Быть, а не казаться

Андрей Сигутин
Когда человек твердо решает стать православным христианином, то понимает, что для этого необходимо, с Божьей помощью, кардинально изменить свой образ жизни. Так как сознает: по-старому, по законам мира сего, жить больше нельзя. Выражаясь философским языком, необходимо поменять свое бытие, ибо «вера без дел мертва». Иначе говоря, по тому, как человек живет, можно понять, во что он на самом деле верит. Неслучайно, главная мысль огласительных бесед перед Крещением такова: чтобы жить в Боге и с Богом, необходимо исполнять заповеди, то есть нужно изменить прежнюю модель поведения, греховный стиль жизни.

Итак, у верующего качественно меняется жизнь: в  нее приходит полнота Бытия, «жизнь с избытком». Благодаря воскресению Христа, теперь «жизнь жительствует» - торжество жизни объемлет собою весь мир. Сейчас специально делаю акцент на слове «жизнь», так для верующих оно имеет глубинный смысл и ценность. Ведь от Господа каждый из нас получил священный дар жизни, причем от того, как человек им распорядится, зависит его вечная жизнь.

Трагедия в том, что наше секулярное общество потребления не способствует научению человека искусству, мастерству правильной жизни. В результате, многие светские люди не могут и боятся отвечать себе на вопросы: «Зачем я живу?», «Что хорошего я сделал в этой жизни?», «Как жить дальше?». Когда люди не знают, зачем они живут, каков смысл их жизни, то вполне закономерно, что рано или поздно они впадают в депрессию, уныние, которое нередко заканчивается суицидом. Обычно и приходу в храм предшествует экзистенциальный (жизненный) кризис. Однако не у всех дорога в храм прямая и короткая: кому-то требуются годы, чтобы созреть, дорасти до веры. В этом смысле для определенной части современников неким мостиком к вере (через познание себя и мира) может стать, помимо христианской, еще и экзистенциальная психология, которая также занимается вечными вопросами и человеческим бытием. Наверное, она в какой-то степени может быть полезна и для воцерковленных людей, так как может помочь им лучше разобраться в себе и своей жизни.

Вспоминаю один эпизод, рассказанный знакомым, имеющим богословское образование. Он с группой таких же богословов принял участие в семинаре по христианской психологии, где была затронута тема покаяния. Они с внутренней улыбкой, снисходительно слушали преподавателя: мол, чем ты можешь нас удивить, мы и так все это давно знаем. Однако после того как преподаватель раздал этим ученым мужам психологически грамотно расписанный перечень грехов и попросил поиследовать себя по этому списку, то постепенно их ученая спесь сошла, как пена. Они увидели, что в этом списке грехов есть те пункты, за которые их обличает совесть… 

Зачастую воцерковленные православные спрашивают: «Зачем нам вообще нужна психология?». В какой-то степени ответ на этот вопрос дает православный психолог Наталья Инина: «…Человек является в огромной степени психологическим существом. Человеческая психика работает 24 часа в сутки даже тогда, когда человек спит и видит сны. Все, что мы чувствуем, воспринимаем, отражаем, осознаем, отвергаем, все, чего мы боимся, чем восхищаемся, к чему стремимся, обо что спотыкаемся, - все это и есть наша психология. Через психологию мы взаимодействуем с собственным телом, благодаря ей мы переживаем и духовные состояния. Психология – наш способ связи с реальностью, и от того, насколько она здорова, прозрачна и гармонична, зависит тот образ мира, который мы воспринимаем своим сознанием. Мы сталкиваемся с бесконечными подменами, бесчисленными «кривыми зеркалами» именно психологического, а вовсе не духовного плана…»

