Пляжники

Лев Коган
               
Ослепительное южное солнце…  Жара  30 градусов в тени, 26 градусов  воды в море.
   Море сияет от радужных брызг просолённых волн. Зеленовато-голубые с серебристыми гребнями, они ритмично ударяются о гряду камней Ашкелонского пляжа, одного из самых древних городов   мира  (ему    3500 лет).  Ашкелон известен в библии тем, что в нём когда-то ослепили Самсона.
    Несчастный Самсон, задумываюсь я, лёжа на песке и вслушиваясь в успокаивающее  чудодействие волн. По лазурному  небосводу периодически тянутся на юг  караваны птиц, ведомые магическими силами,  увлекающими их за горизонт  навстречу солнцу и неизвестному чуду.
    Середина октября… Купальный сезон закончен. Спасательная станция, на которой вывешиваются  указательные знаки и флаги штормового предупреждения, пустеет. На пляже яркие щиты с надписями на иврите, арабском, английском и русском языках: «Место купания запрещено!». Но запретный плод всегда сладок, и Ашкелонские пенсионеры утром и вечером, словно по рабочему графику, появляются на пляже, стараясь усердно сохранить остатки своего здоровья.  Я поневоле оказываюсь свидетелем  пенсионного бархатного сезона. Их не так много на большом пространстве пляжа, но каждый из них привлекателен своей характерной особенностью.
- Добрый день, Лев!  - здоровается Малка. Ей 75 лет. Здесь не принято  называть отчества, и я к этому привыкаю. – Ты не плохо поджарился, - одобряет она мой загар.  Малка в Ашкелоне уже 11 лет, бывшая урологическая  медсестра. Ей не откажешь  в артистичности. Активно жестикулируя, с одесским юмором,  она воодушевлённо рассказывает:
- Если бы ты знал, какие люди были в России.  Коллективчик  - будьте-нате!  Весь Кисловодск  стоял на коленях. Профессора – одни евреи. Я при них, как это не удивительно, из дуры стала умной. Ну ты, как доктор понимаешь… Кучка  маразматиков и шизофреников, привязанных к туалету из-за аденомы простаты… А я с высшей категорией практически сутками, не снимая накрахмаленный  белый халат, делала  такие урологические массажи – одно загляденье.
- «Изюмчик»  - заканчивает она , чмокая губами. Приезжай сюда, сдавай «ришайон» на уролога. Мы с тобой  такие «Шумахер» будем делать! Я тебя всему обучу, -  заканчивает оптимистично она  в профессорском тоне.
- До чего она вульгарна, - говорит Эстер, когда Малка  уходит купаться.
- Я не люблю обсуждать человека за спиной. Вы скажите ей прямо,  - возражаю я собеседнице.
- Я ей говорила, но её не переделаешь. Её   урологические массажи – уже «притча во языцех». Два пляжа  знакомы с деталями урологии.
Эстер приехала с дочерью в 90-х годах. Сначала жили в Тель-Авиве, но  не ужились. Дочь – известный профессор математики – читает лекции в университете. Она в свои 50 лет осталась старой девой. Решила снять  маме квартиру в Ашкелоне, т.к. это намного дешевле. Эстер живёт в престижном районе, практически у самого моря на 14-м этаже 16-тиэтажного дома.
- Вы представляете, - с восторгом говорит она, - я открываю окна и вижу это чудо-море, в котором купаюсь круглый год.
- Рядом  с ней Буба  - абрикосовый карликовый пудель. В переводе с иврита «буба» – кукла. При первой  встрече Буба сразу присела рядом,  выбрав меня  из всех обитателей пляжа, что послужило причиной нашего знакомства. Каким чувством она узнала во мне собачника? Своих «девочек» Джинну и Джесси  из породы малых пуделей, я с трудом  пристроил у знакомой перед отъездом в Израиль.
