Гайдаматчина

Равиль Байбурин
1. Развёртывание гайдамацкого движения.

После «Вечного мира» (1686 год) всё Правобережье (Киевщина без Киева, Волынь, Подолия) осталось под Польшей.
Религиозно-социально-национальная агрессия, вдохновляемая и руководимая католичеством, снова подняла голову. И перешла в решительное наступление с целью окатоличивания и ополячивания этой части Украины.
Это вызвало в начале XVIII века волну народных волнений на Правобережной Украине, так называемое гайдамацкое движение.

Гайдамаки – это участники национально-освободительного движения на Правобережной Украине в XVIII веке, народные мстители, которые с оружием в руках боролись с угнетателями.

Само слово «гайдамак» турецкого происхождения.
 Оно происходит от турецкого слова «гайда» - «гнать, преследовать, угонять, нападать, беспокоить».
Так турки называли отряды  нападавших на их приграничные земли.
Изначально это были разбойничьи шайки из украинских крестьян, казаков и разорившейся польской шляхты.
Однако к 18 веку «гайдаматчина» уже представляла собой мощное национально-освободительное движение, борющееся  против инородцев, в первую очередь, против поляков и евреев.
Народные массы, в которых ещё жили дух и традиции казацкой воли, не желали подставлять шею под ярмо новой барщины.
И к «господам» причисляли не только польских магнатов, арендаторов и евреев-ростовщиков, но и униатское духовенство.

Гайдамачество объединило в своих рядах:
-  бедных крестьян беглецов,
-  наёмных работников с панских хозяйств, мельниц, поместий,
- мещан,
-  мелкую шляхту и
-  низшее духовенство.
 Но при этом его сторонниками были широкие слои украинского народа.

Причём в 18 веке гайдамаками были не только украинцы, но и тысячи русских крестьян, солдат и казаков, бежавших из царской России на территорию сегодняшней Украины.

Гайдамакам помогали крупнейшие православные монастыри Украины.
Правда, не в лице своей официальной иepapxии. Ну, это и понятно, кто б сомневался.
А помогали в лице отдельных монахов. Чаще всего - управителей монастырских имений, которые снабжали гайдамаков припасами и оружием, предоставляли им у себя убежище до и после похода и т. д.
Поддержку гайдамакам оказывала и часть православного духовенства, которое видело в них мстителей за обиды православной церкви и борцов против унии.

Преимущественно гайдамаки действовали небольшими отрядами.
При этом они применяли тактику партизанской борьбы, стремительных и неожиданных рейдов в запорожских степях, куда не дотягивалась рука польских магнатов.

Всякий попавшийся в плен гайдамак неизбежно подвергался смертной казни через повешение, четвертование или посажение на кол.
 Но это только увеличивало храбрость гайдамаков в стычках с польскими войсками и не прекращало набегов.

Польская и еврейская историографии рассматривают гайдамацкое движение как бандитизм и геноцид польского и еврейского населения.
Действительно, гайдамаки зачастую отличались немалой жестокостью.
 Но простой народ видел в них праведных мстителей за свои обиды.

Волна гайдамацких действий то поднималась, то спадала, но никогда не прекращалась совершенно до самого раздела Польши.

Особую опасность гайдамаки для шляхты стали представлять тогда, когда поляки втянулись в международные конфликты и кризисы.

Гайдамачество на Правобережье Украины, в которое втянулись значительные массы людей:
-  расшатывало феодально-крепостническую систему,
-  ослабляло режим польского господства,
- стало настоящей школой мужества нескольких поколений украинских крестьян.

* * *

Особенно гайдамацкое движение усилилось в 1733 -1734 годах.
Это было время бескоролевья в Польше и борьбы за престол между Станиславом Лещинским и Августом Саксонским, сыном умершего короля Августа.
Польские магнаты и шляхта Правобережья – сторонники Лещинского, нападали и разоряли имения магнатов и шляхты – сторонников Августа.
 
Для поддержки последних Россия ввела на Правобережье свои войска и большой отряд левобережного казачества, которые нападали и разоряли имения конфедератов – сторонников Лещинского.
Репрессии со стороны русских по отношению к ненавистным польским помещикам были восторженно встречены их крепостными, не разбиравшимся в причинах этих репрессий.
 И породили надежды и слухи, что целью введения русских войск было освобождение от польского владычества.
Волна гайдамацкого движения резко поднялась.
Причём гайдамаки одинаково громили не только сторонников Лещинского, но и сторонников союзника России – Августа.

Особенно сильно было это движение на Брацлавщине.
 Там его возглавлял начальник придворных казаков польского магната князя Ежи Любомирского сотник Верлан.

• Вот как описывал начало этого восстания  М. С. Грушевский:

«Русский полковник, занявши Умань, разослал письма к помещикам саксонской партии, чтобы они присоединились к нему, присылали своих придворных казаков и иных людей, нападали на сторонников Станислава. Получивши такое письмо, начальник казаков кн. Любомирского, по имени Верлан, пустил в народе слух, что царица Анна прислала указ, чтобы все лица «восставали, убивали ляхив и жидив и становились казаками – для этого московское войско с казаками идёт на Украину; а как вычистят Украину и введут в ней казацкий порядок, тогда их со всем краем заберут от Польши».

Народ откликнулся на призыв Верлана и стал массами к нему присоединяться.

 Верлан провозгласил себя полковником, произвёл выборы старшин.
 И стал громить евреев, католиков и поляков. При этом он не разбирался, кто сторонник, а кто противник двух кандидатов в польские короли.
И приводил население к присяге царице Анне Иоанновне.

Разгромивши почти всю Брацлавщину, Верлан со своими войсками двинулся на Волынь.
Он  захватил Жванец и Броды и оперировал в окрестностях Львова и Каменца. Нападал и разбивал там отдельные, довольно крупные польские отряды.

Население было всецело на его стороне.
И всячески его поддерживало, стремясь к освобождению от Польши. И это освобождение оно видело только в воссоединении с Левобережьем, то есть с Россией.

Но в это время (летом 1734 года) борьба за польский престол кончилась.
Российские войска взяли Данциг.
Станислав бежал во Францию.
Ну а его сторонники изъявили покорность Августу и просили русское правительство «усмирить крестьян».

