Посланец из Эдема. Гл. 2-11 Женитьба Симона

Людмила Каштанова
               
 
      Домой Симон  возвращался, взяв наемный конный экипаж.  В  экипаже с ним оказался еще один пассажир. Свое лицо он скрывал, натянув  капюшон на глаза. Некоторое время они ехали молча.
      - Добрый вечер, Симон Байер! -  вдруг поздоровался   пассажир.
      - Откуда вы меня  знаете? - Симон удивленно на него посмотрел.
      - Имел честь вас знать когда-то, - уклонился он от прямого  ответа. - Дорогой  Симон,  вы  в самом  деле  хотите жениться  на   Стефании?
       Это было неожиданностью для Симона:
       - Вы и  про это знаете? Кто вы такой?

       Но незнакомец, не обращая на вопрос, продолжал:
       - Вы достойны  честной девушки, а не такой... Да, она красивая, молодая, но участь ее решена.  Она достойна  смерти!
       - Извините, но не ваше это дело! Я не намерен с вами обсуждать, на ком я собираюсь жениться.  Я хочу спасти эту девушку и спасу ее!
       Неизвестный тихо и ехидно засмеялся:
       - Согласен: вы спасете одну, а кто спасет сотни других, попавших в подобную историю?
       - Я других не знаю, а за эту девушку горячо молился  ее отец, и Господь услышал его молитвы!
       -  Эта девушка вас не любит, и она  никогда не оценит вашу  жертву, - незнакомец пытался уязвить.
       -  Даже если  будет так,  я  не пожалею, что  помог ей. Все  в  Божиьх  руках. - Симону не понравилась  уверенность  в тоне говорящего.
       - Кажется, я приехал... Гляньте в окно: где мы проезжаем?

       Симон  посмотрел в окно и хотел сказать попутчику, где они едут, как увидел, что он   исчез.  «Никак  сатана  приходил  вразумлять меня!» - догадался  он.  Затем он мыслями перенесся  к Стефании.  Чувство, возникшее к ней,  не покидало его. Все в ней нравилось ему: и внешность, и кроткий взгляд, и   речь.  «Господи! - воззвал он в мыслях к Богу. - Я  узнал, что такое   любовь  мужчины к женщине. Я полюбил Стефанию, эту бедную девушку. Если на то воля Твоя, то благослови нас, как Ты  благословил  Адама и Еву,... если это не помешает мне в дальнейшем,  ради чего я прибыл в  этот мир».
      «Сын Мой, - услышал в голове он тихий, ласковый голос, - ты  откликнулся на зов своего сердца. Ты не  должен быть один в этом мире. Стефания – достойная девушка, и Я благословляю вас, как  благословил Адама и Еву».
      - Господь, я так рад! – возликовал  Симон, - Я не сомневаюсь, что это Ты устроил так, как все случилось...

       Дома Симон сообщил матери, что собирается жениться. Сусанна в это время занималась прядением. Ловко  вытягивая  пальцами кудель из овечьей шерсти, из-под ее руки накручивалась на веретено тонкая шерстяная нить.  Сообщение сына оторвало ее от работы.
       - На  ком же? - удивленно посмотрела  она на него. - Ты   раньше не говорил, что имеешь невесту.
       -  Раньше  у меня  и не было никакой невесты, а теперь Господь дал.
       - И кто же она? Где вы познакомились? – разволновалась Сусанна.
       -  Ее зовут Стефания, - и  он стал рассказывать...
   
       - Вот  такая история, мама, - закончил он свой рассказ и  сразу предупредил, - только  никто больше  не должен знать о ее положении.
       - Ох, сынок, сынок! - запричитала Сусанна, - Да, за что же такое нам на наши головы? Мало было горя нам, так еще и это?
       - Да ты что, мама? Какое это горе? – не понял ее Симон. - Она очень хорошая, вот увидишь! И вся ее семья хорошая.   Завтра  повезу  тебя к ним в дом, чтобы вы познакомились.  Думаю, она тебе  тоже  понравится, а затем все  пойдем  к священнику и договоримся о дне венчания.

       Сусанна все же расстроилась, что  Симон  избрал в жены  совсем незнакомую  девушку, но  ничего больше  ему не сказала. Она  долго не  могла уснуть,  одолеваемая  всякими мыслями.  «Это ж  надо, -  горевала она, - задумать жениться  ни с того, ни с сего!  Да неужели бы я лучше  не нашла  жены для него? Сколько  местных девушек по нему  страдают!  Все красивые, да работящие. А эта  неизвестно,  какая! Может прикинуться  смирной и скромной, а потом оказаться  своенравной и  властной - будет вить веревки из сына. Я не переживу  такого!
        Эх, Симон, Симон, как же ты меня обидел: просто поставил перед  фактом, и все! А если она мне не понравится, и  мы с ней не сойдемся во взглядах? Как  терпеть буду  нелюбимую невестку? Я-то в свою молодость со свекровью  хорошо старалась  ладить и сейчас стараюсь»,.. -  и  Сусанне невольно припомнились ее  молодые годы.

       С детства  Сусанне досталась незавидная доля. Мать умерла, когда ей, старшей дочери в семье,  было десять лет. Были еще младшие: брат Осип — восьми лет и  сестра Агриппа -  пяти лет. Отца звали Алфеем. Через два года отец  привел в семью мачеху с двумя своими  дочерьми восьми и шести лет. Увидев  насупившуюся Сусанну, мачеха сказала неласково:  «Что насупилась?  Хочешь-не хочешь, а вместе нам жить придется под одной крышей не один год. Так что – терпи».
 