Когда Эстер заходит в море, Буба взволнованно  бегает по берегу, мелко перебирая лапами, подвывает, встаёт на задние лапы, выразительно складывая передние, и передвигается в вертикальном положении по пляжу вдоль берега параллельно заплыву. Периодически она пробует зайти в море, но волны накатываясь, отпугивают её.  Она снова встаёт вертикально и так передвигается по пляжу до окончания купания хозяйки.
При выходе Эстер  начинается настоящее цирковое представление: Буба подскакивает, радостно лает, делает  кульбиты и кружится.
     Возвращается Малка:
- Сообщаю  последние новости:  Жирик в Израиле. Вчера  по 9-му каналу его раскалывал наш комментатор. Настоящий цирк. Я от хохота с трудом добегала  до туалета. Он его спрашивает: «Почему  Вы  плохо относитесь  к евреям, ведь у Вас отец еврей». Жириновский отвечает: «Я отца никогда  не видел. От него ещё 2 брата, но я умнее их, а вообще  у меня ещё 7 братьев от русского отчима. Плохое отношение будет поневоле, если везде евреи: Гитлер (Шикельгрубер)  - еврей,  Сталин (Джугашвили)  - сын Джуда,  сын еврея,  Исаак  Ньютон,  Энштейн,  другие учёные, самые знаменитые артисты,  врачи,  губернаторы».
- Так что в этом плохого? -  спрашивает диктор.
- Хорошего тоже мало, -  всё лучшее в руках евреев. Если бы  я был Президентом, сделал бы процентную квоту… А вообще политика Путина  очень мягкая. Преступников надо вешать или расстреливать, а террористов всех до одного вешать!
Комментатор  - молодец, как  конферансье в цирке, говорит:
- Сейчас реклама, пристегнитесь к креслам. Впереди  новые воздушные ямы. Вас ожидают незабываемые высказывания руководителя  самой либеральной партии России.
- Ладно, - закругляется Малка.- Пойду делами заниматься,   – она подрабатывает уборщицей, иногда ухаживает за пенсионерами, - «метапелет», что по-русски означает «няня», здесь все  уважают, очень почётная должность, -  горделиво говорит она.  – Пенсионных денег мне хватает, но я люблю путешествовать. Была в Париже, Лондоне, Риме. Впечатлений хватит на долгие годы. Жаль, что мама у меня уже плохо ходит, ей 98 лет, а то  бы я взяла её в круизы. Я теперь  с ней занимаюсь урологией по полной программе. Мамочка у меня золотая. Помню, когда мы переезжали  из России, таможенник снял с меня золотую цепочку, сказав, что на ней нет  пробы. Но когда он хотел выдернуть у мамы  золотые серёжки  из её маленьких ушек, я на него так закричала, что собрались все работники таможни. «Вы понимаете, -  орала я, - она родилась с ними,  нахалы!. Им пришлось отступить. Представь, - многозначительно взглянув на меня, продолжала она, - мама теперь в них проделывает любые урологические процедуры, - закончила она любимой темой.
- Бубочка, - обращает она внимание на собаку, - за виляние хвостиком не платят. Надо идти работать в манеже.
В разговор  вмешивается пенсионер с грузинским акцентом речи:
- Понимаешь, Буба,, - вороны сейчас отнимут твой педирагри!
 Действительно нахальные вороны стучат клювами там, где находится  сухой корм для собак «педигри». Буба, как будто понимая, рычит и отгоняет ворон от корма.
- Ты откуда? – спрашивает он меня.
- Я из Петербурга.
- А я из Тбилиси. Этот мэчэный, - вспоминает он Горбачёва, -  устроил  нам японское  хыракири!  Зато здесь как в раю. Я живу  в доме рядом с Эстер. Всэго хватает : пэнсия, солнце, морэ,  рыба…  Мэлочь котам, сыбэ пожирнэй! Тэбэ надо суды.
И разбежавшись, как взыгравшийся бычок, с шумом ныряет   в волны, демонстрируя свой сохранившийся юношеский задор.

