов Богородицы

Татьяна Бузнякова
На иконе «Пять изводов Божьей матери», принадлежащей кисти иконописца из станицы Старочеркасской Александра Чулимова имеется авторская надпись. Икона подарена музею жителем станицы Старочеркасской Запорожцевым Дмитрием Гавриловичем в 1972 году. Принадлежала его родителям. На иконе изображены редкие богородичные образы.
Богородичные иконы отличались от икон с образами других святых разнообразием иконографических типов. В русской иконописи насчитывается более 700 наименований икон Божьей Матери. По преданию самое первое изображение Божией Матери было создано евангелистом Лукой. К этому образу традиция возводит все иконописные изводы богородичных икон. Три -иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы.
На иконе «Пять изводов Богородицы» мы видим: - золоченое поле разделено на 4 части, в каждой из которой дан образ Богородицы. Вверху между частями сделана вставка, где изображен пятый - «Богоматерь Покровительница». На Руси Богородица всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Крылатая Пресвятая Дева раскрывает над верующими свой плащ-покров. По сторонам от Нее представлены группы праведников. Богородица изображена в полный рост без младенца, Ее глава увенчана короной, что свидетельствует о особом почитании. На верхней зеленой кромке и внизу под крыльями сделаны надписи черной краской авторской рукой «ДАНИ БЫША.ЖЕНЕ ДВЕ КРЫЛЕ ГДА ВЕЛИКАГО/ ПОКРОЙ НАСЪ КРОВОМЪ КРЫЛУ ТВОЕЮ/, а под руками /ПОКРОЮ ИХЪ IАКО ПОЗНАША ИМА МОЕ/. Вместе тексты образуют своего рода диалог. Если перевести получается «Даны два крыла Господом великим. Покрой нас покровом и крылом твоим. Покрою их как познавших имя мое». Над нимбом красной краской дана надпись «Покровительница». Образ Богоматери «Покрой нас кровом крылу Твоею» является редким в русской иконописи и уникальным по иконографии.
 
В четырех плоскостях даны изображение: -«Вотопедской Богородицы»,  «Взыскание погибших душ», «Огневидной Богородицы» и «О исцелении недугов»
По полям слева преподобный Паисий в монашеском одеянии, святой мученик Садодий. Правое поле святой мученик Харлампий, внизу святая великомученица Варвара. Каждая Богородичная икона уникальна, имеет свою удивительную историю написания и обретения. У каждой иконы своя судьба. 
Левое верхнее изображение образ «Богоматерь Ватопедская» в славянской традиции именуемая «Отрада» или «Утешение». Тип иконографии «Одигитрия». Иконография Ватопедской Богоматери относится к редким. Существует несколько изображений Ватопедской Божией Матери Наиболее древний находится в Ватопедском монастыре на Афоне, в храме Благовещения. Название Ватопедской она получила связи со следующим приданием, недалеко от монастыря в 395 году, во время сильной бури, упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Римской империи Феодосия Великого, все присутствующие были в ужасе, полагая, что он погиб. С величайшим трудом корабль пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Спутники Аркадия долго пытались найти на берегу тело царевича. Утомленные поисками, они случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели под тенью его спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, Аркадий рассказал, как он был чудесным образом избавлен от неминуемой погибели заступничеством Богоматери. Это — первое благодеяние Богородицы, оказанное роду человеческому в этом месте Афонской горы. В воспоминание этого события было дано расположившемуся здесь монастырю название Ватопед, т. е. куст отрока. Император Феодосий Великий, в знак глубокой памяти о чудесном избавлении своего сына, расширил и обогатил этот монастырь. В том самом месте, где найден царевич, устроен был алтарь соборного храма. После указанного случая Богородица, не раз оказывала свое покровительство Ватопедской обители. Ещё один случай имеющий теснейшую связь с иконой. В 807 году подошла к св. Афонской Горе шайка разбойников. Она намеревалась на рассвете дня, как только откроюттся ворота одного из лучших монастырей — Ватопедского, ворваться внутрь, избить иноков и расхитить монастырское богатство. Во время молитвы настоятель Ватопедского монастыря, стоящий близ иконы Богоматери. Неожиданно ясно услышал им предостерегающие слова, исходящие от иконы.
