Желтков нашего времени

Леонид Патракеев
                Желтков -герой повести Александра Куприна «Гранатовый браслет».

          Выйдя из дома, Юлия подошла к автомобилю и, привычно нажав кнопку на брелке отключения сигнализации, открыла дверь багажника. Уложив сумку, она села на место водителя и посмотрев на лобовое стекло, увидела конверт, прижатой щеткой стеклоочистителя.  Выйдя из машины, Юля взяла конверт, на котором было написано «Юлии Сергеевне», недоуменно посмотрела на него и хотела вскрыть, но тут зазвонил телефон и, она, бросив конверт на заднее сидение, потянулась за телефоном. Звонили с фирмы, где Юлия вот уже четвертый год занимала пост генерального директора. Секретарь поздравила ее с днем рождения и напомнила о встрече с партнерами. Времени оставалось немного и, запустив двигатель, Юлия выехала на дорогу.

 Сегодня ей исполнилось двадцать девять лет. Юлия преуспела в бизнесе, став хорошим руководителем, научилась работать с людьми, могла быть жесткой, когда это было необходимо. Работа забирала все силы и на личную жизнь времени почти не оставалось. Конечно, в жизни Юлии были увлечения, но глубоко они ее не затрагивали, а строить отношения с человеком без серьезного чувства она не могла и не хотела.

На работе в текучке дел и потоке поздравлений, Юлия совсем забыла про письмо и только вечером, укладывая букеты цветов на сидение автомобиля, она увидела конверт. Юлия включила светильник, вскрыла письмо и, развернув листок бумаги, прочитала:
«Уважаемая, Юлия Сергеевна! Я никогда бы не осмелился написать Вам, но обстоятельства вынуждают меня сделать это.  Семь лет назад я впервые увидел Вас на концерте в Доме творчества и тогда же понял, что люблю Вас, потому что на свете нет  никого прекраснее Вас. Вся красота земли для меня, вся прелесть мироздания воплотилась в Вас. Так получилось, что меня ничто не интересует в жизни: ни карьера, ни спорт, ни наука, ни материальное благополучие – вся моя жизнь заключается только в Вас. За эти годы я не раз проверял себя – это не болезнь, не мания – это любовь, которую Бог послал мне, как громадное счастье.  Сначала я строил какие-то планы в отношении себя и Вас, старался бывать там же, где бываете Вы, целый год проработал в вашей фирме курьером, лишь бы только иногда видеть Вас. Я ждал, что однажды Вы обратите на меня внимание, но занятая важными делами Вы всегда проходили мимо. Сейчас во мне осталось лишь молчаливое восхищение и преклонение перед Вами. Я пытался заставить себя разлюбить Вас, надолго уезжал из города, но все мысли были только о Вас, а мое сердце всегда было рядом с Вами. И поверьте, не было большего счастья, когда возвратившись, я снова мог видеть Вас. Я надеюсь, что за семь лет вежливой, чистой и безнадежной любви ничем не оскорбил Вас.
У писателя Александра Куприна есть повесть под названием «Гранатовый браслет».  Герой ее - скромный чиновник Желтков любит княгиню Веру Николаевну исключительной любовью.  Я не верил, что бывает такая любовь, и может в наказание за мое неверие Господь послал ее мне. Подобное чувство очень редко посещает нашу землю, но я счастлив, что Господь выбрал именно меня. Такая любовь выше всего, что есть на свете, выше самой жизни и выше смерти. Может быть, именно во мне воплотился тот Желтков, чтобы снова напомнить людям о существовании такой любви. Иногда, глядя в зеркало и грустно улыбаясь, я называю себя Желтковым нашего времени.
Теперь о тех обстоятельствах, из-за которых я пишу Вам. Сегодня я получил подтверждение, что неизлечимо болен и умирать буду долго и мучительно. Но я решил не ждать. Сегодня ночью я уйду навсегда. Я мысленно встаю перед Вами на колени и благодарю за то, что Вы были моей единственной радостью и как тот Желтков повторяю «Да святится имя твое».
Дай Бог Вам счастья.
                Юрий.

Пораженная тем, что прочитала, Юлия опустила письмо на колени. Живя в круговерти деловой жизни, она и подумать не могла, что способна вызвать подобную любовь.  Приехав домой, Юлия поставила цветы в вазу и налила себе чашку чаю, продолжая думать о человеке, написавшем это письмо. Ночью она плохо спала, видя один и тот же сон, словно в толпе людей ищет человека, но, не зная его в лицо, найти не может.
 