- Не слушайте его, - говорит другой сгорбившийся старик. – Я здесь уже 19 лет. Два высших образования. Чистый  еврей. Никаких документов не подделывал. За эти годы я стал антисемитом. Меня здесь столько раз надували, что я возненавидел всех. Порядки невозможные. В банках надувают по- чёрному. Кредиты, машканта как у ростовщиков под такой процент, что на деле по окончании кредитной задолженности  сумма в 3 раза дороже стоимости полученного кредита.
- Вы встречали такое положение в мире – кредит под 300%?! А рассрочка на 28 лет, чтобы никто не сбежал. Приходят устанавливать холодильник за хорошие дополнительные деньги, вам предлагают всякую туфту: тележку под холодильник, стабилизатор, якобы  предохраняющий его от отключения. Надо быть всё время начеку. А как вам нравится магнитный фильтр от засорения стиральной машины, в переводе «волшебник», его надевают снаружи на шланг.
- Это как Тиль Уленшпигель продавал мешочки с навозом, предлагая их пососать прохожим как чудодейственное лекарство.
Вот только сейчас под старость мне предложили  «голдовку»,- израильскую «хрущёвку». Комнаты 7, 8, 12 метров, кухня – 7. И я этому очень рад. Пенсии,  правда, на еду хватает, а одежда, по счастью, здесь в основном летняя.
- Вы давно не были в России, - возражаю я. У нас пенсионер на свою пенсию  вообще жить не может, она ниже прожиточного минимума, Заметьте, не потребительской корзины, а минимума. Поэтому у нас часто шутят сквозь слёзы: Путин указал путь к долголетию – работать… работать… работать. Умирать никак нельзя т.к. денег на похороны  у российского  пенсионера нет.
- Впрочем, хорошо там, где нас нет, - вспоминает недовольный пенсионер  русскую пословицу.
- Хорошо тогда, когда шлифуешь своё здоровье, - оптимистично дополняет ещё один пенсионер  Анатолий. Он русский, приехал из Днепропетровска к своей родной сестре, живущей в Ашкелоне более 5 лет. Её мужа еврея убили в Афганистане.  Она с детьми перебралась в Ашкелон.
- Представляешь, -  рассказывает Анатолий, - я привёз ей доллары, а когда приехал, увидел, что она избавилась от нищеты и живёт неплохо. Доллары мои не взяли, наоборот, накупили  для меня одежду для моря  и путёвки на экскурсии по Израилю. Я побывал в Баниасе, на Мертвом море, в Хайфе, а сейчас еду на 3 дня в Эйлат.
Анатолий врач-эпидемиолог, ему 65 лет. В день юбилея его сразу уволили.
- Пенсионер по неволе, - представился он при первом знакомстве. Что делать, Лев? – спрашивает  он. Я привёз им сало. Причём в аэропорту  таможенники, то ли шутя, то ли всерьёз заявили: «Сало – стратегический  груз. Вы холестерином загубите  весь Израиль». Потом, как бы невзначай, заметили:  «А ещё мы  с утра голодные».
- Ну, тут я отрезал им половину, предложив в том же шуточном тоне рецепт:  «По 1 шматку  3 раза в день, и склероза не будет». Но дело не в этом. Уезжали они худыми, как щепки. Я и сало-то прихватил по причине их худобы. А тут оказывается, за эти годы сестра при росте 149 см весит уже  95 кг, а ребята -  как жеребчики, пора заказывать курдючную тележку под их пятую точку. Отъелись до хрюканья! Я сразу хотел выбросить сало, так они в него вцепились, как будто это в Днепропетровске.
- Исподволь, я как врач, начал методично проводить беседу о вреде ожирения, а сестра только смеётся. Закидывает в нутро  всё подряд  и меня всерьёз не  воспринимает. А у самой уже  остеоартроз колена и пяточные  шпоры.  Может, ты с ней побеседуешь?
- Ради Бога, - ответил я как коллега коллеге.
Мы договорились  о встрече утром. Но на следующий день при встрече Анатолий огорчённо  сообщил:
- Категорически не захотела! – и пошутил, - дьявольские  козни!
- Насильно мил не будешь, - успокоил я его, и мы пошли на пляж.