Это и было сделано путём жестоких репрессий над тем самым крестьянством, которое так горячо откликнулось на призыв российских военачальников.
 И вызвало огромное огорчение и недовольство всего населения.
Одна часть повстанцев покорилась.
Но очень многие ушли на Запорожье или в Валахию.
Они образовали там отряды. И в течение ряда лет (до 1738 года) делали оттуда набеги не только на панские усадьбы и замки, но и на местечки и города.
Они особенно жестоко расправлялись со своими изменниками, которые не только покорились, но и активно помогали панам в борьбе с этими гайдамацкими отрядами.

Отряды Матвея Гривы, Григория Медведя, Мартына Моторного, Гната Голого, Хорька наводили панику на польскую администрацию. Последняя не могла с ними справиться благодаря поддержке и укрывательству населения.

С большим трудом польская шляхта смогла подавить эти народные выступления...


* * *


Но уже через несколько лет начинается новое гайдамацкое восстание (1741-1748 годы).
 Его возглавил Гнат Голый.
Оно охватило Брацлавщину, Умань.

В своей деятельности гайдамаки имели всемерную поддержку населения и ещё кое-где уцелевших представителей православного духовенства польского Правобережья. А кроме того, и всех православных в местностях, воссоединённых с Россией, особенно Киева и его окрестностей.
В гайдамаках, прежде всего, видели защитников православной веры. И на их грабежи не обращали внимания. Тем более, что грабили они ненавистных поляков, евреев и католиков.
Поляки же считали гайдамаков обыкновенными разбойниками и, когда они попадали им в руки, жестоко с ними расправлялись.


* * *


Ещё одно крупное гайдамацкое восстание вспыхнуло весной 1750 года.

Десятки отрядов, возглавляемых Марком Мамаем, Мартыном Теслей, Иваном Подолякой, Ляхом, Усом, Сухим, действовали во многих районах Правобережья.

Гайдамаки захватили Умань, Винницу, Летичев, Корсунь, Паволоч.
 Польская шляхта оставила свои владения на Брацлавщине, Киевщине, Волыни и Подолии.
В одной только Брацлавщине было взято и разграблено 27 городов и 111 сёл.
Восстание достигло Галичины, Подляшья и Белоруссии.

В случае неудач повстанцы отходили на территорию Запорожья, в степи и леса Левобережья или к Молдавии.
Отряды повстанцев постоянно пополнялись беглыми крестьянами и мещанами.

Только благодаря новым военным подкреплениям польским панам удалось подавить гайдамаков.


2. «Колиивщина».


Гайдамацкое движение на Правобережной Украине не только не прекращалось во 2-й половине XVIII века, но и переросло в крупнейшее народно-освободительное восстание.
 Оно известно в истории под названием «Колиивщина».

«Колиивщина»  - это восстание православного крестьянского и казацкого населения на Правобережной Украине в 1768 году  против крепостнического, экономического, политического, религиозного и национального гнёта в Речи Посполитой,  восстание против тогдашней власти, против польской шляхты.

Спровоцировано оно было несправедливой экономической, социальной, национальной и религиозной политикой элиты Речи Посполитой.

 Это восстание сейчас трактуют по-разному:
-  кто-то говорит, что это было восстание против господ,
-  кто-то, что это конфликт православия и католичества.

 Но важно то, что «Колиивщина»  – это восстание бедного народа против всех, кто стоял над ним.
Это было кровавое восстание. И подавлено оно было тоже очень кроваво.

Название восстания «Колиивщина» происходит, очевидно:

- От слова «колоть».
 Оно характеризовало повстанца, который уничтожает врагов.

-   Или же от слова «кол».
 Ведь крестьянские повстанцы обычно вооружались кольями (часто, с насаженным на них колюще-режущим оружием - рогатинами, косами и т. п.).


А) Причины восстания.


 Если бы вдумчивый наблюдатель изучал обстановку на Правобережной Украине 60-х годов ХVIII века, то он бы увидел и понял, что эта земля напоминает зловещее, почерневшее небо перед страшной грозой.
С 1764 года на этих землях польские паны фактически уничтожили свободу вероисповедания.
 Униатскую церковь они объявили единственно законной, а всех непокорных – «схизматами» (еретиками), подлежащими суровому суду.
Сохранились описания некоторых методов расправы над «неверными».

 Вот одно из них:
В городе Млиеве православная громада не хотела пускать священника-униата.
И один из православных по имени Данила Кушнир, согласно общему решению, спрятал у себя церковную дароносицу.
Данилу обвинили в еретизме.
За это его обмотали тряпьем, обмазали смолой и подожгли.
Палач, пораженный стойкостью старика, проводил его в последний путь со словами:
«Не бойся, старик, Бог с тобой!»
Затем Кушниру отрубили голову и прибили к длинной жерди.

Православные священники пытались вмешиваться в суды над членами своих парафий.
Они обращались к польским властям и русским представителям.
Но всё было тщетно…
 
В людях десятилетиями копился гнев, множилась ярость и обида.
И всё это неминуемо должно было привести к трагическому социальному взрыву.
 Он и произошел весной и летом 1768 года.
Современники назвали это мощное народное восстание «Колиивщина».

Основной причиной восстания стало усиление социального и национально-религиозного ущемления прав украинцев на Правобережье.


 Варшавский сейм 1766 года вынес постановление, по которому всех шляхтичей, отстаивающих права некатолического населения, считать врагами государства.
Это ещё более обострило противостояние католиков и православных.
 
В конфликт вмешалась православная Россия. 
Она через своих дипломатических представителей в Варшаве неоднократно обращалась к королю с просьбами и требованиями прекратить преследования православных.
 И, в конце концов, добилась от короля - ставленника и бывшего любовника Екатерины II - Станислава Понятовского - определённых уступок диссидентам (то есть инаковерующим - православным украинцам и белорусам - в Польше).

В начале 1768 года король Станислав Понятовский и его сторонники на сейме поставили вопрос об уравнении православных в правах с католиками.

Под давлением командующего русским оккупационным корпусом в Польше и полномочного министра России князя Репнина,  фактически под дулами российских штыков, польский сейм был вынужден принять закон о правах так называемых «диссидентов».
Польский сейм  был вынужден провозгласить равноправие православных и протестантов с католиками, включая право занимать государственные должности.

В поддержку решения сейма была создана пророссийская Радомская конфедерация - военный союз магнатов, ориентирующихся на Петербург.
 