На следующее утро, придя на работу, Юлия вызвала к себе начальника отдела кадров, приказав ему принести личные дела всех мужчин, работающих курьерами за последние три года.  Таких оказалось всего четыре, а Юрий среди них был один. Юля прочитала сведения о нем, в которых не было ничего особенного – родился, учился, служил в армии, работал. Она всмотрелась в его фотографию – обычное худощавое лицо с светлыми волосами и пыталась вспомнить видела ли она его хоть раз рядом с собой.  И не могла, видимо Юрий действительно старался не попадаться ей на глаза. Из личного дела Юлия узнала, что жил он с матерью, выписала его домашний адрес и в конце дня приехала туда. На звонок дверь открыла пожилая женщина в черном платке.
- Я хотела бы видеть Юрия, мы работали вместе, - подбирая слова, проговорила Юля.
-Да, да, конечно,-  тяжело вздохнув, ответила женщина и повела ее вглубь квартиры.  В одной из комнат на столе в гробу лежал Юрий. Юля подошла ближе и всмотрелась в лицо покойного. Оно было необычайно умиротворенным, губы слегка улыбались, словно перед своим уходом Юрий узнал, что–то очень важное. Чувство, что она потеряла близкого человека, вдруг заполнило Юлию и на глазах появились слезы.

-Как он умер?- обратилась она к женщине.

- У Юрия был рак в последней степени,-ответила та, - он никому не хотел причинить  страдание своей болезнью. Сын не боялся умереть, он говорил мне, что узнал, что-то такое, что сильнее смерти. Юра принял большое количество сильно действующего снотворного, оставив записку, где объяснял причины своего поступка.

Юлия почувствовала, что у нее закружилась голова.
 
-Простите, мне нужно уйти,- обратилась она к женщине. Та проводила ее до дверей. Юлия вышла на улицу и остановилась, глубоко вдохнув прохладный воздух. Она не ожидала, что смерть неизвестного человека окажет на нее такое воздействие. Немного успокоившись, Юлия подошла к машине и тут увидела, что рядом продают яркие  осенние цветы.  Глядя на эти цветы, она почувствовала, что не может уйти просто так и, купив большой букет, вновь поднялась в квартиру. Дверь была не заперта. Юля подошла к Юрию и положила ему на грудь букет цветов. Постояв немного, она повернулась, чтобы уйти и увидела мать Юрия. Та грустно смотрела на нее.

- Вы Юлия Сергеевна?- спросила женщина.

Не в силах говорить, Юлия кивнула головой.

-Подождите,- сказала мать Юрия, вышла в соседнюю комнату и, вернувшись, протянула Юлии листок бумаги. Знакомым почерком было написано «Юлии Сергеевне».

Юлия развернула листок и прочитала:
Куприн Александр Иванович «Гранатовый браслет».

Торопливо попрощавшись с матерью Юрия, Юля выбежала на улицу и, найдя свободную скамейку в соседнем парке, опустилась на нее и расплакалась. Письмо Юрия, его смерть и посмертная записка пробили броню невозмутимой бизнес леди. Ведь прячась за этой броней жило женское сердце, мечтающее о такой всеобъемлющей любви, которая ничего не просит, ничего не требует, которая выше жизни и смерти, и которая дается одному   из миллионов.

Потом, управляя автомобилем, двигаясь в вечернем потоке, Юля пыталась взять себя в руки, стать прежней и не могла, чувствуя, что уже не сможет быть той, что была.

 На следующий день Юрия похоронили. Народу было немного. Когда все разошлись, к могиле подошла Юлия. Она, молча, постояла, глядя на крест, на котором поблескивала зацепившая за него осенняя паутинка. И может впервые Юля пожалела об ушедших годах, в которых было место работе и не было места любви. 

Возвращаясь домой, она заехала в книжный магазин и купила том произведений Куприна. Придя в квартиру, Юлия села в свое любимое кресло и за вечер прочитала «Гранатовый браслет».  Потрясенная историей, описанной в повести, она думала о княгине Вере Николаевне, вдруг почувствовав сходство с ней, о той всепоглощающей любви к женщине, которая прошла мимо них и о человеке, так любившем ее. Встав с кресла, Юля подошла к окну.  Глядя в темноту, на бегущие по стеклу полоски дождя она вдруг представила Юрия, стоявшего рядом, увидела его бесконечно счастливые сияющие глаза и услышала, как он повторяет:
-Да святится имя твое.

Слезы потекли по лицу, принося облегчение душе и растворяя тяжесть понимания, что исключительная любовь к женщине, в который раз приходя на землю, остается ими непонятой. И только где-то глубоко внутри наперекор всему жила надежда, что обязательно будет время, когда женщина, сможет услышать, понять и принять слова, обращенные к ней:
-Да святится имя твое!