 Анатолий  -  знаток оздоровительных систем. Долгое время занимался марафоном, даже участвовал в марафонском пробеге в Москве. Он худощав. Здесь на пляже среди большинства тучных евреев он выглядит «белой вороной». Утром он выполняет иоговские асаны,  затем делает длительные пробежки.
Его коронный номер – вращение мышцами живота, вызывает восторг даже у полных.   
- Почитай эти буквари, - предлагает он, вытаскивая из пляжной сумки книги  Малахова, Семёновой, Залманова, - мнение петербургского доктора для меня очень важно.
Мне откровенно не хочется заниматься медициной на фоне  изумительного морского пейзажа.
-   Давай лучше поплаваем, - предлагаю я собеседнику. – Эти книжки я читал многократно. Вывод один: читать надо как можно больше, а применять по возможности минимум, помня  основную заповедь Гиппократа – не навреди!      
Солнце, воздух, вода у нас здесь в полном объёме, да ещё и бесплатно. Идём оздоравливаться в море, - отшучиваюсь я.
- Однако ты – философ и, похоже, ещё и дипломат. А вот каков ты как физкультурник? – подтрунивает он и, подойдя к турнику, подтягивается 20 раз, а затем предлагает мне повторить. Когда я подтягиваюсь 28 раз, он делает  округлённые глаза и восхищённо одобряет. – Похоже ты не демагог, наверно спортсмен
- .-Просто это моё любимое число .Я родился 28мая,отшучиваюсь я.
- Вообще,то когда-то в молодости занимался гимнастикой и самбо.
- Покажи моим племянникам приёмы, - ловит он меня на слове
- Показать, конечно, можно, но отрабатывать их надо годами. Им лучше записаться в секцию. Кстати, как это ни парадоксально, побеждает не сильный,  а  умный.
- У обоих  пацанов клички «кабаны». Они по весу уже подбираются к центнеру. Если бы тебе удалось их увлечь на занятия спортом, было бы здорово.
- Приводи, - ответил я, -  покажу им силовые тренировки в паре, может это их заинтересует.
- Молодой человек, - подходит ко мне седой пенсионер. Фигура у него в виде вопроса, словно  цитата из медицинской энциклопедии: «Впалая грудь сапожника в сочетании с отвислым животом».  -   Вы зря так выпендриваетесь. Сердце у нас одно. Я уже заработал  аритмию. В моём возрасте с Вами может быть плохая история подобно моей.
- А когда Вы родились? – спрашиваю я.
- В августе 1940 г.
- Я Вас поздравляю, - смеюсь я. – Вы – салага.  Я на 3 месяца  старше.
- Серьёзно? – удивляется Анатолий. -  Я тебе давал  лет 55, от силы 60, а ты оказывается почти одногодка.
- Хорошо сохранился, - опять отшучиваюсь я.
- Откуда Вы? – спрашиваю я нового собеседника.
- С Украины из Мелитополя. Я – еврей наполовину, отец  украинец. Вячеслав, - протягивает он руку. – Вы, я слышал, врачи, а  я  - инженер-строитель. Отдыхаю в Мицпе-Рамоне, недалеко  от Сде-Бокера, где могила Бэн-Гуриона. Именно там он мечтал превратить пустыню  Негев в оазис, но не успел. Рядом Авдат  - родина наботеев, предшественников бедуинов.  Они первые проложили караванные пути из Элата до Ашкелона и всего  побережья. Поставляли пряности, духи и прочие заморские товары, - с видом гида гордо оповещает он нас. – Мои родственники живут, считайте,  в центре пустыни, в «голдовке», но всем довольны. Вот только до моря надо добираться рейсовым автобусом.
- Из центра пустыни и такие исторические познания. Откуда? – спросил я в шутливом тоне.
- Я – строитель, - ответил Вячеслав, - а как Вы знаете, все строители начинают с фундамента. С детства уважаю историю и фундаментально изучаю исторические материалы. А знаете, например, что основателем государства Израиль косвенно можно считать Александра III.