А вот в местечке Бар на Подолии (сейчас - Винницкая область) 29 февраля 1768 года взяли в руки оружие оппозиционно настроенные магнаты и шляхта - сторонники независимости.
Они организовали свою «конфедерацию». То есть временный военно-политический союз шляхты для борьбы с королевской властью.
Они выступали против решения сейма о диссидентах.
 Во главе конфедерации стали подкормий Разанский Каменский и известный адвокат Иосиф Пулавский.
 Они призвали на помощь французских военных советников во главе с генералом Дюмурье.
У конфедератов патриотические мотивы (протест против русской оккупации и вмешательства во внутренние дела Польши) соединились с религиозным фанатизмом.

Обстановка в некогда единой Речи Посполитой обострилась до предела.
Произошёл раскол польской шляхты и вспыхнула междоусобная война.
 При этом «крайним» в этой борьбе становилось украинское крестьянство. Ведь именно они – крестьяне - становились жертвами панской свары.

Собрав 10-тысячное войско, Барская конфедерация провозгласила «крестовый поход» против православных.
 Поход под лозунгом защиты католицизма, шляхетских прав и освобождения Польши из-под российского влияния.
 Она начала свой поход на Правобережную Украину.
Самые разнообразные отряды этой конфедерации рассыпались по Украине, совершая страшные зверства над православными.
Гонения на православие перешло уже в открытый террор: священников запрягали в плуги, секли терновыми розгами, забивали в колоды...

 Подобные расправы, массовые казни униатских священников ввиду невозможности поймать немногочисленных православных священников, разорения храмов и монастырей, не говоря уже об издевательствах над русскими, стали во время мятежа Барской конфедерации массовым явлением…

 Конфедераты кровавым смерчем пронеслись по Киевщине, Подолью и Волыни.
Пронеслись:
-  сея смерть среди православных,
-  глумясь над их святынями,
-   разрушая православные монастыри и церкви.

Действия отрядов конфедератов здесь сопровождались:
 -  пытками и грабежом населения,
-  изгнанием православных священников из приходов,
-   разрушением их домов и церквей...

В местечке Смилянщизна они посадили на кол нескольких казаков.
Среди казнённых оказался племянник матронинского игумена Мелхиседека Значко-Боровского (талантливый и энергичный борец против насаждения католицизма).
Разгневанный игумен решил отомстить.
 Но вместо сабли взялся за перо.
 И очень ловко подделал указ Екатерины II. Полный титул императрицы был написан золотыми буквами, имелась государственная печать и т. д.
В указе содержался призыв защищать веру православную и бить нещадно польских панов.
Среди крестьян Правобережья распространялись слухи о «Золотой грамоте» Екатерины II, обещавшей им, и вообще всем православным, волю.


 Усилился и социальный гнёт: конфедераты обложили местное православное население тяжёлыми налогами и повинностями в свою пользу.

В результате терпению людей пришёл конец.
Народ не выдержал подобных жестокостей.
Издевательства и произвол конфедератов привели к тому, что вспыхнуло народное гайдамацкое восстание.

Непосредственным поводом, как и в 1734 году, послужило появление на Правобережье русских войск.
Они пришли туда по просьбе польского короля для усмирения недовольных его политикой барских конфедератов, с нескрываемой ненавистью относившихся к «схизматикам».

Население истолковало появление русских войск как желание России освободить их от польского гнёта и защитить от униатов и католиков православную веру.

• М. С. Грушевский об этом писал так:

«Пошли снова слухи про царицыны указы, даже показывали копии такой «Золотой грамоты», в которой и приказывалось уничтожать поляков и евреев за кривды, которые ими делаются православной вере. Эти копии были выдуманы, но им верили  и люди, и сами главари восстания».

Изначально отношение Екатерины Второй и её генералов к повстанцам было презрительно-настороженным, как к «взбунтовавшейся против господ черни».
 Однако их терпели по двум причинам:
- гайдамаки делали полезное для Империи дело, истребляя отряды противников Екатерины - «конфедератов»,
-  и к тому же численность царских сил на Украине была явно недостаточной для широкомасштабной зачистки.

Отношение же украинцев вообще и гайдамаков в частности к имперским войскам было, наоборот, восторженным.
 Их встречали как братьев, пришедших помочь в освобождении Украины от «поганых ляхов»…


Б) Развёртывание повстанческого движения.


Весной 1768 года в православном Мотронинском монастыре возле Чигирина начало готовиться восстание против шляхетской оккупации.
Его идейным вдохновителем стал игумен монастыря Мелхиседек Значко-Яворский.
 А руководителем – бывший запорожец Максим Железняк (Зализняк).

* * *

В исторических источниках не сохранилось сведений о датах рождения и смерти Максима Иевлевича Зализняка (Железняка).
-   По одним данным он родился в местечке Медведевке.
-   По другим - в селе Ивковцы вблизи Медведевки (теперь Чигиринского района Черкасской области).
 Максим Железняк происходил из крестьянской семьи.
 Он рано лишился отца.
 И долго батрачил у сечевой старшины, с малых лет изведав бедствия и мытарства.
Юношей Максим отправился на Запорожскую Сечь. Там прошёл суровую казацкую боевую выучку.
 Есть предположения, что он обучался «магии» (психотехникам) запорожских казаков-характерников и был посвящённым.
В поисках средств к существованию нанимался на разные работы.
С 1762 года работал на рыбных промыслах на Днепре.
 Позже рабочая судьба забросила его в Очаков.

• Сохранилось описание его внешности:

«Максим Зализняк, от рода 28 лет, роста большого, долголик, волосы темнорусые, глаза серые».

Длительное пребывание на Запорожье, общение с казаками, с простым людом способствовали формированию у него убеждённости в необходимости борьбы за справедливость.

Железняк имел развитое политическое самосознание и обострённое чувство социальной справедливости.
Поэтому его не оставили равнодушным резкое усиление религиозного преследования православного населения, репрессии и обострение социальной обстановки на Правобережной Украине, вызванные деятельностью участников Барской конфедерации.
Железняк - человек смелый и находчивый.
Он презрительно относился к деньгам (охотно вознаграждал ими неимущих и своих сподвижников).
Личностью он был, без сомнения, неординарной и весьма лихой, даже по тем неспокойным временам...

С весны 1767 года он скрывался в Мотронинском и Жаботинском монастырях под видом послушника и активно готовил восстание.

