Атеизм

Ковалев Александр
  На залитой полуденным светом травяной поляне посреди леса сидел, царственно скрестив ноги, император У. Крохотный народ на клочке земли посреди бесконечного моря, не только не бывший никогда за пределами острова, но и не могущий знать о существовании других стран, вряд ли мог называться империей – просто ему очень нравилось слово «император». Поэтому правитель У называл себя императором. На власть же его назначил не народ, которому было совершенно наплевать на любую власть – народ занимался своими делами, кто-то отдыхал на ветках деревьев, кто-то кормился бананами в роще, кто-то бегал друг за дружкой по лесу. Просто императору У нравилось править, и поэтому он сидел сейчас посреди поляны, царственно скрестив ноги. На границе леса с шорохом разошлись кусты, на поляну вывалился визирь, весь в ветках, и побежал к императору, помогая себе руками. Правитель же сдвинул надбровные дуги, и выпятил вперёд челюсть, чтобы выглядеть перед подчинённым грозно и властно. «Император У!», – кричал визирь, падая и спотыкаясь, – «Странный человек появился сегодня из моря! Пришелец говорил о том, что где-то за окраиной неба живёт Бог, который управляет всем, и он добрый, и мы можем жить вечно».
  – Где он?, – спросил император, – Приведите его ко мне!
  – Люди его уже съели, – виновато сказал визирь, и начал ковырять землю палкой, как будто в растерянности. За много лет он так и не смог понять, в каких случаях император впадает в гнев, а в каких – в милость. Не съели бы пришельца – император бы впал в гнев, и кричал бы, – «Почему его ещё не съели?». И сейчас может впасть в гнев, – «Почему съели без моего приказа?». На самом деле император нарочно вёл себя непредсказуемо. Когда тебя не понимают, и от этого боятся – легче управлять людьми, и поддерживать репутацию существа особенного. Но съели и съели – будь что будет, что сделано – то сделано, и не переделаешь уже никак.
  – От него осталось вот это, – визирь достал откуда-то книгу, – Пришелец сказал, что здесь записано всё, что он проповедует, и всё о жизни. И личные вещи, – визирь указал на большой походный рюкзак.
  Император посмотрел в небо, в котором от слепящего солнца сроду не разглядишь никакого Бога, даже если бы он там и был, и увидел, что светило давно миновало зенит, и необратимо катится к закату. В кустах на краю поляны уже давно происходил какой-то шорох, изредка оттуда взлетали попугаи, и уносились с криком – судя по всему, там готовился дворцовый переворот, у императора был нюх на подобные вещи. Не время было интересоваться книгами – переворот нужно было пресечь до того, как он начнётся, зачинщиков – казнить.
  – Пришелец правда сказал, что в книге записано всё?, – задумчиво спросил император.
  – Да, – ответил визирь, – Именно так он и сказал.
  – Какая глупость, – подумал правитель, – Не может быть в книге, написанной где-то за морем, быть всё – например, что мне делать с готовящимся в кустах дворцовым переворотом. Пресечь, казнить – так было всегда. А если не получится? Если они меня обхитрят, а не я их?, – и император с опаской посмотрел на шевелящиеся кусты в отдалённом конце поляны, – И почему я так уверен в том, что я прав? Может быть, я тиран и самодур, но просто не понимаю этого по причине безумия, и мне следует бросить власть, сбежать в горы, пока не поздно, и жить в пещере? Хорошо, пусть не тиран и самодур – а может быть, они просто лучше? Какое множество вопросов не имеет на себя ответов, когда нужно просто действовать, и ответы эти не найдёшь ни в какой книге. И если Бог добрый, и всем управляет – то он за кого, за меня, или за них? Не может же он, право, одинаково любить обоих, помогать обоим – и, таким образом, воевать с самим собой. И вот, я решу, что Бог за меня – а на самом деле он за заговорщиков. Или они решат, что Бог за них – а на самом деле он за меня. Нет, решительно не может быть, а если бы было – то было бы нестерпимым обманом. Если же Бог добрый – то тогда почему вообще существуют дворцовые