Проблема выбора. Мемуаристическое

Александр Ивашкевич
       Проблема выбора - главная проблема, встающая перед человеком!
       В какой школе учиться? В какой вуз пойти. Какую профессию выбрать. Где работать? На ком жениться? Сколько иметь детей? Дружить или не дружить? Быть или не быть?
       Дороги, которые мы выбираем. Или дороги, которые нас выбирают? Главное - заметить, осознать, что выбирать.
       В 1968 году я попал в Алма-Ату из Душанбе. Не по своему выбору. 7 класс. Отца перевели на работу в Алма-Ату - Среднеазиатский военный округ. В середине года. Зима. Я это не выбирал. Но. После окончания седьмого класса в алмаатинской школе №15, куда меня устроил отец по принципу, что рядом, туда и иди...
      Я довольно быстро понял, что здесь я не приобрету достаточных знаний. Откуда это у меня? Меня этому никто не учил. Я лично это понял. Почему-то.
       Пошёл в школу №90 к директору и попросил принять меня в эту школу. Сам. Родители не знали.  Мой приятель по подъезду учился в этой школе. Я ничего про неё не знал. Решил перевестись.  Директор спросила: а зачем вам это нужно? Я сказал, что мой друг, сосед Костенко, учится у вас и я хочу быть с ним...
       По оценкам у меня всё было нормально. Директор меня взяла. Сидел с Костенко. Потом раздружились. Слабак оказался, во всех отношениях. Потом я сидел за партой с Бауржаном Шакаевым. До выпуска. Хороший парень.
      Эта школа, как оказалось, была  с литературным уклоном. Правда не в моём классе "б", а в классе "а": набрали заинтересованных школьников со всего города. Лучших в своём роде. В основном девушки. Естественно. Мы дружили. Они сами выбирали с кем дружить. Ну, вы понимаете...
      Учителя были те же и у нас... Так что качество преподавания было на хорошем уровне. Я благодарен (до сих пор так и не понял - кому?), что оказался в этой школе. Одна из лучших в Алма-Ате. Конечно, были проблемы... Это отдельная тема.
      Химия в школе была на достойном уровне. Преподавал Иван Порфирьевичь - старый дед, но со всякими регалиями. Преподавал не конкретно.  В основном рассказывал о своей жизни. Но в классе, почему-то,  был особый культ химии. Так что он молодец! Я ему принёс две грамоты от городского управления образования (гороно)  за подготовку знатоков химии.
      Из нашего класса на химический факультет университета (КазГУ) поступили три человека! Конкурс был 4,5 человека на место. Это говорит о многом.
      Меня не сразу в классе признали лидером по химии. Но против фактов нет приёмов. Победителя городских олимпиад по химии и участника Всесоюзных олимпиад трудно не заметить и не признать.
      Я пришёл в эту школу уже "больной" химией.
      Факт - я лично выбрал эту школу. Но, очевидно, по сложившимся обстоятельствам. Выбрал я из того , что было передо мной. У меня были возможности выбора. Я воспользовался конкретным шансом. Увидеть возможность выбора - это дар.
Мы выбираем родителей? Мы выбираем способности?
      Считается, что после 40 внешность определяется только самим человеком. Каков ты, такова и внешность. Можно влиять. Это да. Но можно и поспорить. Из глины алмаз не сделаешь. Каждому даётся что-то определённое и конкретное - проблема состоит в реализации этого в полной мере.
      Выбор всегда направлен в будущее. Прошлое не выбирается. Хотя может влиять и влияет. По сути.
      Выбирает ли направление движения щепка, плывущая по реке? Мы выбираем движение в космосе? Нет! И да! Щепка плывёт туда, куда течёт река. И, при этом, "дёргается" в зависимости от своего размера и умения. Все люди движутся вокруг Солнца и вокруг центра галактики.
      Есть выбор? Есть - куда пойти по поверхности Земли. И то по обстоятельствам. В пропасть человек не пойдёт... Есть принятие обстоятельств, в которые попадает человек, которые принимаются за "выбор". Машина движется по дороге. Без выбора. Человек выбирает скорость...