Психология начинается там, где появляется человек и, зная основы психологии, можно избежать многих ошибок в жизни. "Психология — это умение жить".
Экзистенциальная психология (от лат. – существование; если по-простому, «экзистенция» – это жизнь) – одно из направлений современной психологии, центральной фигурой которой выступает «человек живущий», его жизненный мир, рефлексия и переживания в отношении смыслов и ценностей своего существования. Ее отличительной чертой является обращение к анализу таких феноменов человеческого существования, как: «Я» и «Мир», жизнь и смерть, общение и одиночество, смысл, свобода и ответственность, выбор и поступок, призвание и долг, любовь и счастье, вера и безверие, вина и стыд и т.д. И бытие каждого человека рассматривается в четырех измерениях: физическом, социальном, психологическом (душевном), духовном. Основным предметом терапевтической работы экзистенциального консультанта является жизнь клиента в целом. В процессе терапевтической работы поднимаются вечные вопросы: осмысление или переосмысление собственного жизненного опыта, собственной жизни вообще, в целом, и конкретных трудностей, в частности. Поскольку жизнь — понятие очень обширное, то для облегчения ее изучения и описания, было решено разложить ее на составляющие.  В результате, были введены такие понятия как экзистенциалы (или экзистенция) - это своего рода некие универсальные единицы жизни, то есть те «кирпичики», из которых складывается жизнь каждого человека. Самые универсальные феномены жизни – наши переживания. Именно они и составили основу рассматриваемого здесь языка экзистенциалов, например таких как: одиночество, смерть, свобода, ответственность, любовь, вера, надежда, обида, радость, благодарность, счастье, выбор, осмысленность и т.д. Это одна из форм экзистенциального анализа, когда глубокому и всестороннему исследованию подвергаются отдельные из них или их совокупности. Так, например, никогда не рассматриваются по отдельности такие экзистенциалы, как свобода и ответственность, одиночество и благодарность и т.п. Другими словами, используя в работе язык экзистенциалов, психолог предлагает пациенту обратить внимание на те или иные экзистенциалы его жизни, точнее, на отношение человека к ним для последующего их осознания и принятия. Шаг за шагом происходит переосмысление полученного опыта и интеграции его в дальнейшую свою жизнь.

С точки зрения православия, положительные аспекты экзистенциальной терапии в том, что она учит: быть в полной мере ответственным за свою жизнь и жизнь своих близких; прожить полноценную, осмысленную жизнь. Случайностей в жизни не бывает, поэтому все, что происходит с нами в жизни, имеет свой смысл. А значит, трудности, болезни и другие испытания — это уроки, основной целью которых — показать нам наши заблуждения, ошибки и жизненные тупики. Причем все трудности, проблемы и испытания в жизни даются нам только по нашим силам. (Это практически  прямая параллель с Писанием, где сказано: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13))

Основными вопросами экзистенциального анализа являются: зачем мне даны эти испытания? Что они мне показывают? Какой урок, какую пользу для построения дальнейшей своей жизни я могу извлечь из сложившейся ситуации? Что я могу изменить в своей жизни для улучшения ее качества? Примерно в таком ключе строится терапевтическая беседа в рамках экзистенциального анализа.
Как видим, вполне православные вопросы. Целью экзистенциальной психотерапии является прояснение, обдумывание и понимание жизни. Задача психолога состоит в том, чтобы научить человека уверенно смотреть в лицо неизбежным проблемам, трудностям, огорчениям, разочарованиям и кризисам человеческого существования.

Стоит отметить, что к экзистенциальной терапии в своих работах обращаются видные православные ученые, например, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии, доктор психологических наук, руководитель Общества православных психологов и психотерапевтов Санкт-Петербургской митрополии Лариса Филипповна ШЕХОВЦОВА. В прошлом году для специалистов вышла ее книга  «Концепция личности в православной психологии». Позвольте процитировать несколько мест, связанных с «жизненной психологией», которые будут интересны широкому кругу читателей:

«Главная особенность экзистенциальной психотерапии – ее направленность на человека как «бытие-в мире», то есть на его жизнь, а не на его личность. (Это похоже на то, как Шерлок Холмс, глядя на жизнь незнакомого человека, по неброским мелочам, характерным для его поведения, мог много сказать о нем самом – прим. А.С.).
Экзистенциальная психотерапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это, скорее, философское исследование жизни человека, обучение дисциплине жизни. Изменения связывают прежде всего с расширением сознания клиента, с новым пониманием у него своей жизни. Экзистенциальные психологи описывают глубинные потребности человека, к которым они относят: потребность в любви, истине, красоте, радости, идеале, самоуважении, аутентичности. Быть аутентичным (подлинным) – это значит осуществить Замысел Бога о себе, своем призвании…»               
«Человеческая жизнь причастна вечности и нетлению, поскольку вечна и нетленна Божественная жизнь в ее троичной взаимопроникновенности любви-общения. И мир, и человек тоже троичны… Любить – это дать возможность человеку раскрыться в полноте, только любовь может помочь человеку стать всем, чем он только может быть, каким его задумал Бог.