«Не отверзайте сегодня врат обители, — говорила Пресвятая Богородица, — но взойдите на стены монастыря и разгоните разбойников». Разбойники были изгнаны.
Все были крайне изумлены, когда, глядя на икону увидели, что лик Богоматери, Младенца и вообще очертания этой иконы стали совершенно иными, чем были. Лик Богоматери был, обращен к правому плечу, в память того, что она повернула Свое лицо к игумену монастыря, стоявшему на молитве близ святой иконы, и предупредила его о намерении разбойников ограбить, рука младенца прикрывала уста Богородицы.
В Таволжанской женской обители, расположенной в Новохоперском уезде Воронежской губернии, есть копия с иконы, именуемой Отрада или Утешение. Она принадлежит к числу местночтимых икон и привезена сюда с Афона. Многие, приходя с верой и мольбой к этой иконе получают исцеление от своих недугов.
Другой список, сделанный не с оригинала, а с упомянутой копии и принадлежащий также к числу местночтимых икон, находится в С.-Петербургском Девичьем Воскресенском монастыре. Эта икона освящена в 1854 году.
В первой половине XIX века в одной из русских обителей на Афоне Киево-Китаевском монастыре, известным под названием Китаевская пустынь был создан Китаевский список Ватопедской иконы, на которой изображалась рука и нож. Чтимый список знаменитой афонской иконы Богородицы Ватопедской («Закланной», или «Раненной»). С этим образом связана еще одна легенда. История уходит в XIV век, один иеродиакон в Ватопеде нес послушание. Он зажигал лампады и свечи, убирал в храме, и его послушание доставляло ему много хлопот, из-за чего он часто опаздывал на трапезу. Задержавшись в очередной раз, с сознанием исполненного долга он пришел в трапезную. За постоянные опоздания его не накормили и выпроводили. Обиженный монах вышел из трапезной голодным и сразу направился в церковь. В притворе он увидел большую икону Богородицы, перед которой в течение многих лет возжигал лампаду.
- Сколько лет я служу Тебе, - сказал с нахлынувшей вдруг яростью иеродиакон, - а Ты даже не помогла мне, когда, как собаку, меня выгнали из трапезной.
В припадке гнева он схватил нож и направил его прямо в лик Пречистой. Тут же из отверстия хлынула потоком кровь. Пораженный ужасом, монах упал перед чудесным образом и зарыдал в отчаянии. Три года он со слезами молился, испрашивая прощение, а затем Богородица во сне явилась игумену обители и сказала, что иеродиакон прощен. Всю оставшуюся жизнь иеродиакон провел в страхе Божием, смирении и благоговении. На Китаевском списке Вотопедской иконы внизу перед Богородицей, на овальном блюде изображались нож и рука. Еще ниже внешний вид Ватопедского монастыря и надпись, объясняющая историю иконы.
 На нашей иконе представлена не точная копия Ватопедской Богородицы. Это говорит о том, что иконописец не механически повторял образец, а серьезно перерабатывал композицию, обдумывал содержание и характер каждой используемой в иконе детали (может быть выполнял просьбу заказчика по определенным деталям). Изображение поясное с Младенцем на левой руке соответствует древнему типу Одигитрии («Путеводительницы»). Одета в сине-зеленую тунику и вишневый мафорий, отороченный золотой каймой и украшенный жемчугом. На мафории у Богоматери вместо традиционных звезд виднеются три головки ангелов, которые иногда истолковываются, как символический древний образ Троицы. Эта деталь присуще при изображении Аравийской Богородицы. Христос одет в сине-красные одежды, правой рукой Он благословляет, левая лежит на закрытой книги Священного Писания. Перед Богородицей внизу, на овальном блюде изображены нож и рука. Название иконы гласит: «ВАТОПЕДСКІЯ ПРТЫЯ БЦЫ» Молитва перед этой иконой помогает в исцелении от болезней, защищает от несчастий, связанных со стихийными бедствиями, эпидемиями.