- Это  каким образом?  - вмешался в разговор Анатолий.
- Судите сами, - продолжил Вячеслав. – Это с его лёгкой руки начались в конце  XVIII века еврейские погромы, скорее из-за его попустительства, прямых его распоряжений я не отыскал. Еврейское общество забурлило. Встали исконно русские вопросы: Что делать? Как быть? Часть евреев( аппасионары  по Гумилёву  - бунтари) ушли в революцию. Чем это закончилось, вы знаете: залпом «Авроры», а дальше исполнялась программа гимна большевиков: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».
- И, действительно, прачки стали управлять государством, правда, в подчинении своих  главарей в основном еврейского происхождения.  Вспомните  Ленина,   Сталина,  Дзержинского,  Каменева, Зиновьева, Троцкого, Урицкого и т.д.  Другая же часть пассионары решили съезжать.
- Возникли общества  (1881-82гг), ставившие целью переселение в Палестину. Одно из самых активных в Харькове называлось  БЯЛУ – обревиатура  ивритского изречения:  «Бейт  Яаков леху  униаоха» в переводе: «Дом Яакова  вставай, идём». Они и создали первую алию. Из 300 членов организации выехало  100 человек  через Одессу, Константинополь. До Константинополя доехало  40 человек, из них лишь 16 доехали до Палестины и основали первую колонию. Начало было положено. Затем помогли события в Европе, особенно дело Дрейфуса, которое родило теоретика сионизма Теодора Герцля. А дальше вы  всё знаете сами. Я уже могу читать лекции  на эту тему, - заключил он широко улыбаясь.
-   -  Вижу, что Вы – человек эрудированный, но вот еврей наполовину, раз оставляете модные туфли на пляже, - пошутил уже я. – Смотрите, я вот цельный еврей, но уже хожу босиком по Ашкелону, мои полуботинки украли в первый день. На всякий случай теперь я часы и деньги оставляю дома. Согласно догмату марксистской теории свобода -это познанная необходимость. Думаю, что «измы» вам в институте вдалбливали не меньше, чем нам. – Я-то  сразу уловил, что путь к сердцу больного лежит через марксизм и историю КПСС.
Помрачневший Вячеслав рассмеялся.
- Смешного мало, - заметил Анатолий, - продолжая размышлять о ворах. – много русских понаехало.
- Зря ты это, - заметил  я. – Воры, террористы национальности не имеют. Это отродье бывает в любой нации. – Тема неисчерпаема, давайте лучше купаться. Сколько можно вас зазывать? Долой уныние – ныряем!
И я с разбегу прыгаю в волны.  «Море волнуется раз… море волнуется два… море волнуется три…» – уже в волнах приходит воспоминание о детской игре. Блаженству нет предела. Я с удовольствием перебираю  стили – брасс, кроль, кроль на спине. Наконец, устав, ложусь на спину,  кладу руки  под голову и качаюсь на волнах как в гамаке.
Рядом Анатолий в маске аквалангиста с воздуховодной трубкой.  Коллега предлагает поплавать в его атрибутах. Но, у меня ничего не получается.
- Однако и ты – салага, - шутит Анатолий. – «Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка», - поучительно напевает он. -  С ластами другой уровень, намного интереснее. Я в них плавал на Днепре.
- Надо было вместо сала взять в эту сказочную страну ласты. Давай сплаваем за камни, - авантюрно предлагает Анатолий, что вообще-то грозит нам штрафом
- Нарушать, так нарушать, - шучу я, и мы начинаем заплыв за пределы дозволенного  в эту необъятную волнующую синь.
Партнёр загребает с чувством, медленным кролем, видимо, морские пейзажи дна завораживают его. Я нагоняю его.
Видимость без маски хуже, но то, что я вижу, восхищает меня.  «Садко в подводном царстве» - вспоминаю я картину Репина из Русского музея
. Тот же колорит, а вот рыб намного больше. 