Понятно, что только в общении-любви человек достигает личностного совершенства… Обладание жизненными целями – смыслами – условие сохранения и духовного, и психического здоровья человека. Например, депрессия является симптомом экзистенциального кризиса, своеобразным предостережением – «дальше так обманывать себя опасно», последним шансом на обретение своего истинного «Я»…»
«Как правило, в период зрелости человек отвечает себе на вопросы: использовал ли я свой потенциал, дары-таланты, данные мне Богом на служение? Осуществил ли свое призвание, Замысел Бога обо мне? Построил ли отношения – Я-Ты (состоялась ли супружеская любовь?), был ли я собой?
И к началу старости: «Зачем я жил?», «Каков смысл моей жизни?»
Положительные ответы на эти и подобные вопросы характеризуют зрелую личность, благодатно и благополучно проживающую свою жизнь. Если же человек не ответил себе на эти экзистенциальные вопросы бытия или нашел негативные ответы, то в жизни его возникает много проблем и затруднений. Можно при этом говорить о неблагополучном протекании жизненного бытия».

«Экзистенциальная терапия стремится понять человека через призму его внутренних онтологических характеристик или универсальных экзистенциальных факторов: чувства бытия, свободы и ответственности, конечности человека, смерти; экзистенциальной тревоги, экзистенциальной вины, жизни во времени; смысла и бессмысленности. Проблемы, с которыми работают экзистенциальные психотерапевты, сигнализируют об искажении глубинных экзистенциальных радикалов: жизнь (при отсутствии смысла) и угроза смерти, помогающая преодолеть бессмысленное существование; радость бытия или страх; свобода без ответственности; любовь и одиночество и т.д.» - пишет Л.Ф. Шеховцова.

Обобщая, можно сказать, что в экзистенциальной психологии большее значение отводится осознанию зова Бытия, ответственности, выбору, решительности, мужеству Быть, заботе, открытости миру, поиску смысла, уникальности, адекватности, присутствию, совместности, целостности. Кстати, красота – основа целостности. Именно о красоте Божественной и человеческой недавно вышла книга «Одеяние души» Наталии Ининой, научного сотрудника факультета психологии МГУ, преподавателя РПУ. Московским священникам, проходящим курс повышения квалификации, она преподает «Основы психологической науки».
В этой своей книге (рекомендованной ИС РПЦ) православный психолог Инина также обращается к экзистенциальной психологии. Процитирую несколько таких экзистенциальных моментов:
«С небес и из глубины души мы слышим зов Творца, в котором жизнь, гармония, свобода, полнота.
Реальность этого духовного мира столь же очевидна, сколь очевиден мир материальный, но цена, которую мы платим, чтобы стать зрячими, открытыми этому духовному измерению, велика – это возможность, а вовсе не предопределенность нашей жизни…»

«Духовная задача человека, как учат святые отцы Церкви, состоит в том, чтобы преобразовать самого себя, подняться над собственным грехом, победить вслед за Христом смерть в себе, выбрав Жизнь, и тем самым спасти весь мир, вернув его Творцу и Создателю. Однако между реальным человеком и такой грандиозной духовной задачей стоит целая жизнь, состоящая из бесконечных маленьких и больших выборов, поступков, преодолений. Образ пути можно сравнить с восхождением или падением. …финал несопоставим – в одном случае мы стоим на вершине, созерцая красоту и величие окружающего мира, в другом – падаем в пропасть, и если останемся живы, то увидим лишь мрачное и пустынное дно.…на пути как вверх, так и вниз будет своя красота. В первом случае это – красота смысла, верность цели, стремление к идеалу, жажда совершенства, мужество поступка.
… важно удерживать вектор движения, не терять из виду главную цель и смысл нашего земного путешествия. Чтобы не сбиться с пути, у нас есть некие навигаторы, внутренние критерии того, что мы на верном пути. Один из них – это наше восприятие красоты. И богословы, и философы, и психологи сходятся в том, что способность воспринимать красоту всегда связана с возможностью отстраниться от самого себя, точнее говоря – от собственного Эго…
Иными словами, человек должен удерживать в себе «небо», помня о «земле». Если это соподчинение, эта иерархия живет в душе, то пути к обретению собственной личности, внутренней целостности и гармонии не только открыты, но и возможны. …главным инструментом этого преображения является сам человек – его личность, его нравственный выбор, его духовный ориентир.