перевороты? Если я злой, и плохо правлю – почему он не придаст мне мудрости? В конце концов, почему болеют и стареют люди? Почему, если он добрый, и всем управляет – умирают дети? «Посмотри», – обратился император к визирю, указав глазами на книгу, – «Если Бог добрый, то почему умирают дети?», – задал он каверзный вопрос, призванный расставить точки. Визирь открыл книгу наугад, как бы гадая. «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, что заботился о детях», – начал читать визирь первое, что попалось, но вдруг осёкся, заметив, что читает не из книги, а из головы, и тут же поправил, – «Сказал же он это не потому, что заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик, и носил, что туда опускали». Император задумался, но никак не смог применить слова книги к своему вопросу – странный ответ, ни о чём. Зря он решил, что ответы на какие-либо вопросы можно найти в заморских книгах. Зачем бунтовщики готовят свои перевороты, и ради чего они это делают? Ясно же, что не ради народного счастья, никто никогда всерьёз не думал о счастье других – а ради привилегий, даваемых властью в силу её природы – брать что угодно, заходить куда угодно, делать что захочется. Но на самом деле, мудрый правитель просто обязан иногда быть добрым к людям – только тогда люди будут его любить, а иначе они взорвутся, и его свергнут, только в этой точке всегда соприкасались народ и власть. С другой же стороны, нужно держать в страхе, быть злым, коварным, непредсказуемым – ибо станешь добрым, и люди тебя съедят. Правило жизни и власти, работающее в любой человечьей структуре – от семьи, и до народа. «Искусство правления как раз и заключается в том, чтобы находить баланс между этими, казалось бы, противоположными вещами», – с гордостью за себя подумал император. Ему в какой-то момент стало даже жаль бунтовщиков – готовя революцию в своих кустах, они совершенно не представляли, куда же они лезут.
  – Книгу сжечь, – коротко приказал он визирю, – Вещи раздать бедным, – сам же залез рукой в рюкзак, выудив оттуда первое попавшееся, и побрёл одиноко, как и положено правителю, в своё жилище. Придя домой, он обнаружил дома отсутствие жены – в последнее время императрица где-то пропадала днём, правитель подозревал, что у неё завёлся любовник. Пару раз он начинал по этому поводу скандал, но жена отвечала взглядом непонимающим, и обиженным вопросом, – «Ты что, мне не веришь?», – так, что выудить какую-либо информацию становилось решительно невозможно. Впрочем, это у простолюдинов были любовники и любовницы, у императрицы же мог быть только фаворит – а это уже совсем другое. «И тогда, зачем мне знание, которое не только не принесёт счастья, но и многое разрушит?», – грустно спросил себя тогда император, и, вместо того, чтобы и дальше добиваться истины, тоже тайком завёл себе любовницу, но быстро бросил, ибо с удивлением обнаружил, что нет в том ему никакой радости, и стал жить, как и всегда. Добытая из рюкзака съеденного пришельца вещь оказалась пакетом с семенами подсолнуха, император аккуратно его вскрыл, и начал лакомиться. «Семечка добрая», – гласила надпись на продукте. «Почему у них всё обязательно или доброе, или злое?», – подумал император о том, что попадало иногда из-за моря, – «Ведь семена подсолнуха ни добрые, ни злые – они просто равнодушные, и всё. И я не хочу, чтобы какая-то семечка лезла в мою жизнь, пусть даже и с добротой. Я не хочу доброты от семечки, и зла не хочу, я хочу её просто съесть. То же и с Богом», – император посмотрел под потолок жилища, где в темноте носилась сонная муха, – «Если высшие силы и есть – пусть лучше они будут к нам равнодушными, и равнодушно нам служат». Заскрипела, открывшись, дверь – вошла жена, и обняла императора, как ни в чём не бывало. Он же вдруг понял, что давно чувствует холод, не проходящий даже в этих объятиях.
  – Дражайший!, – обратилась императрица к мужу.
  – Почему?, – спросил тот, примеряя на себя это новое слово.
  – Ты весь дрожишь, – нежно пояснила она, смутившись.