Правое верхнее изображение - икона Божьей Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» Тип иконографии «Умеление». Достоверно установить, когда и как появились образы с таким названием на Руси, не представляется возможным. Сведения об этом в разных источниках порой значительно отличаются друг от друга. Попробую собрать воедино разрозненные данные. Создание образа относится к XVI веку. В московском Храме Воскресение Словущего хранится русская икона «Взыскание Погибших», о которой впервые упоминается в церковных записях 1548 года. Предположительно, извод принадлежит кисти итальянского мастера. Предание гласит, что - в 1812 году войска Наполеона разрушили церковь, а икону «Взыскание Погибших» разрубили на несколько частей. Но даже в таком виде образ не потерял своей силы, приносил исцеление больным и творил чудеса.
 Легенды рассказывают, что в 1666 году раненый воевода Саратова, Кадышев, исцелился в момент явления ему такого образа. Воин, готовившийся к смерти, увидел в Волге чудесную икону и встал на ноги. Двести лет спустя правнучка, знаменитого воеводы, организовала в селе Раковка женский монастырь и стала его первой настоятельницей. Главной святыней этой обители стала фамильная ценность: икона Божьей Матери «Взыскание Погибших». Список образа «Взыскание погибших». был создан в 1888 году монахинями Раковской женской обители.
 Чудотворная икона исцелила многих верующих и прославилась далеко за пределами Поволжья. Например -граф Шереметьев в благодарность за излечение своего сына заказал для этой иконы дорогой золочёный киот, украшенный драгоценностями.
 Особое почитание икон с таким названием началось на Руси с XVIII века с прославления Борского извода. Красивое предание гласит о чудесном спасении крестьянина Обухова Федота. В лютый мороз он выехал из дома и по пути заблудился. К ночи несчастный вконец обессилел и замёрз. Лёг в сани и стал горячо молиться Божьей Матери. И дал он обет, что если останется жив, закажет список образа Божьей Матери «Взыскание Погибших» и подарит его приходской церкви. Чудесным образом сани оказались у крайнего дома. Хозяин этой избы вдруг услышал женский голос, приказавший: «Возьмите!» Выйдя на улицу, обнаружил Федота, замерзающего в санях. Верный данному обету, Федот обращается к иконописцу Гурову с заказом. Икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» была написана и пожертвована Федотом Обуховым церкви в селе Бор. Многие приходили поклониться этой иконе и попросить её заступничества. Вскоре на пожертвования прихожан был построен новый прекрасный храм. В 1871 году Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших» спасла город Серпухов от холеры. В благодарность жители Серпухова принесли в дар Борскому храму Евангелие с изображением этой иконы и записями о сотворённом чуде. Этот образ был утрачен в советское время. Но в 1985 году в церковь Воскресения Христова Тарусского района был передан список борской иконы. О том, что это копия известного почитаемого образа, свидетельствует надпись на нём.
Изводы этого типа представляют собой сидящую Богородицу, на её коленях стоит Младенец Христос в белых одеждах. Он обнимает Мать руками за шею, прижимается левой щекой к её лику- тип Умиление. Руки Богородицы образуют кольцо плотно сцепленными пальцами вокруг фигуры Младенца, как на нашей иконе 5 изводов Богородицы. Существовало ещё несколько вариантов икон этого типа — с непокрытой головой, иногда руки Богородицы изображались не сцепленными. У нас в коллекции есть пример такой иконы № 2031.В коллекцию поступила в 1976 году из экспедиции по Каменскому району. Иногда в композицию включались дополнительные элементы: окно с пейзажем или изображения святых.
