Мистика и сны часть 31 мистика в фотоснимках мамис

Дудко 3
На фотографии - "Если заглянуть вниз,  то далеко  -  далеко видны маленькие  могильники  и полуразваленные стены старой крепости..."



МИСТИКА  И  СНЫ

ЧАСТЬ 31  МИСТИКА  В  ФОТОСНИМКАХ    МАМИСОНСКИЙ  ПЕРЕВАЛ

Вторая фотография тоже связана с отпуском 1974 года.

И опять я обращаюсь к записям дневника…

Продолжение предыдущей записи…

Мы решили испытать себя на выносливость и  смелость.

 Вместо  того,  чтобы  ехать по военно-грузинской дороге,  мы выбрали новый маршрут - в горы,  через  Цейское ущелье...

Итак, напившись горячего чая, едем дальше.

    Поворот на Пятигорск из Баксана на основную трассу.

    Въехали в  Пятигорск.  Около вокзала заправили 40 литров.  Выехав из Пятигорска, поехали дальше. До Домбая 189 км.

    Карачаево-Черкесская автономная область. Заезжали на Черкесское водохранилище. Хорошо позавтракали.  Володя поправляет - "Не хорошо,  а  отлично!"  Мы выпили по бутылке ряженки, съели булочки - калорийчики, сыр, колбаску, сулугуни. Едем дальше.

  Въехали в Черкесск и повернули на Карачаевск.  Видимо, объезд. "Идёт вода,  Кубань река - куда велят большевики". Эти слова написаны на ГРЭСС. Мимо нас проехал кто-то из правительства.  Впереди ГАИ,  затем  Чайка, потом Волга. Машина ГАИ ехала с зажжёнными фарами и в рупор объявляли - "Остановитесь! Остановитесь! Стоять!"  Машины мчались со скоростью 110 - 120 км. в час.

    Подъезжаем к Карачаевску.  Въехали в заповедник.  Получили инструкции. Повернули на Домбай...

    Выезжаем с Домбая. За 2 км. стоянка машин. Нас посылают туда. Мы спросили,  а почему другие машины едут?  Нам ответили,  что они заезжают всего на 15 минут. Мы сказали,  что и нам на 15. А пробыли в заповеднике целый час.
Покатались на кресельной дороге. Не поднимались ни разу выше вершин деревьев, а поэтому ехали просто по просеке. Иногда перед нами открывался вид на горы.
    В общем, красиво.  Но по сравнению со вчерашним, впечатляет меньше.

    12 августа. Понедельник.

    Выезжаем с Черкесского водохранилища.

    До перевала 18 км.

    Застряли. Сели  на  задний мост.  К счастью в этом месте около дороги была  разровнена большая площадка,  которая уходила вглубь  горы  и  зияла  чёрной  большой дырой - пещерой.  Там,  как мы потом догадались, были рудники. Вход в пещеру охранялся военными.  А в рудниках работали заключённые.  Военные долго смотрели на  наши тщетные попытки сдвинуть машину с места.  Потом один ушёл внутрь горы и привёл оттуда 8 человек - заключённых.  Они подняли нашу  машину на руках и поставили на дорогу. Спасибо им.

 (Виктор поправляет меня. На самом деле всё было по-другому: мы проехали эти пещеры - рудники, и поехали дальше на перевал по одноколейной грунтовой дороге. Так как она была неровной, то где-то в горах мы сели на брюхо, точнее на задний мост. И никак не могли выкарабкаться. В это время сзади нас догнал грузовик, который нас никак не мог объехать. Тогда из кабины вышел офицер, который скомандовал едущим в грузовике  людям (заключённых везли к месту работы): «поможем, ребята!». И человек 8 - 12 подняли машину на руках и отнесли в сторону от дороги. А потом сами сели и поехали дальше).

    Ползём дальше.  Дорога такая узкая,  что левое колесо движется  по  самому  краю этой дороги,  вернее сказать, нехоженой тропы. Иногда из-под колеса вниз  срывается камушек, и по дороге за собой он срывает с належанных мест    шлейф пыли и других камушков. Чем ниже от нас уходит эта каменная лавина, тем она отзывается всё большим гулом.  Если заглянуть вниз,  то далеко  -  далеко видны маленькие  могильники  и полуразваленные стены старой крепости.  Это мы так далеко поднялись снизу вверх.  Дух захватывает, когда осмеливаемся заглянуть в эту жуткую пропасть.  Хотя вид завораживающий.

А если бы машина  свалилась вниз, я думаю, что от нас только один дух и остался бы.

    Чтобы этого не случилось, мы с Володей вышли из машины и шли впереди машины, спиной к дороге.  Широко  разведёнными  руками  -  на  ширину  колес,  мы показывали Вите возможное направление для продвижения машины.  Причем,  возможности для варьирования были настолько малы,  что руки наши практически всё время оставались почти прямо направленными.