  – Это простуда, – ответил император, – И ещё – мне страшно. От того, что ничего не происходит. Мы съели пришельца, потому что наши предки говорили – если съесть необычного человека, можно стать другими, новыми, так, что всё изменится. Но ничего не изменилось ни в нас, ни в мире. Сколько ещё пришельцев надо съесть, чтобы всё стало другим? А может быть, надо было оставить его в живых, выслушать – и тогда бы всё изменилось? А если бы ничего не изменилось, если бы всё стало ещё хуже?, – ужасно совершенно не понимать, что будет. Мы и не понимаем, и поэтому верим предкам, боясь предположить то, что и они, в сущности, ничего ни в чём не понимали, что они всё придумали. Потому что если мы это предположим, то значит – мы всегда делали что-то не то, и не можем ничего делать для собственных жизней, и ничего никогда сами не изменим – от этого мне и страшно.
  Императрица, будучи хорошим психологом, зная своего мужа, и то, как справляться с его внезапной тоской, обняла его ещё крепче, прижавшись к нему. Правитель же отстранился, и вышел из дома на побережье. Вдаль по морю уходила в неизвестный мир лунная полоса. «Эй», – обратился он в пустоту воды, – «Здесь кто-нибудь есть? Бог, новый пришелец, цунами, ядерная бомба, что-нибудь – приди», – взмолился он.
  Но проходили только годы. Мечтам о новом пришельце не суждено было исполниться – больше из моря никто никогда не выходил. Цунами обходили остров стороной, ядерные бомбы радовали своими взрывами другие, более счастливые территории, а Бог, даже если и был – так себя никак и не проявил. Император У, постаревший, с седой бородой, сидел, скрестив царственно ноги, на той же поляне. Визирь когда-то ускакал в лес, и, по слухам, сошёл с ума – люди видели его в дальней части острова, он сидел на дереве, и безумными глазами вглядывался в горизонт моря. Чуть поодаль от правителя, на земле, опершись спиной о дерево, сидела императрица – со старостью что-то поменялось в её тайной жизни, так, что она каждый день стала приходить на поляну к мужу. Каждые минут десять она засыпала, громко храпя, и роняя голову, как ребёнок, но через пару минут просыпалась, и в удивлении оглядывалась по сторонам. В кустах на противоположном конце поляны кто-то шуршал, и иногда оттуда взмывали в небо попугаи с криком – там назревал очередной бунт. Императору подумал о том, что возмутительно и подло заговорщикам строить козни против старого человека, которому, по сути, немного и осталось. Он встал на четвереньки, доковылял до дерева, попытался на него залезть, чтобы увидеть бунтовщиков и происходящее в кустах – но вдруг непослушные руки отказали ему, больно обломались об кору ногти, и он упал наземь. Хрустнуло что-то в ноге и в боку, и император обнаружил, что он лежит рядом со своей супругой, и больше не может подняться. Заговорщики, хозяйничая на поляне уже в открытую, сновали возле кустов туда и сюда – это были молодые, незнакомые ему люди. Правитель же лежал в объятиях супруги, и думая о том, чтобы умереть раньше, чем его заметят. «Спокойствие – вот самое важное в каждом деле», – думал император, – «Цари, ведущие войну, ради спокойной необходимости победы и власти с тяжёлым сердцем оставляют города и страны. И мудрец, понимая неизбежность, с таким же спокойствием должен оставлять жизнь». Какая-то особенная нирвана овладела всем его существом, так, что боль совершенно ушла – и правитель подумал, что мудрость приходит к человеку уже тогда, когда совсем поздно, и она уже совершенно не нужна, как бесполезный подарок – а если бы Бог существовал, всё бы было совсем по-другому. Императрица же, лежа в объятиях супруга, вначале подумала о том, чтобы рассказать ему все свои тайны – но поняла, что совершенно незачем, и ничего это уже не изменит, а сделает только хуже. Вместо этого она сосредоточилась на своих ощущениях. «Надо же», – думала она, тоже спокойно, – «Много лет я изучала повадки царственного мужа, и мужчин вообще, чтобы знать, как управлять, как обратить гнев в доброту, а слабость – в преимущество, я сама создавала собственную жизнь, а теперь просто лежу, беспомощная и счастливая, и ничего не могу сделать – наверное это и есть любовь. Понимание приходит к нам тогда, когда уже бесполезно – остаётся только погрузиться в ощущения, как в море». Представив себе мысли друг друга, они обнялись крепче – и вместе провалились в небытие.