Такое количество я вижу впервые и начинаю понимать азартных Ашкелонских  рыбаков  -  этих   «не от мира сего» чудаков, готовых к бессонной вахте и суточному голоданию ради радостного момента поклёва.  Большинство их собирается у пирса Ашкелонской бухты для яхт, заворожённые красотой места.
 И я теперь   "заболел" тем же и при наличии свободного времени стараюсь пройти по пирсу до маяка бухты.
 Именно в этом месте загораются алые блики солнца похожие на алые паруса  А.Грина.
 Возникают невероятные ощущения обитателя космического корабля, уходящего в неведомое пространство к новым планетам. А вместо девочки Асоль, где-то вдали у горизонта, там, где соединяются космос и море,буквально миражём  возникают странные «инопланетяне» в гидрокостюмах(сёрфенгисты),которые  проделывают каскады невероятных трюков, рассекая вдоль и поперёк поверхность рычащих волн.
Их тела устойчивы, гибки и фантастичны.  Каким-то чудом они удерживаются на стремительных досках, имеющих крепления для ног, хотя ветер и парус стремятся опрокинуть их в пучину.
   Пора домой. Солнце опускается к горизонту, погружая яркие лучи в пену успокаивающихся волн. Чайки издают последние вечерние крики. Вдали на фоне  ало-жёлто-сиреневого заката, превращающего стихию моря в торжественный музыкальный каскад, появляется парусная регата.
                Прощай, свободная стихия.
                Последний раз передо мной
                Ты катишь волны голубые
                И блещешь гордою красой…»
Невольно вспоминаются стихи А.С.Пушкина.
   Я босиком иду по Ашкелону. Народ, наверно, свыкся с моим «страдальческим» образом, поэтому замечаний никто не делает. Прохожу мимо театра, Рядом современные абстрактные скульптуры из камня. Кто же это изображён, пытаюсь я догадаться,и сочувственно вздыхаю, жалея их создателей. Неужели они высекали их вручную из глыбы, обдумываю я.
Это же «сизифов» труд.
Одну из скульптур, похожую на египетскую мумию с частично отрубленными конечностями, моет уборщица. Вторая, убирающая территорию, делает ей замечание:
- Ведь ты голову не помыла.
- Зачем, она чистая и пустая, -  отвечает ей собеседница.
Они замечают поваленную  фигуру.
- Ветром, что ли? -  говорит одна из них.
Другая  с усмешкой отвечает:
- Ветер  должен быть сильнее стаи кабанов.
- Надо поднять, - продолжает первая.
- Я бы подняла, но как здесь определить, где верх, а где низ, -  возражает другая и заключает, -  Лёжа спокойнее, никого не прибьёт.
Еврейский юмор  - он неиссякаем и вечен, улыбаюсь я.
     Город живёт своей жизнью. Включаются фонари, придавая ощущение домашнего тепла улицам и скверам.
Прохожу мимо «Тахана  Мерказит»  - центральной автобусной станции, являющейся связующим звеном со всем Израилем..
- Бершева, Тель-Авив, Иерусалим, - слышны крики водителей, приглашающих пассажиров в манитки (маршрутные такси).  На углу  проспекта Бен-Гуриона и ул. Бялика большие яркие светофоры. Создаётся впечатление активной транспортной магистрали большого города.  Рядом на небольшой площадке эфиопские дети азартно, по всем правилам,  играют в футбол. Вдали крупный красивый спортивный центр со стенами из цветного стекла, придающего городу радость и уют в момент отражения солнечных бликов.
Что же этот Самсон, продолжаю  я  утренние размышления. Как-никак, а он герой еврейского эпоса. Что было бы, если бы он прозрел сейчас. «Маленькая страна», - поёт мой старший внук Миша, разводя руки  и изображая Наташу Королёву, что приводит нашу семью в восхищение. Вот она  маленькая страна со своими проблемами и чаяниями. Мы в России любим  объяснять все невзгоды большими войнами.
 С момента создания  государства Израиль 14 мая 1948 г. произошли 4 крупные арабо-израильские войны. Первая сразу на следующий день, затем в 1956, 1967, 1973 годах.  Поэтому в Израиле объяснять нечего и некогда.