Если нас влечет, притягивает нечто чистое и прекрасное и что-то в нас глубинно откликается на этот зов, если ради этого возвышенного идеала мы готовы забыть о себе, о своем комфорте и удобстве, - значит, наш вектор движения верен, поскольку он устремлен к истине, а не к удовлетворению собственного Эго. Если, напротив, нас завлекает и манит нечто великолепное, соблазнительное, но при этом мы заглушаем тот тихий голос души, что сопротивляется этому притяжению, и устремляемся на встречу, обещающую нам удовольствие, наслаждение и экстаз, - значит, мы на ложном пути, ведущем в обратную от истины сторону.
Выбирая этот путь, мы обречены до времени кружиться вокруг собственной оси, пытаясь удовлетворить ненасыщаемое Эго, поскольку насытить его невозможно. До времени, - поскольку, ставя материю во главу угла, мы не побеждаем смерть, а побеждаемся ею, исчезая в небытии, в котором нет ни жизни, ни радости, ни красоты. Этот экзистенциальный промах в огромной степени является причиной большинства духовных и психологических катастроф, обрушившихся на бедную голову человека и человечества в целом».

Чтобы лучше вникнуть в эту тему, мы попросили рассказать об основных понятиях экзистенциальной психологии кандидата психологических наук Вячеслава Летуновского.

- Что такое настоящая подлинная жизнь с позиции экзистенциальной психологии?
- Если обратиться к этому термину этимологически, то «на - стоящая» означает то, что с одной стороны стоит передо мной, как некий зов, вызов, а с другой – настаёт. Настоящее всегда отчасти в настоящем времени, а отчасти – в будущем как задача, которая меня зовет для осуществления. 
Аутентичная или подлинная жизнь в моем представлении – это когда ты слышишь зов Бытия, принимаешь его, и отвечаешь на него в полноте, всем своим существом. И здесь происходит рождение, раскрытие и осуществление того или иного феномена в твоей жизни во всей его сущностной полноте. Скажем, если я создаю семью, то любящую, дружную, на сто процентов осуществляя себя в ней как муж и отец (полностью вкладываясь в воспитание и развитие детей). Если я пишу книгу, то досконально раскрываю тему, которую взял, чтобы получилась хорошая книга. Если варю борщ, то это должен быть самый вкусный борщ, на какой я способен. Аутентичность – это когда ты всецело откликаешься на зов Бытия и реализуешь феномены своей жизни во всей полноте, согласно их сущности.

- Феномен – это то, как вещи (внутренние и внешние) появляются для нас, правильно?
- Феномен – это нечто, что проявляется в жизни, становится видимым, заметным, ощутимым. Бывает феномен дружбы, феномен любви, семьи, феномен любимого дела, если глобально говорить. Если локально, то в течение дня у нас возникают самые разные феномены: от потребностей в питании и сне до обыденных  задач: встать ночью к ребенку, погулять с собакой и т.д. Иными словами, это разнообразные проявления бытия.

- Правильно ли я понял, что термины: «настоящая» и «подлинная» имеют различные оттенки?
- Нет, это разные аспекты одного и того же явления. Настоящая – это то, что настает, что зовет меня откликнуться. И если я откликаюсь всем своим существом, вкладываясь полностью, то феномены, которые из этого получаются (например, созданная семья, написанная книга и проч.), выходят подлинные, в которых есть уникальность, без шаблонности.

- Что такое присутствие?
- Опять пойдем от этимологии слова «при-сутствие»: быть при сути происходящего. То есть я настроен на суть происходящего, я слышу то, что вокруг меня, вижу, чувствую, понимаю и отвечаю самым подходящим образом. Присутствие – это и есть слышание, видение, чувствование и отвечание самым адекватным образом на то, что происходит.

- А совместность?
- Это комплексное, широкое понятие, как и любовь – их очень трудно объяснить. Мы также попытаемся идти от этимологии слов: «со-в-местность», то есть это общее место, место для нескольких, не для одного человека – с одной стороны. С другой, когда получается совместность, то происходит рождение целостного единого организма. Семья – это целостный единый организм из нескольких ее членов. Так, каждый раз встречаясь с человеком, если мы «настроены на одну волну», то образуем с ним этот как бы единый организм. «Время жизни» этого совместного целостного организма может быть разное.