 Почему этот образ Богородицы так именуют? Какой смысл заключает в себе икона «Взыскание Погибших». Что означает это название? Оно само говорит за себя: Матерь Божья в своей любви к человечеству всегда готова удостоить прощения (взыскать) и помочь тому, кто находится на краю гибели. Эти образы - символ Богородицы, которая неустанно молится о безнадёжных больных, спасает погибающих в нищете и возвращает к вере людей, погрязших в пороках. Икона «Взыскание Погибших» - это последняя надежда для того, кто впал в отчаяние и не может помочь себе сам. Именно к этому образу идут матери с просьбой о здоровье и спасении детей, считается покровительницей и заступницей малолетних. Обращаются к нему с горячими просьбами тяжело больные и их родственники. Она помогает избавиться от пороков, например, от алкогольной и наркозависимости. Женщины просят в своих молитвах перед «Взысканием Погибших» о счастливом браке. В военное время верующие взывают к Богородице, умоляя защитить воинов на поле брани. В церковном календаре 5 (18) февраля установлен день памяти иконе Богородицы «Взыскание Погибших».
В нижнем ряду слева икона Божия Матерь «Огневидная». Самый «мужественный» праздник в году «День защитника Отечества» приурочен к почитанию культа иконы Божией Матери "Огневидная"
Среди многочисленных образов Пресвятой Богородицы есть один, который можно увидеть преимущественно в русских православных храмах – это Божия Матерь «Огневидная». На Западе он встречается крайне редко. Узнать её можно с первого взгляда. Самая примечательная особенность образа – цвет. Богоматерь изображается с алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета. Сведения о создании и истории этого образа очень скудны. Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких преданий не сохранилось. Известно, что первоисточник, с которого делались все последующие списки, попал в русские земли в 845 году т.е. икона появилась за полтора века до Крещения Руси (принято считать 989 год). Этот древний образ распространён был в Византии в XII-XV веках, на Русь попал, очевидно, из Греции. Изначальный вариант иконы представлял фигуру Богородицы без Младенца, но державшую в руках свиток– список просьб к Сыну Иисусу. Эти просьбы о нас и наших проблемах. Историки весьма осторожны в выводах и заключениях на ее счет. Но полагают, что это изображение по типу восходит к греческому образу Агиосоритисса – Заступница, Просительница, которая защищает род людской от всех бед, всех напастей своими молитвами к Иисусу Христу.
Один из видов икон, представляющих Богородицу с бумажным свитком в русской иконописи получил название Боголюбская. Дата ее появления 1155 год (и названа она по имени князя Андрея Боголюбского), которому по легенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на воздухе Христу. У нас в коллекции есть такая икона «Богородица Боголюбская» КП№1113.
На русских иконах Богоматерь Огневидная предстаёт без этой важной детали. Мы встречаем только подгрудный образ. Божия Матерь на иконе изображается одна, без Младенца Иисуса. Лик Ее обращен в правую сторону. Руки скрыты под одеждами. Своё распространение в списках и почитание в России икона получила лишь в XVIII веке. Первые упоминаемая в исторических документах относятся к 1812 году, времени войны с Наполеоном. Сегодня почитание Огневидной Богородицы приурочено ко дню, ежегодного празднования 23 февраля -"Дню защитника отчества". Для одних — это памятная и торжественная дата, для других просто хороший повод собраться с друзьями вспомнить и помянуть еще раз тех, кто в разные годы защищал нашу Родину, кто сейчас оберегает спокойный сон соотечественников. Те, кто на протяжении десятилетий доказывали безграничную любовь и преданность Отчизне, верность долгу и присяге, храбрость в боях, дисциплину и порядок в несении службы. В православных храмах в этот день обращаются к иконе Богородица Огневидная с просьбами об исцелении от любых заболеваний. А также с молитвами о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих.
Можно сделать вывод:
1.Икона Божией Матери "Огневидная" отличается от своего древнейшего прототипа, Богоматерь там изображается обычными красками, а вот на русском вариантах она уже изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета, что очевидно является не требованием канона, фантазией безвестных русских иконописцев.