Жизненный опыт, отвага и талант, организаторские способности Железняка наиболее полно проявились во время Колиивщины, руководителем и душой которой он стал...

* * *

В марте 1768 года Железняк вместе с несколькими собратьями казаками-запорожцами собрались на тайную встречу в Мотронинском Троицком монастыре.
На ней было принято решение о подготовке к восстанию.
Железняка провозгласили полковником.
На Запорожье, Правобережную и Левобережную Украину были отправлены казацкие послы с призывами к борьбе против польско-шляхетских захватчиков.
Железняк сзывал к себе народ и распускал среди правобережного населения слухи об имеющейся у него грамоте Екатерины Второй, якобы повелевающей истреблять поляков и евреев на Украине…

В конце апреля 1768 года из Мотронинского монастыря вышло до 70 вооружённых людей, составивших ядро будущего восстания.
И уже в мае в Холодном Яру (вблизи Мотронинского монастыря) было сформировано боеспособное ядро повстанческого войска численностью около 400 человек.
Это были конные, отлично вооружённые трофейным польским и турецким оружием, гайдамаки.
И Максим Железняк, постепенно увеличивая свои силы, 26 мая выступил из урочища Холодный Яр в поход по Правобережью.
Он двинулся на юг, громя помещичьи имения и поголовно уничтожая поляков и евреев.
 Гроза разразилась...
Началось большое народно-освободительное восстание – «Колиивщина»…
 
Повстанческие силы непрерывно росли.
Через две недели после начала восстания отряды Железняка насчитывали 12 тысяч человек.
А когда повстанцы осадили Умань (июнь 1768 года), их число доходило до 40 тысяч…

У восставших был заранее разработанный план: охватить земли Киевщины и Черкасщины и сжать в кольцо все богатые города.
Это им удалось сделать удивительно быстро.

Словно разрушительный торнадо шёл Железняк по Украине, мстя за вековые притеснения.
Гайдамаки не щадили своих недругов.
Везде на своем пути избивали они поляков, евреев и униатских священников.
 За считанные недели сотни богатых землевладельцев были повешены, сожжены и заколоты.
При этом не жалели ни женщин, ни детей.
Убивали евреев - управителей панских имений, ростовщиков и менял. Причём, зачастую не из-за национальной неприязни и, конечно, без достаточных оснований - ненависть была вызвана накопившейся за века злобой к богатым.

Народные мстители освободили Медведевку, Жаботин, Смелу, Черкассы, Корсунь, Канев, Богуслав, Лысянку, Каменный Брод, Фастов, Боярку и много сёл на Чигиринщине, Смелянщине, Уманщине.

За несколько недель восстание охватило южную Киевщину, Брацлавщину, Уманщину.
Перекинулось на Подолье, Волынь и докатилось до Галиции.

Главной силой восстания были местные крестьяне.
В движении также участвовали:
-   отдельные отряды запорожских казаков,
-  ремесленники,
-  беглые крестьяне и солдаты из России.

Восставшие надеялись на помощь русского правительства, заинтересованного в ослаблении власти в Польше и в воссоединении Правобережной Украины с Россией.

На освобождённой от власти польской шляхты территории:
-  отменялись ненавистные панские повинности, и
-   восстанавливалось традиционное казацкое самоуправление.
Железняк намеревался назвать освобождённые земли Гетманщиной, где жители «…будут отбывать лишь казацкую службу».

Повстанцы:
 -  истребляли феодалов, арендаторов, ростовщиков,
-  захватывали и сжигали барские имения и замки,
-   делили благородное имущество. В сёлах шел перераздел фольварочных полей и лесных угодий местной шляхты.
 
Во многих воеводствах и ключах правобережных земель власти польской шляхты практически перестала существовать.

 Шляхта, арендаторы, старосты, ксендзы, униаты бросились в города, надеясь за стенами магнатских крепостей скрыться от народного гнева.
Многие из них собрались в Баре, Каменец-Подольском, Белой Церкви, Умани и других городах.

Железняк направился к замку магнатов Потоцких, что находился в Умани.

Почему главной целью повстанцев была избрана Умань?

 -   Это был наиболее богатый город края.
-    А также важный торговый пункт, откуда велась оживленная торговля с Молдавией и Турцией.

Умань была прекрасно укреплена.
Город был усыпан земляными валами.
 Защитники выставили 32 пушки.
 Они имели в своем распоряжении несколько сот жовниров (солдат).
 Но главной их силой был отряд казачьей милиции, так называемых «надворных казаков». Именно на них и была возложена основная ответственность за оборону Умани.
 Сам Потоцкий успел вовремя смыться, то бишь, бежать из города.
 Командовал защитниками губернатор Младанович.
А под его началом были казаки - сотники Уласенко, Иван Гонта и полковники Магнушевский и Обух.
Там к тому времени сосредоточилось много бежавших из сёл и местечек католиков и евреев.

Железняк, проведя несколько дней в Чигирине, древней казачьей столице (откуда он разослал по Украине свои «универсалы», призывая народ присоединиться к нему и обещая «истинную волю»), расположился затем лагерем в Соколовке, неподалёку от Умани.
Трудно сказать, какой оборот приняли бы дальнейшие события, если бы на помощь Железняку не пришел Иван Гонта со своими казаками…

* * *

Биографические данные о Гонте очень скупы.
 Родился он в селе Россошки (теперь Христиновского района Черкасской области) в крестьянской семье.
Дата его рождения остаётся невыясненной.
 Очевидно, юношей он вступил в Умани на службу в надворное войско польских магнатов Потоцких.
Он имел яркую индивидуальность.
 А также заметную  импозантную   внешность - был высоким, статным.
Отличался смелостью, сильной волей и организаторскими способностями.
Современники обращали внимание на его образованность - хорошо писал по-польски, а также превосходно говорил на этом языке.

• Как вспоминал сын убитого губернатора Павел Младанович:
 
«Воспитание его было такого, что и теперь его можно было бы счесть за шляхтича».

Он пользовался большой популярностью среди своих товарищей, непререкаемым авторитетом среди казаков надворного войска.

На  него обратил внимание сам владелец Умани – воевода Франциск Салезий Потоцкий.
Потоцкий сделал его сотником (в 1757 году).
 Дал ему в  пожизненное владение 2 богатых села:
-   Россошки (родное село Гонты, в котором жила его семья - жена, 4 дочери и сын) и
-   Орадовку.
Владение этими селами давало ему прибыль около 20 тысяч злотых ежегодно.