Город просыпается в 5 часов. Кроме пенсионеров на пляже все активно трудятся и делают невероятное, как и все израильтяне, и что  удивительно,  вопреки и наперекор многим трудностям, тяготам и невзгодам. Мало кто догадывается, какими огромными человеческими жертвами  удалось отстоять свободу в моменты агрессии арабских государств  Египта, Сирии, Ливана, Иордании.
Вот статистические данные, которые я  услышал от экскурсоводов в автобусных экскурсиях по Израилю. В момент  первой войны 1948-49 г. сопротивление сил  было такое: 1.250.000 арабов противостояли  650.000 израильтян, из которых лишь 200.000 могли держать оружие.
 В Латрунской долине состоялось сражение танков подобное Курской битве. Против 1600 танков арабов противостояло 400 танков израильтян и евреям удалось победить.
 А как не вспомнить погибших от малярии при освоении болот, от жары при освоении пустыни Негев? А сколько погибло от рук террористов?!
    Война тут не прекращается. Детские сады, школы, магазины  окружены оградами, охраняются полицейскими. Жители смирились с досмотрами и проверками при входе в любое учреждение. Но это не приводит их к унынию. Юмор не иссякает.
     Поразительное отношение к солдатам. Их любят как своих детей. Однажды я был свидетелем трогательной картины. Около «Тахана Мерказит» в кафе продают мороженое. По дороге к дому  я часто подходил к окну продажи и с гордостью выговаривал выученные слова: «Глида ахат», что означало одно мороженое.
Но однажды меня опередила женщина и попросила: «Глида  штайм, что означало два мороженых. Одно она взяла себе, другое отнесла  солдатику, ожидавшему автобус, сказав по-русски: «Съешь, сынок». Она дала ему мороженое и продолжала свой путь.
     Я подхожу к дому, где живут мои родные. Чистый аккуратный  садик около дома, к каждому дереву подведена трубочка оросительной системы, иначе деревья здесь не растут, т.к. летом температура доходит до +48градусов С. Каждое дерево здесь на счету. При входе в подъезд дома в вестибюле вазы, картины.  «Чёрная лестница» не хуже  парадной, покрыта мраморными плитами. Пол и стены  вестибюля каждое утро дворники моют с порошком. Лифт с драпированный тканью со вставленными зеркалами, напоминает ложу театра. Я вспоминаю загаженный подъезд моего питерского дома на улице Замшина,  разломанные почтовые ящики в сочетании с отборным матом и голосами кричащих пьяниц.
Что происходит? Почему при таком богатстве природы, обилия полезных ископаемых, лесных и других ресурсов Россия уступает в культурном  отношении стране, где почти весь бюджет расходуется на армию, практически нет полезных ископаемых. Источником пресной воды является одно озеро Кенерет на весь Израиль. И всё же правильное экономное использование воды позволяет избежать страшной эпидемии южных стран. Следует заметить, что почти половина страны занимает пустыня  Негев.
Ответа не нахожу. Как у Гоголя: «Русь, дай ответ! – Не нахожу ответа».
    Маленькая страна. Пусть она будет счастлива. Недавно в ней родился Ронель, мой младший внук – новый гражданин Израиля. Ронель в переводе с иврита  «Песнь Бога». Пока песни ему поёт мама и бабушка, в том числе и колыбельные, сочинённые дедушкой. В общем, семья изо всех сил старается, чтобы он в этой стране был счастлив. Может быть, когда он вырастет и встретится со своим  старшим  двоюродным братом Мишей (старший внук), живущим в Канаде, они уже дуэтом споют песню Бога о мире на всей Земле. Мир нужен всем.  «Главное, чтобы не было войны», - это любимые слова  российских пенсионеров, переживших ужасы  2-ой мировой  войны и блокады Ленинграда.
    Но этого мало. Как хочется, чтобы у них был свой бархатный сезон. Они это давно заслужили.
               
            3.12.2004 г.  Ашкелон  Израиль.