- Один современный философ дал такое определение «Любовь – осознанное чувство невозможности собственного существования без другого человека, без дела, без города и т.д.» . Согласны с этим?
- Нет, я абсолютно не согласен, это эгоцентричное объяснение. То есть этот автор исходит из себя, что есть любовь для меня. А любовь, скорее, такой соединительный мостик между мной и другим человеком. Любовь связана с миссией. В этой же парадигме, в которой я живу, существую и передаю ее в своих курсах, книгах, любовь – это как раз способствование тому, чтоб другой человек, если я его люблю, осуществился в своей жизни совершенно и полностью. Если я люблю свою страну, то способствую осуществлению потенциала моей Родины, моего народа. Если я люблю свое дело, то стараюсь, чтобы дело раскрылось во всей полноте и достигло своего максимального расцвета. То есть для меня любовь – это понимание сути, сущности другого человека и способствование тому, чтобы эта сущность во всей полноте раскрылась.

- Что такое мир в вашем понимании?
- Мир – одно из самых широких понятий (шире может быть только Бытие), которые трудно объяснить. Русское слово «мир» очень комплексное, многообразное. И все значения этого русского слова для меня близки.
Мир как общность людей, как общность всех живых существ, всего живого и всего, что существует. В этом смысле понятие мира приближается к понятию Вселенной.
Мир как некое состояние гармонии между людьми – мне тоже это очень близко. Здесь мы видим два основных аспекта: с одной стороны, мир это то, что нас всех объединяет, в чем мы все присутствуем, а с другой – это некое гармоничное состояние тех, кто в этом мире присутствует.

- Что такое целостность?
- Целостность – общее понятие, имеющее несколько уровней. Самое простое – это целостность моего тела, моей психики, с точки зрения здоровья. Если мы идем дальше из концепта  бытия-в-мире, из осознавания себя в мире или себя как неразрывного целого с миром, то уже здесь целостность подразумевает наличие связей.
Если мои связи с другими людьми и окружающим миром в целом не нарушены, то я способен на гармоничное общение с ними. Значит, между нами есть целостность. Когда люди (два-три человека или группа) начинают взаимодействовать друг с другом, встречаясь, беседуя, участвуя в общем деле, то они образуют некую целостность, которая начинает развиваться по законам живого организма. От осознавания малых целостностей, мы движемся к познанию самой большой, тотальной целостности: целостности нашего бытия-в-мире.

 - «Осуществление» - это именно приобретение целостности?
- Да, бесспорно, поскольку только целостный человек может полностью раскрыться в жизни. Это означает, что на все широкое поле возможностей, которые выпадают в его жизни, он способен откликнуться и максимально вложиться в них. То есть осуществиться. Осуществление возможно только в целостности.
Счастье в деятельности – это также осуществление. Слово это очень емкое, его корень - «сущ», то есть «суть». У каждого человека есть его суть. Причем это не только что-то, спрятанное глубоко внутри. Суть человека выходит из специфики его жизненной ситуации, как таковой – она шире. Она не столько в человеке, сколько и в нем, и, одновременно, в его мире, в его жизненной ситуации. И эта суть требует осуществления, того, чтобы что-то родилось на свет Божий. Как в первой книге Бытия, когда Господь сотворил небо, землю, зверей: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Бытие 1:31). И наша суть тоже нас зовет что-то произвести в этом мире, чтобы это получилось хорошо. Чтобы я в своем небольшом мире, как Бог, мог сказать: это хорошо весьма.

Есть определенная закономерность в стадиях развития человека как личности. Сначала он пребывает в некоем симбиозе с матерью, со своей семьей, своей культурной средой, первичными коллективами. А потом он начинает от них сепарироваться, то есть отделяться, постепенно приобретая черты индивидуального сознания, самосознания. Это естественный процесс, иногда он проходит конфликтно в подростковом периоде. А потом, после сепарации, должна произойти интеграция (соединение, объединение частей в целое) на новом уровне.
Если человек возвращается в целостность, то есть осознанно выбирает: да, это моя семья, это мой коллектив на работе, это мой народ, моя страна, моя вера, – то он включается в целостность, происходит его интеграция в целое без потери осознанности, осознанная интеграция. Это финальная стадия развития человека. К сожалению, современная психология интеграции очень слабо разработана, особенно, западная, которая застряла на стадии сепарации.
Духовно развитые люди перестают чувствовать себя отделенными от мира, от других людей и переживают свою тотальную связь, неотъемлемость и неразрывность с миром других людей и с природой вообще. Тут можно вспомнить о том, что Святые через соединение с Богом, приобретали такую связь с окружающей природой, что находились в гармонии даже с опасными животными (как это было в Раю). Так Герасим Иорданский, вылечил раненого льва, встретив его в пустыне. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой сам умер на могиле преподобного и был зарыт близ гроба святого. Всем известно о мирном соседстве святого Сергия Радонежского с медведем. И подобных примеров есть множество.