Так что, это был довольно благополучный, обласканный своими хозяевами Потоцкими, предводитель панской казачьей милиции.

Гонта не раз ходил с Потоцкими в походы.
 И, казалось бы, став одним из самых доверенных людей этой семьи, просто не мог иметь никаких поводов для недовольства.
Потоцкий вывел одарённого сотника из-под командования полковников-шляхтичей и подчинил непосредственно уманском губернатору.

 Выдаваясь из среды казаков своим образованием, Гонта занял видное положение даже в местном польском шляхетском обществе. Хотя последнее и относилось к нему с затаённой завистью и враждебной подозрительностью. Она проявилась особенно ярко, когда возникла Барская конфедерация, а вслед за тем пошли и слухи о возбужденном её насилиями гайдамацком движении.
 Младанович насколько раз получал доносы на Гонту.
 Но, не имея никаких ясных улик, не решался сменить Гонту, зная его популярность в милиции.

Но, ни конфиденциальные отношения Гонты с Потоцким, ни изрядная материальная выгода от службы в надворном войске не лишили уманского сотника собственных убеждений. И не сделали его слепым исполнителем чужой воли.
 Гонта явно не сочувствовал политике религиозных притеснений православного населения, осуществлявшейся в Речи Посполитой.
Он пожертвовал значительные средства на сооружение православной церкви в родном селе.
Уманский сотник и его жена были ктиторами Православной Воздвиженской церкви в городке Володарке.
 Кстати, именно в этой Церкви сохранялся портрет Гонты, благодаря чему мы имеем представление о его внешности.
К Гонте, как к человеку, который болел за конфессиональные интересы православных (иначе говоря, лицу с оппозиционными настроениями в отношении имеющегося политического режима), обращались представители православного духовенства даже из Киева.
В общем, уманский сотник внутренне был готов к борьбе против польского господства в Украине, за восстановление казацких порядков...

 В конце мая 1768 года в Умань дошли слухи о приближении повстанческих отрядов гайдамаков во главе с Максимом Железняком.
Губернатор Умани Младанович распорядился принять усиленные меры безопасности.
 Были закрыты ворота города, укреплена стража.
 Проводился тщательный осмотр всех, кто направлялся в город.
Не доверяя казакам надворного полка, которые были выходцами из крестьянских семей Уманщины, Младанович заставил их принять присягу на верность Потоцкому.
С приближением Железняка по приказу губернатора надворные казаки выступили в поход навстречу повстанцам.
Однако использовать надворных казаков как карателей Младановичу не удалось…

В эти дни народного восстания Ивану Гонте пришлось совершить сложный выбор.
 Ведь Потоцкий всегда относился к нему хорошо, с симпатией.
Но голос крови и веры всё же пересилил.
«Своими» для Ивана были всё-таки православные гайдамаки, а не католики-шляхтичи и еврейские купцы.
Очевидно, Гонта, как и Железняк, тоже мечтал изгнать поляков.
К тому же нельзя сбрасывать со счетов и честолюбие Гонты.
Он тайно послал своих гонцов к Железняку.
Вблизи городка Соколовки между Гонтой и Железняком состоялись переговоры.
Результатом их стало то, что Гонта с уманскими казаками перешли на сторону гайдамаков и влились в повстанческие ряды.
То есть Гонта поступил так, как и полагается настоящему русичу – он остался со своим народом, а не стал карателем.


* * *

9 июня двухтысячный отряд, возглавляемый Железняком, начал осаду.
Осаждённые оказались в затруднительном положении.
В городе не хватало питьевой воды.

• Вот что писал киевский историк XIX века Владимир Антонович:

«Запасы пороху и картечи истощились; при том в городе не было воды, колодезь, начатый несколько дней назад, на глубине 30 сажен, наткнулся на скалу; осаждённые должны были утолять жажду мёдом, вишнёвкою и вином, от которых хмелели и увеличивали беспорядок; сверх того, ночью из города сбежали все солдаты гарнизона, экономические слуги и арестанты…»

Повстанцы Железняка, совместно с казаками Гонты, начали штурм города.
Около полутора суток длился ожесточённый штурм крепости.
Вскоре после его начала все солдаты местного гарнизона присоединились к Гонте.
Это стало переломным этапом осады.
 10 июня было сломлено сопротивление шляхты, арендаторов и ростовщиков, которые искали защиты от народного гнева за оборонительными укреплениями Умани.

• О том, что произошло потом, читаем у Олеся Бузины:

«Потеряв надежду удержать Умань, губернатор Младанович решил с гайдамаками договориться. Младанович подговорил купцов-евреев отправить Гонте и Зализняку в подарок несколько возов с дорогими тканями, чтобы задобрить их. Гайдамацкие батьки приняли эту «взятку», но переговоры отложили до утра. «На следующий день Гонта, - пишет Антонович, - привязав белый платок к копью, подъехал к воротам и предложил возобновить переговоры об условиях сдачи; он требовал, чтобы Младанович вышел к нему лично».
Губернатор в сопровождении мещан с хлебом и солью выбрался из городских ворот и отправился в поле. Но тут среди обожавших плюрализм поляков началась неуместная дискуссия. Одни шляхтичи утверждали, что Младанович не имеет права сдавать город. Другие – им возражали. Наступил такой бардак, что губернатор плюнул на всех и со словами: «Помышляйте же сами о себе, а я предаю себя Господу!» пошёл в костёл молиться.
Через не закрытые вовремя ворота в Умань хлынула толпа гайдамаков, не слушая даже своих предводителей, и устроила резьню».

 10 июня повстанческие отряды общим стремительным ударом овладели городом.
 Началась страшная резня.
Она вошла в историю как «Уманская резня».
Победители устроили жестокий погром. Шляхту и всех, кого подозревали в сочувствии к ней, убивали.
Сколько при этом погибло католиков, униатов и евреев, точно неизвестно. Но что они были уничтожены почти поголовно, не исключая женщин, детей и стариков, можно считать фактом установленным.
В Умани была сооружена виселица, на которой были повешены: поляк, ксендз, еврей, собака.
 И каким-то грамотеем-гайдамаком была сделана надпись:
«Лях, жид та собака – вира однака…»

• На допросе Железняк вспоминал:

«Поляков, жидов, а при том и тех, кои и во услужении конфедератов были веры греческой, поколото немалое число, а сколько, заподленно знать не могу, однако думаю не менее, как всех мужеска и женска, даже до сущих младенцев, тысячи две человек… и при том пограблено денег тысячи сто рублёв… Между показанным побитым нами народом, губернатор с женою убит, а о прочих: как ксензах, попах и протчих полскаго шляхетства ведать не могу, потому что я не здяшняго места жител».

