Камерный театр это

Наталья Ромодина
      «Ночь в театре имени Пушкина» 21 мая 2016 года была посвящена Камерному театру Александра Таирова и Алисы Коонен. Показывали запись юбилейного спектакля-посвящения, который я лично посетила 25 декабря 2014 года. Мне хотелось, чтобы муж Саша посмотрел хотя бы эту запись.

       Чтобы попасть на просмотр, надо было продолжить фразу: «Камерный театр - это...»

       Камерный театр Александра Таирова и Алисы Коонен – это легенда.
Неудивительно и показательно, что не осталось ничего (ни документов, ни съёмок) от спектаклей, поставленных Таировым, в которых Алиса Коонен, его любовь и жена, была неизменной примой. И нам приходится только гадать, какие они были, его спектакли. Восхищаюсь смелостью воображения режиссёра Евгения Писарева и артистов, воссоздавших сцены из спектаклей, какими они могли бы быть… «Покрывало Пьеретты», «Принцесса Брамбилла», «Жирофле-Жирофля», «Опера нищих», «Саломея», «Федра», «Мадам Бовари», «Фамира-кифаред», «Адриенна Лекуврёр» и др.

      И нынешние костюмы из крафтовой бумаги художника Виктории Севрюковой смотрятся как символ эфемерности сценического, театрального искусства, Камерного театра Таирова.

      Камерный театр – это отражение эпохи. Он существовал с 1914 по 1949 годы, когда над планетой проносились войны, революции, когда страна строила коммунизм… А Александр Таиров ставил свои модернистские спектакли.

      Перед просмотром к нам вышли оказавшиеся в театре Андрей Заводюк, Вера Воронкова и Владимир Жеребцов, исполнявшие в спектакле роли третьих Таирова и Коонен и молодого Таирова соответственно. Заводюк тоже говорил о том, что спектакли Таирова оторваны от жизни, как мне и показалось.

     А режиссёр Евгений Писарев убеждает нас, что Таиров в своём творчестве отражал жизнь.

     Наверное, отражал – так, как он её понимал. Гастроли во Францию и Германию 1923 года и позже доказали триумф Камерного театра в Европе именно как советского театра!

     Замечательно, что художественный руководитель театра Писарев в день юбилея, 25 декабря 2014 года, обратился к Камерному театру, к его истории и легендам. Это обогатило и зрителей, и самих актёров, которые прикоснулись к прошлому, к традициям.

     Передо мной на спектакле Камерный театр Таирова и Коонен предстал как то зёрнышко, из которого вырос Театр имени Пушкина, куда я пришла впервые в юбилейном сезоне.
 
     Молодая Алиса Коонен – Александра Урсуляк с плоёной причёской. Три Таирова, сложившиеся в единый образ, - любимые артисты (Владимир Жеребцов, Александр Арсентьев, Андрей Заводюк). Демьян Бедный – Игорь Бочкин, проведший очень комическую сцену, после которой – бац! – прозвучали как взрыв бомбы гонения на Таирова и на Камерный театр. Сергей Миллер, зловеще постукивающий карандашиком по столу в качестве представителя НКВД от культуры.

      Невозможно не упомянуть поразительное сходство нынешнего артиста Антона Феоктистова с премьером Камерного театра Николаем Церетелли! И печальные кадры хроники, когда с фронтона сбивали эмблему Камерного театра…

      В ознаменование закрытия Камерного театра на сцену перед нами опустился  пожарный занавес театра Пушкина – этот сценический ход режиссёра просто шокировал!

      Это самые яркие для меня моменты, показанные драматургом Еленой Греминой, режиссёром Евгением Писаревым и всеми артистами.

      Камерный театр – это предшественник Пушкинского театра, в котором также есть место комедии и трагедии, песне и танцу, акробатике и фокусам, как это было у Таирова. И артисты у нас нынче такие же синтетические, о каких мечтал и каких воспитывал Александр Яковлевич Таиров.

      И удивительны переклички названий на афише! «Федра», «Ромео и Джульетта», «Жанна д’Арк», «Женитьба Фигаро» и др. были поставлены и в Камерном театре, и в театре имени Пушкина. Ю.Бутусов, вроде, обещал что-то «среднее» между «Оптимистической трагедией» и «Любовью под вязами» - оба названия тоже были в репертуаре Камерного театра А.Таирова!

     Камерный театр – это особняк на Тверском бульваре, 23, куда мы приходим и видим тот же зрительный зал (бельэтаж и галёрку получивший позже), те же анфиладные залы Пушкинского фойе, где мы и смотрели фильм о спектакле…

     И хотя я смотрела одно и то же уже... в четвёртый раз (в театре, по телевизору, в Интернете и здесь), интерес не угасал. Каждый раз ведь находишь что-то новое, ранее не замеченное. Отлично были видны крупные планы, особенно интересно было рассмотреть детали реконструированных спектаклей Камерного театра в представлении Евгения Писарева и артистов.

      Два с половиной часа пролетели опять как один миг. Еле на метро успели, потом пешком шли.

      Муж Саша сказал, что спектакль сильный. Даже пожалел, что полтора года назад со мной в театр не пошёл.