- Если взять тех же Адама и Еву, первородный грех, а расплачиваются потом все поколения. То есть это связь все равно всех со всеми. Если перевести на современный язык, то  последствия поступков одних людей все равно отражаются на жизни других людей.
- Конечно. Святые люди, которые живут в этом состоянии переживания своей целостности с другими и миром, исходя из этой целостности, лучше и яснее понимают место и задачи в жизни, как свои, так и других людей.

- И при этом они свою личность не теряют. Они по-прежнему уникальны как личности и в то же время соединены со всем миром.
- Конечно. Кстати, миссия и призвание - это как раз понимание своего места в мире и в жизни. «Миссия» звучит красиво, даже мистически, но вещи это, на мой взгляд, очень простые. У каждого живого существа на этой земле, даже у капли, есть своя миссия. И в чем эта миссия? Она очень проста: раскрыть во всей полноте, согласно своей сущности, свою суть, свой потенциал.

- Грубо говоря, если ближе к человеку, то это жить на сто процентов?
- Конечно, а у человека появляется другое измерение, в связи с тем, что человек – это существо, которое живет вместе с другими людьми, «совместное». Оно раскрывается именно в этой совместности с другими людьми. И возможности раскрытия своего потенциала, миссии у человека на порядок больше, чем у всех остальных существ. И здесь как раз, когда говорят о том, что человек создан по образу и подобию Божию, то это как раз про возможность творить. Свобода творчества у человека на порядок выше, чем у всех других существ. Но как бы там ни было, закон один: чтобы осуществиться, нужно почувствовать эту свою человеческую сущность в каком-то конкретном проявлении. Например, прочувствовать сущность русского человека, если я русский, и раскрыть ее во всей полноте и уникальности.
По моему глубокому убеждению, экзистенциальный терапевт, собственно, и способствует этому, главная цель его – сделать человека счастливым. Весь вопрос заключается в том, как мы понимаем счастье. Начнем опять с этимологии: «С-частье», быть с частью. Эта тема тоже связана  с миссией. У меня есть некая часть, которая дается мне как задача, я ее осуществляю, и я же ею владею. Когда я с этой частью, я могу осуществиться во всей своей полноте, поэтому я счастлив. Но это еще не все. Если опять к этимологии слова идем, счастье – «быть с часом», то есть успевать. Этот зов Бытия каждый раз обращается к человеку в определенное уникальное время. Если ты его пропустишь, не отзовешься, не успеешь – время для осуществления того или иного феномена в твоей жизни уйдет Быть счастливым – значит успевать. Как говорил Суворов: «Я был счастлив, потому что повелевал счастьем».

- Что такое принятие себя?
- В экзистенциальном смысле принятие себя означает, прежде всего, принятие своего мира и себя в этом мире, поскольку центральное значение для человека всегда имеет его ближний круг людей, если он принимает их такими, какие они есть. Это не значит, что если кто-то злоупотребляет алкоголем, то мне все равно, потому что равнодушно его принимаю. Нет. Но я принимаю его как потенциально здорового человека, как образ Божий. Принимаю его как своего, от него не отгораживаюсь. И часто такое отношение помогает встать на правильный путь. Как говорится, нужно любить грешника, но ненавидеть грех.
Принятие себя это, прежде всего, принятие своего мира. Может показаться, что если переключаешься на мир, а про себя как телесную оболочку забываешь, то это неправильно. Когда я говорю про мир, я имею в виду себя уже включенного в свой мир. Принимая свой мир, я принимаю и себя, свою телесную оболочку, со всеми ее особенностями. К слову, «с-мирение» - это быть с миром, а не отдельно. Не противостоять миру, не противопоставлять себя ему, а быть с миром – в этом суть смирения.
Принятие – это всегда выбор: это – мое. Причем, не пассивное, а активное полное принятие. Принятие как готовность откликнуться, ответить, отозваться. Например, человек делает свой осознанный выбор быть настоящим православным христианином, то есть он понимает, что «это – мое» и моей жизни без этого нет.