До какой же лютой злобы надо было довести восставших,  которые, казалось, забыли само слово «милосердие»...
Но ведь не меньшие зверства прежде творила и противоположная сторона.

Гонта, по свидетельствам очевидцев, как мог, старался не допустить бессмысленных жертв среди побеждённых. Конечно, насколько это было возможно в условиях бушующего народного восстания...

На казацкой раде, состоявшейся после освобождения Умани М. Железняк и И. Гонта провозгласили присоединение Правобережной Украины к России, надеясь на помощь царского правительства.
 Здесь же Железняк был избран гетманом и «князем Уманским», а Гонта – полковником и «князем Смелянским».

Будучи гетманом, Железняк посылал в различные регионы Правобережья отряды, возглавляемые «полковниками» или «сотниками». Перед ними ставилась задача гнать польскую шляхту из украинской земли.

Началась новая фаза народного восстания.
 Война вспыхнула во многих других местах.
 В движении приняли участие некоторые русские солдаты, и даже офицеры.
Урочище Карчивка, вблизи Умани, превратилось в основной повстанческий лагерь.
Руководители «Колиивщины» приступили к организации власти на освобождённой территории на принципах казацкого устройства.
 Здесь были уничтожены королевские органы власти и установлено народное самоуправление.

В этой связи Железняк повсеместно рассылал свои универсалы.

-   Провозглашалась ликвидация польского господства, унии и барщины.
-   Помещичьи земли передавались в руки тех, кто её обрабатывал.
-   Упразднялись тяжёлые повинности.

Принимались меры для укрепления боевых отрядов повстанцев.
 Они строились на организационных принципах и традициях казацкого войска:
 -  разделение на сотни, десятки,
-   введение должностей сотников и есаулов,
-   использование военных флагов и др.).

Восстание перекинулось на другие районы Правобережья.

-  Отряд Никиты (Якова) Швачки и Андрея Журбы получил Фастов и, опираясь на эту свою резиденцию, освободил значительную часть Киивщины.
- В районе Канева, Черкасс, Медведовки, Крылова действовали повстанцы, возглавляемые Семёном Неживым.
 -   Отряд Павла Тарана освободил Тетиев, Владычицу и окрестные сёла.
-  Гайдамаки, которыми руководил Иван Бондаренко, вели борьбу на севере Киевщины.
-  На Подолье и Волыни действовали отряды Саввы Позихайло, Максима Максимова, Никиты Москаля и другие.
-  На Брацлавщину вступил отряд под командованием Василия Шило.
Он получил от Железняка задачу - расположиться вблизи турецких владений и не допустить татар на помощь конфедератам.

В целом в июне-июле 1768 на Правобережной Украине действовало около 30 отрядов гайдамак, контролировавших значительную территорию.

Повстанцы убивали поляков, греко-католических священников и евреев в Подолии и на Волыни  -  в Фастове, Животове, Тульчине и других местах.
Конфедераты оставили мирное население без защиты.
 Гайдамаки вешали на одном дереве вместе шляхтича, ксёндза и еврея и делали надпись:
«Поляк, жид и собака — віра однака».
К слову. Ранее конфедераты тоже частенько вешали православного священника, еврея и собаку на одном дереве и помещали подобную же надпись...

Часть барских конфедератов укрылась в  Юзефграде.
 После взятия Умани гетман Максим Железняк направил на польско-турецкую границу  к Балте в Палиево Озеро на Кодыме (так население называло Юзефград) отряд сотника Василия (Семёна) Шило.
В отряде насчитывалось до 200 человек и 4 пушки. Ведь гайдамаки действовали малыми мобильными отрядами.
 По имевшимся у повстанцев данным, в Юзефграде было сосредоточено до 500 барских конфедератов. Они ожидали к себе на помощь крымских татар.
Гайдамаки, пополнившись за счёт местных жителей, 16;18 июня 1768 года атаковали Юзефград и выбили конфедератов из местечка.
Отходящие в панике конфедераты перешли через мост Кодыму и укрылись в турецкой Балте.
Шило потребовал у турецкого коменданта Якуба-аги выдачи конфедератов. Но получил отказ.
Опасаясь нападения гайдамаков, Якуб-ага приказал гарнизону Балты приготовиться к бою и сжечь дома в форштадте, чтобы ими не воспользовались повстанцы.
Гайдамаки приняли решение отойти от границы и оставили на мосту заставу из десятка казаков.
Получив сведения о том, что гайдамаки оставляют Юзефград, турецкие солдаты напали на заставу и убили нескольких человек.
Эта провокация вызвала негодование повстанцев, которые под прикрытием артиллерийского огня выбили турок из Балты и захватили местечко.
Шило погостил 4 дня в Балте, вырезал всех поляков и евреев и отправился восвояси.

 Как свидетельствовали очевидцы этих событий со стороны гайдамаков, они не имели намерений воевать с турецким гарнизоном.
И предложили Якуб-аге примирение.
И даже возместили понесённый населением Балты ущерб.
Всего в этом бою погибло около 15 турецких солдат.
 Погром мирного населения гайдамаки отрицали.

В это время к Балте подоспел отряд крымской конницы численностью до тысячи всадников.
И попытался атаковать гайдамаков.
 Но был с потерями отбит.
 Затем по приказу В. Шило гайдамацкий отряд отошёл в село Песчаное на Савранке.
 И, разделившись на части, совершил нападение на ханский отряд в турецкой деревне Галта, и в Дубоссарах.


В) Подавление Колиивщины.


Польское правительство, деморализованное внутренним раздором, было не в состоянии подавить такое мощное народное движение.
Поэтому польский король С. Понятковский был вынужден обратиться к московскому правительству за помощью.

Екатерина Великая предала гайдамаков и договорилась с польским королём о совместной борьбе против них.
Это, конечно же, не есть хорошо.
Но у царицы были свои резоны, и как говорится «своя правда».