2. На византийских списках данной иконы Богоматерь изображается обращенной вправо, а на русских иконах она зачастую обращена влево (как в нашем случае).
3. Сам культ иконы Божией Матери "Огневидная" возник на территории Российской империи не ранее XVIII века. При чем, он не был распространён на территории нынешней Украины и Белоруссии.
В правом нижнем углу на красной линии, под изображением Огневидной имеется черная авторская надпись в 1 строку: "НАПИСАНА СIЯ СТАА ИКОНА 1876 или (1846) ГО НОЕБРА 18 го ИКОНОПИСЕЦЪ ЧУЛИМОВ АЛЕКСАНДР ГРИГ_".Икона написана иконописцем Александром Григорьевичем Чулимовым, сыном иконописца, купца 3 гильдии Григория Чулимова, работавших в ст. Старочеркасской.
Нижнее левое изображение икона «О исцелении недугов» поясное изображение Божьей Матери, повернутое вправо. Младенец на левой руке,из одежды - мафорий вишневого цвета с алой подкладкой, туника синяя, обшлаг золотой украшен жемчугом. В правой руке Богоматерь держит золотой потир (сосуд). Младенец в сине-красных одеждах его правая рука в благословляющем жесте, левая опущена вниз, он держит в ней яблоко на веточке. Молитвенное почитание Богородицы в православном богослужении занимает особое место.
Кроме прямых богородичных праздников и дней, каждое богослужение содержит в себе бесчисленные молитвенные обращения к Богоматери. Все иконографические варианты, которые не имеют четких черт основных типов, можно условно объединить в тип "Акафистный", по принципу иллюстрирования определенного эпитета, которым Богоматерь величается в акафисте. Акафист – форма церковной поэзии, хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы или святых. В зависимости от позы Богоматери, от положения Ее рук, от наличия свитка, кубка  или других деталей, в зависимости от времени, места, явленного чуда или события, связанного с иконой, определяется ее тип. Большая часть таких икон - это соединение иконографического ядра предыдущих типов с дополнительными элементами. К типу акафистная относится 4 образ помещенный на иконе «О исцелении недугов». Такой образ не встречается в иконографии, но с мольбой «о исцелении» обращаются ко всем изводам Богородичного типа. С самых древних времен Церковь видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род, чувствовала глубокую веру в Ее Покров, простертый над миром. Отсюда и почитания икон - Заступница Усердная, Нерушимая Стена, Всех скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных, Благодатное Небо, Живоносный Источник, Нечаянная Радость, Умягчение злых сердец, Спорительница хлебов, Утоли мои печали, Взыскание погибших, Неувядаемый Цвет, Недремлющее Око, Избавительница, Утешительница скорбящих, Скоропослушница, Благоуханный Цвет, В скорбях и печалях Утешение, Помощь в родах, Сладкое Лобзание и др.
Вот такая интересная икона хранится в фондах нашего музея.

Источники:
1. «Пять изводов Богородицы» 1848 г. худ. А.Чулимов, дерево, темпера СИАМЗ КП№1112 ИЖи-128.
2. «Икона «Богородица Взыскание погибших" Россия.  XIX век. нач. XIX в., дер., темпера, СИАМЗ КП№2031 ИЖи-227.
3. «Боголюбская»икона Божией Матери// XIX в., дер., темпера,   СИАМЗ КП№14/18 ИЖи-18.
4.Барская.Н.А.. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
5.Булгаков Сергей  Православие. М., 1991.
6.Киселев А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М., 1992.
7.Поселянин Е. Н. (Е.Погожин). Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 1914.
8.Православная энциклопедия. Том VIII. — М.: Церковно-научный центр 9. «Православная энциклопедия», 2004. — С. 107-110. — 752 с.
9.Эл. ресурс Празднование Божией Матери в честь иконы Ее «Взыскание погибших»
10.Святые и святыни. Православный календарь на 2015 год. М.,2014.
11.Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Цекрви. М., 1989.