- Готовность откликнуться на зов Бытия.
- Да, на сто процентов, вложиться полностью. Выбрать как «мое» и полностью вложиться – это и есть принятие. Принятие – готовность к стопроцентной отдаче, настрой на служение. Кстати, ближний, Другой (человек) – это тот, кто все время открывает мне меня же, давая возможность стать новым, более настоящим и подлинным.

- Что такое гармония?
- Понятие гармонии легче всего представить в виде музыкальной метафоры. Когда мы слышим гармоничную музыку, то видим в ней определенный порядок, чувствуем, что она создает определенный настрой, который начинает проявляться и развиваться в жизни, как она есть. И гармоничные отношения – это отношения, где присутствует живой порядок. Не механистичный, а живой порядок отношений, форм, границ, в которых живые сущности и люди могут развиваться и осуществляться во всей своей полноте.

- Что такое забота и доверие?
- Забота – важнейший  термин в экзистенциальной традиции. Собственно, забота – это и есть сущность человеческой жизни. Забота о чем? О том, чтобы феномены нашей жизни раскрывались во всей полноте, согласно их сущности. Если я создаю семью, то должен позаботиться, чтобы семья раскрылась во всей своей полноте, чтобы этим семи «я» было хорошо, и каждое из них выросло и состоялось.
Доверие для меня – это готовность вступить в максимально полный духовно-душевный контакт, соприкосновение с человеком или вступить в контакт с другими явлениями жизни, четко осознавая и принимая то, что это потребует от тебя серьезно измениться. То есть это готовность в полноте откликнуться и измениться. При этом если говорить глобально о доверии к Богу и миру, то это некая уверенность, что то, что тебе жизнь, мир, Бог предлагает –  для твоего же блага.

 - Прочитал умную мысль: говоря слово «жизнь», мы редко соотносим это именно с духовной жизнью…
- Я понимаю, что имеет в виду автор. Когда говорят о духовном, для него это некое идеальное понимание способа жизни или приближение к таковому. Наш мир, я уже неоднократно говорил, его современная парадигма больше всего ведет к идолам потребления, кастомизированная (customer – поребитель (англ.)) цивилизация. Этот способ быть человека ориентирован на что? На меня любимого, якобы Мир только для меня. Сейчас этого стало больше, и в этой связи человек действует из менее гармоничных отношений с Богом, с миром, с природой, которая является даром Божиим.  То, что мы сейчас делаем с Землей (в смысле экологии), является нарушением нашего человеческого призвания.

- Когда святителя Василия Севастийского вели на казнь, он вдруг увидел, что рядом с ним бежит собачка на трех лапках, потому что одна из них ранена. И тогда он забыл о том, что его ведут на смерть – его так пронзила жалость к этому животному, что он остановился и благословил ее, и Господь явил чудо: собачка побежала здоровой…

Однако возвращаясь к экзистенциальной теме: в одной книге по православной догматике я прочитал, что Бог – это Жизнь.
- Готов подписаться.

- А предмет исследования экзистенциальной психологии как раз жизнь. Неслучайно Наталья Инина считает, что это направление современной психологии очень близко к христианской психологии. Позвольте нашу беседу закончить ее цитатой:
«Путь спасения хоть и узкий. Есть всегда. Он состоит в личностном становлении самого человека, его духовном и психологическом взрослении и, как следствие, способности брать ответственность за свою жизнь на себя, выдерживая груз свободы и возможного одиночества.
Зависть, злость, обида, жадность, тревога, страх, но и радость, открытость, доброта, щедрость, альтруизм – все эти и другие чувства проходят фильтр нашей психологии…

Мы молимся, надеемся, уповаем на то, что нам повезет, и мы избежим всех этих трудностей и испытаний. Однако именно преодоление трудностей, мужество встретить страдания лицом к лицу помогают нам подняться над собой и своей психологией, преодолеть собственное Эго и возрасти в меру нашей личности, нашего духовного предназначения».

В общем, каждый человек призван именно Быть, а не казаться, чтоб в своей подлинности стать способным приблизиться к Истине, которая есть Христос.
А.Сигутин