-  Екатерина II прекрасно понимала, что в основе «Колиивщины» лежат не только национально-освободительные стремления и религиозные противостояния.
Важной составной частью этого движения была антифеодальная борьба.
И потому попадание на российскую почву даже искры гайдамацкого движения могло бы потянуть за собой серьёзные социальные последствия. Русские крестьяне тоже могли подняться против собственных феодалов.

-  Не на руку русскому правительству было и участие в гайдамацком движении русских крестьян, мещан и даже солдат.
Ведь они после возвращения на родину могли стать носителями опасных для правящих кругов идей, организаторами антиправительственных акций.

-  К тому же тактика доброжелательного отношения к гайдамакам, привела к усложнению российско-турецких отношений.
Инцидент на польско-турецкой границе вызвал бурный протест со стороны турецкого султана, крымского хана и молдавского правителя.
Причём Турция угрожала даже войной, к которой Россия в то время не была готова.
Это известие буквально вывело «русскую матушку-царицу» из себя.
 «Взбунтовавшихся холопов» было решено примерно наказать.
 
Вот все эти факторы и обусловили резкую смену тактики русского правительства относительно гайдамацкого движения.

Когда восстание гайдамаков начало приобретать неожиданно широкий размах, Екатерина II приказала генерал-майору М. Кречетникову подавить восстание.
Именно этот генерал был назначен на роль руководителя карательной операции.
В подмогу ему были отправлены:
-  крупные имперские силы, несколько пехотных, гусарских и карабинерных (драгунских) полков,
-  а так же отряды донских  и запорожских казаков.
 В приказе, данном Кречетникову, было указано «ИСТРЕБИТЬ РАЗОРИТЕЛЕЙ».

На тот момент генерал держал в осаде Бердичев, в котором оборонялись польские конфедераты.
Понимая, что открытое сражение с гайдамаками будет стоить очень дорого, Кречетников решил действовать подлостью.
 Он отправил из-под Бердичева в Умань полк карателей - отряд донских казаков под командованием полковника Гурьева. Тот вёз предложение Кречетникова о совместных действиях против поляков.

В открытом бою победить гайдамаков Гурьев не смог бы.
И он это прекрасно понимал.
Поэтому решил втереться в доверие.
Не выказывая своих истинных намерений, он расположился со своими силами под городом рядом с лагерем повстанцев.
Полковник объявил себя сторонником повстанцев и вступил в переговоры с гайдамаками. Прикидываясь союзником Железняка и Гонты, Гурьев стал обсуждать с ними перспективы совместных военных операций против конфедератов.
Этот хитрый полковник объявил доверчивым Железняку и Гонте, что «бить везде ляхов – это очень хорошее дело». Но императрица очень просит помочь подавить окончательно сопротивление «конфедератов», то есть тех  ляхов, которые хотят скинуть с престола друга и ставленника императрицы – короля Станислава.  Против «конфедератов» надо срочно объединиться. И первая военная задача – взять Бердичев, где сконцентрирована большая часть «конфедератов».
 «Я готов идти хоть на Варшаву», - ответил Железняк.
Он готов был действовать в союзе с Екатериной II до полной победы...

Железняк и полковник Гурьев договорились выступить в совместный поход 27 июня (8 июля) 1768 года.
Договорились, что все пушки   гайдамаков Железняк прикажет свезти в одно место, прикажет согнать в лагерь и всех лошадей.
Начали готовиться к походу.
К назначенному дню генерал Кречетников с карательным войском подошёл к Умани и затаился в Грековом лесу.
 А в самом лагере, по инициативе полковника Гурьева, была устроена «последняя перед походом гульба». 
 Гайдамаки пели весёлые песни и восторженно поднимали свои чарки за императрицу, за генерала Кречетникова, за полковника Гурьева, за победу над ляхами и за хорошую  и вольную жизнь, за объединение с Россией и т.д.,
А между тем солдаты незаметно захватили склад оружия, лошадей повстанцев и окружили их лагерь.
А затем ночью на спящих  гайдамаков набросились донские и запорожские казаки, солдаты и драгуны и стали вязать…

Обманутые повстанцы почти не оказывали сопротивления…

Вот так, войдя в доверие и усыпив бдительность Железняка и Гонты, Гурьев коварно арестовал гайдамацких вожаков, а также взял в плен большинство его участников.
Вот так бездарно, доверившись слову полковника Гурьева,  тысячи  повстанцев за одну ночь попали в цепкие лапы карателей…

Скоро прибыл в лагерь и польский граф Браницкий.
Он был очень доволен.
Генерал Кречетников сразу же отдал этому графу на расправу 845 гайдамаков.
Отдал на расправу и Гонту.
Отдал на расправу и начальников отрядов – Мартына, Белугу, Шило и Потапенко…

Граф Браницкий передал Гонту в кровавые лапы Иосифа Стемпковского, большого специалиста по пыткам и казням.
Браницкий требовал выдать ему всех пленных «разбойников», но генерал Кречетников отказался выдать ляхам тех пленных, которые родились на русской стороне Днепра.
«Они – имперские подданные, и судить их будут в России».
Генерал забрал «весь трофей» – тысячу лошадей, 30 знамён, 15 пушек, всё золото и серебро, отнятое гайдамаками, и покинул лагерь. 

В июле-августе 1768 года в боях с регулярными войсками было разбито большинство оставшихся повстанческих отрядов.
Гайдамаки - жители Правобережья были переданы для наказания польским властям.
Польское правительство ввело на Правобережье режим кровавого террора.
 Массовые казни  повстанцев, и тех, кто помогал им, и тех, кто открыто сочувствовал им, тогда шли по всей территории Правобережной Украины.
Для большего устрашения русичей часто казнили по несколько десятков человек в день.
В одной Лысянке Иосиф Стемпковский - фаворит последнего короля Польши Станислава Понятовского и главный каратель - приказал повесить в один день 60 украинских  крестьян, которые, как он полагал, были замешаны в бунте.
 Польское и еврейское население, спрятавшись за спину имперских войск генерала Кречетникова, требовало крови и зверств. Как можно больше крови и зверств. Требовало рубить украинцам  головы, четвертовать русских, сдирать с них кожу, вешать и сажать на кол.
Около 5 тысяч повстанцев были казнены польским карательным войском.