 Надо учесть, что дорога была вся в рытвинках. Слава богу, не было давно дождей. Как нам и говорили, мы бы тогда не  просто  не  проехали,  а  скатились бы с дороги вниз в обрыв вместе со струями дождя.  Дорога была бы размыта ручейками, и покрыта трещинами.  Но и в сухую погоду эти трещины оставались, правда, со временем они засыпались мелкими и большими камнями скатывающимися сверху.

    Наконец, доползли до перевала.  Рядом ледник. Высота 2819 км. Это не самая большая высота, на которую мы "восходили" на машине. Это Мамисонский перевал. Вниз до шоссе ещё 30 км такой же ужасной,  адской дороги.  Нам говорили,  что дорога там будет ещё хуже.

    Граница Грузии.  Спустились  в  долину.  То ли ощущение,  что если мы едем  вниз, то это менее безопасно, то ли устали, но из машины, пока ехали вниз, не  выходили.

 В  этом  месте гора изогнута большой дугой.  Мы ехали по внутренней  стороне этой дуги. Сначала надо было спуститься вниз, а потом по этой же дуге  подняться наверх.

 Такой красоты мы в жизни еще никогда не видели.  Как говорят, перед нами предстала девственная красота.  Стройные сосны и ели. Стройные деревья и пушистые кусты застыли как зачарованные в безмолвии.  Казалось, что небо опустилось на землю своими нежно-голубыми облаками.

 Далеко внизу эти кусочки облаков  запутались  в  зелени,  и  тоже застыли лёгкой туманной дымкой. Трудно было отвести взгляд от этого волшебства.

 Иногда казалось, что это всё не живое, а придуманное или нарисованное на фоне Мамисонского ущелья.

    Когда на спидометре было 16361 км.,  Витя срезал угол  серпантина.  Машина  спускалась под углом 45 градусов, собственно, на одних тормозах. Выиграли 200  метров.

    Когда спустились вниз, в долину, к нашему удивленью дорога стала еще хуже,  хотя хуже было просто уже нельзя представить.  Мы ехали по валунам.  Просто в  этих местах камнепады оставили на дороге свои основные трофеи,  т.к. дальше им катиться было некуда.

    С большим трудом перекатились  по  валунам  и  стали  медленно  подниматься  вверх.

 Идём на первой скорости.  Практически ползем. Я и Вова через каждые 20   метров выскакиваем их машины и, как и раньше, показываем  руками  как  объехать яму, канаву,  болотце, камни и т.д. и т.п.

 100 метров идём впереди машины, 20  метров едем...

 После долины мы думали,  что все трудности кончились и сейчас за горой откроется цивилизованный мир.

 И, вдруг, дорога пошла вверх всё выше и выше. Мы  объезжали  какую-то  большую гору.  На обратную сторону перевалили, когда было уже совсем темно.

  На перевале неожиданно появился асфальт.  А ещё через несколько метров мы остановились перед воротами турбазы Шови.

   В первый момент мы не поверили своему счастью. Неужели мы победили?  Осилили этот труднейший авто переход через Мамасинский перевал и ущелье?

    Во второй момент мы почувствовали тяжесть усталости,  которая предательски  разливалась по нашим рукам и ногам.

    В третье мгновенье,  превозмогая усталость,  но предвкушая отдых, мы кинулись на территорию турбазы...

Но сторож хладнокровно встал на нашем пути.  Дело в том,  что на турбазу приехало какое-то высокое начальство, но не с целью  проверок, а  для разгульного отдыха.  Слышались пьяные голоса,  выкрикивающие тосты, музыка, пахло шашлыками.

    Никакие уговоры не подействовали. Единственное, чего мы добились, нас сопроводили к местному руководству.  Естественно, мест в турбазе - "нет"...

Нам  было предложено ночевать у ворот турбазы. Наконец, после слёзных уговоров нам разрешили заехать на территорию базы и переночевать в своей  палатке,  только тихо... Но мы обрадовались и этому.


    Поставили палатку.  Наспех чего-то пожевали и повалились спать. Володя, как  всегда, в машине. А я, Витя и Олег - в палатке.

    Случилось непредвиденное.  Мой надувной матрац вдруг начал пропускать воздух. Началось с того, что я проснулась от леденящего холода. Турбаза расположена на самом перевале.  Здесь находится вечная мерзлота. Под небольшим слоем хвои и земли и песка - лёд.  Проснувшись, я обнаружила, что лежу на сдувшемся матраце, на ледяном полу палатки.  Я попробовала надуть её.  Вроде бы получилось. Но заснув, я тотчас же просыпалась опять, чувствуя под собой ледяной пол.

    В конце концов,  я устала бороться с усталостью и сном.  Каждый раз я  всё  дольше и дольше сквозь дремоту уговаривала себя встать и надуть матрац. В результате я так промучилась до утра...