Особенно ужасными и массовыми стали казни участников Колиивщины в селе Кодня (теперь Житомирского района Житомирской области).
Там был создан специальный трибунал, который «ускоренно рассматривал» дела «разбойников и смутьян».
Впоследствии учёным М. А. Максимовичем была найдена, так называемая, «Коденская книга».
Она хранилась потом у другого известного историка В. Б. Антоновича.
В неё была переплетена небольшая часть сохранившихся протоколов судилища.
В конце книги приведён реестр замученных всего лишь за один год работы комиссии, с лета 1769-го до лета 1770-го года: казнено около 300 человек. Им рубили головы, вешали, сажали на кол, колесовали и четвертовали…


Гонту под усиленной охраной доставили в село Сербы вблизи Могилёва (на Днестре).
10 дней Гонту ляхи истязали, наслаждаясь его муками.
Потом трибунал вынес приговор, с восторгом принятый всеми ляхами и жидами.
Историк Голобуцкий писал, что трибунал приговорил казнить «этого злодея» в течение 2-х недель.
Первые 10 дней железными щипцами медленно сдирать с тела Гонты кожу.
 На 11-й день - отрубить ему обе ноги.
 На 12-й день – обе руки.
 На 13-й день - вырезать сердце.
 На 14-й день – отсечь голову.
Потом труп раздробить на более мелкие куски и вывесит эти куски тела Гонты в 14-ти городах Правобережной Украины.
Для устрашения русичей («украинцев»,   «схизматиков», «быдла») и для удовлетворения чувства мести у ляхов и жидов.

• По рассказу шляхтича Д. Охотского:

 «Гонта вышел на казнь с лицом спокойным и весёлым, будто направился к куму на крестины. Палач содрал с него полосу кожи, брызнула кровь, но лицо гайдамака не дрогнуло. Палач содрал новую полосу кожи, и тогда Гонта сказал: «Вот говорили, что будет больно, а на самом деле ничего не больно». И тогда, видя, что гайдамаку не больно и не страшно, посчитали за лучшее не растягивать казнь, а сразу отрубить гайдамаку голову».

На 3-й день казни коронный гетман Ксаверий Браницкий приказал отрубить голову Гонте, отдавая дань чрезвычайному мужеству, с которым Гонта выдержал пытки.
После этого приговор выполнялся уже над трупом.
Так замучили поляки Ивана Гонту.
Части его тела прибили к виселицам в 14-ти городах Правобережной Украины.
 А его голову прибили к воротам городка Могилёв-Подольского.
Череп Гонты с остатками мяса, изъеденного червями и птицами, долго ещё висел там.

Так же, как и Гонту, замучили и начальников отрядов – Мартына, Белугу и Шило.
А Потапенко посадили на кол.
Тогда польские палачи повесили 700 гайдамаков, то есть почти всех, которых выдал генерал Кречетников графу Браницкому.

По воспоминаниям фельдмаршала Прозоровского, он сделал выговор генералу Кречетникову за выдачу Гонты и его соратников и телесные наказания участников восстания. И впредь запретил подобные вмешательства во внутренние дела Речи Посполитой.
 Поэтому в других местах русские войска только зачитывали универсал Екатерины Великой о подложности Золотой грамоты, разоружали повстанцев, не наказывали их. Кроме подданных России из запорожцев и регулярных войск, которых арестовали и судили как дезертиров или, если они были в отпуске, «бездельников». И не выдавали. Многие участники восстания переселились во владения России.

Максим Железняк, как российский подданный, вместе с пойманными участниками нападения на Балту, по приговору Киевской Губернской канцелярии были признаны «достойными смерти».
 Железняк был приговорен к средневековой казни - колесованию.
Но так как в России не было смертной казни, повстанческому предводителю было нанесено 150 ударов кнутом. Он был подвергнут клеймению и сослан в Нерчинск на вечную каторгу.
 Остальные повстанцы (250 человек), которые имели российское подданство,  подверглись битью кнутом, им вырвали ноздри и поставили раскалённой печатью клеймо на лоб. Всё это делалось в присутствии официальных представителей Турции.
После этого их направили на сибирскую каторгу - в «места, не столь отдалённые».
 Но ввиду последовавшей войны с Турцией и обжалования ими приговора каторга была заменена им ссылкой в тех же местах…

По пути на этап в окрестностях Ахтырки Железняк, и его 51 товарищ, бежали, обезоружив предварительно караул. Но большая часть бежавших, и в их числе сам Железняк, были немедленно пойманы.
По некоторым данным, впоследствии М. Железняк с каторги сбежал. Есть версия, что сделал он это, усыпив с помощью гипноза охрану.
 Он принял участие в Крестьянской войне в России 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Он возглавил один из повстанческих отрядов.
 Героическая фигура Максима Железняка, воспета в устном народном творчестве — исторических думах, песнях, преданиях и легендах...


Г) Значение Колиивщины.

- «Колиивщина» потрясла польско-шляхетский режим на Правобережной Украине, полностью ослабила Польшу, которая в то время переживала глубокий кризис и упадок.
Соседние монархические государства воспользовались её ослаблением.
И в 1772 году Россия, Пруссия и Австрия разделили Речь Посполитую.
Вследствие этого Галичина отошла к Австрии.
Согласно 2-му разделу 1793 года Правобережная Украина была включена в состав Российской империи.

-   «Колиивщина»  надолго осталась в народной памяти.
 Она нашла отражение в фольклоре -  в песнях, думах и легендах - и литературно-художественных произведениях.
И сыграла большую роль в формировании освободительных тенденций украинского народа, в развитии национального самосознания.

Вдохновлённый «Колиивщиной»  Тарас Григорьевич Шевченко (его дед принимал участие в этом восстании) написал одно из своих лучших творений – поэму «Гайдамаки».
Восстание упоминается и в других его произведениях.
Украинский поэт и мыслитель сравнивал «Колиивщину» с революционными событиями в Западной Европе и дал оценку действиям казаков и крестьян.
Стихотворение, посвящённое Максиму Железняку (Гей літав орел…), стало песней, которую Шевченко в поэме «Гайдамаки» вложил в уста Кобзаря.

Советский и украинский писатель Юрий Мушкетик посвятил восстанию повесть «Гайдамаки».

-   Колиивщина имела значительное влияние на подъём антифеодальной борьбы по всей Украине, Белоруссии, Польше, Молдавии, Венгрии.

События «Колиивщины»  доносят до нас страшный урок истории: кровь взывает к новой крови, жестокость может породить только ответную жестокость…