      Не сказать, что мачеха была  чересчур злая, просто бедные люди на все были бедны, в том числе и на  ласку. Сама замотанная работой, мачеха нагружала работой всех детей, особенно Сусанну, как  самую старшую и крепкую. Были и ругань, и трепка, да мачеха и своих детей не  баловала, поэтому  Сусанна жалела и мачеху, и ее детей. Плохо было, когда мачеха болела. Тогда отец брал   Сусанну с собой на  господское поле – тимар, где они работали с утра до вечера.
   
      Однажды отец взял четырнадцатилетнюю Сусанну  на мельницу, по ее просьбе. Пока он сдавал зерно на помол, дочь побежала к реке  посмотреть, как крутится колесо мельницы. Посмотрев, стала бродить по берегу.  Вдруг возле ее ног упал камешек. Она оглянулась и увидела  паренька, лет шестнадцати. Он засмеялся и спустился вниз к ней.
      - Девочка, как зовут тебя? -  смело спросил он.
      - Никак! – она отвернулась от него, хотя заметила, что он хорош собой: белолиц, румян, кудряв и строен.

       - Хочешь, я тебе что-то дам?
       - А что ты дашь? – она повернула к нему лицо.
       - Смотри! – юноша показал ей  браслет из бисера. – Нравится?
       - Нравится...- заблестели у нее глаза.
       - Тогда меняю на твое имя.
       - А ты кто такой?
       - Меня зовут Марк. Я – сын  мельника.
       - А меня зовут  Сусанна.
       - На, возьми браслет.  Сам делал.

       - Спасибо. Очень  красивый, - она взяла браслет и примерила его на руке.
       - На твоей руке он выглядит еще лучше, - восхитился он.
       - Ты думаешь? - спросила она и  тут  услышала голос  отца, зовущего ее.
       - Мне пора. До свидания! –  и она стала подниматься  наверх.
       - Когда  еще приедете? – спросил он, поднимаясь вслед за ней.
       - Не знаю. Месяца через два.
       - Я буду ждать!..

       Так  она познакомилась со своим будущим  мужем. Но это было  через четыре года, а все это время они украдкой и  ненадолго встречались. Незаметно пролетело  время; Сусанна оформилась в красивую,  стройную  девушку, которая и в хозяйстве была проворна, и мастерица в рукоделии.
Мачеха мечтала  выдать ее замуж за  племянника, здоровяка-лентяя. Он был избалован своею  матерью, изнежен, поэтому  они  хотели женить его на здоровой, работящей девушке, которая смогла бы за двоих работать. Вот в лице Сусанны  они и нашли  пару  своему сыну.

      Мачеха знала о дружбе Сусанны с сыном мельника, и смотрела на это с нисходительной усмешкой: пусть, мол, еще потешится немного, скоро эти «потешки»  кончатся. Она знала, что мельничиха не женит своего сына на бедной девушке. А собираясь выдать Сусанну за своего племянника, мачеха прикидывала в уме собрать  для нее небольшое приданное – кружева, холсты, скатерти, полотно, немного денег - все же  падчерица хорошей была работницей в семье. И  люди не скажут, что мачеха плохая.

       Как-то раз младшая мачехина дочка под большим секретом обмолвилась, что после пасхи к ней придут сваты от Тита, материного племянника, и мать, мол,  хочет выдать Сусанну за него. У Сусанны потемнело в глазах от такого известия. Она  никому ничего не сказала, но с нетерпением  ждала приезда Марка,  чтобы рассказать ему  об этом...

       - Неужели на том наша любовь и закончится? – она с плачем уткнулась в  плечо Марка, когда они встретились. 
       - Мы опередим  их, - обняв ее, проговорил Марк. – Я уговорю своих родителей прислать к тебе сватов. Тогда посмотрим, что скажет твоя мачеха...

        Марку не сразу удалось уговорить  родителей, особенно упорствовала мать, которая хотела жену для сына из  зажиточной семьи, то есть, ровню себе, и она имела у себя на примете такую девушку.  Марк много молился, и какое было счастье для влюбленных, когда его мать согласилась и дала разрешение сыну послать сватов к Сусанне.

       Мачеха не могла вымолвить ни слова от досады, когда сын мельника со сватами пришел сватать Сусанну. Отец   не знал, куда посадить гостей, а у мачехи, словно, язык отнялся. Сама девушка  стояла смущенная и радостная. Сватовство совершалось, как того требовал ритуал, и закончилось  соглашением  с обеих сторон и назначением дня свадьбы. Когда  сваты ушли, мачеха только и смогла  сказать: «И смогла  же ты  меня так обставить! Бог на твоей стороне оказался!»

         После свадьбы молодые стали жить  в доме мужа, где они и сейчас живут; только тогда это был недавно построенный, красивый  просторный дом. Свекровь сдержано относилась к своей невестке, но  Сусанна относилась к ней с уважением. Через год  у них родился первенец-сын, которого назвали Симоном,  только через десять лет  родилась дочь Анна – второй ребенок, а  еще через  два – сын Филипп.  Хорошо они  жили,  и вдруг  посыпались на них несчастья   одно за другим. Сначала умирает свекор, затем заболевает сын, а следом умирает  и муж.  Свекровь, как потом ее стали называть бабушкой  Фирой, после этих несчастий  значительно хуже стала относиться к невестке. Так  длилось  до последнего времени, когда счастье им снова стало улыбаться.

       И вот Симон собирается жениться на девушке, которую никто не знает. И как она должна к ней относиться? Сусанна,  прокрутив в голове всю свою жизнь, открыла для себя, что история повторяется с некоторыми изменениями; только тут на месте невестки какая-то бедная  неизвестная девушка, а на месте «трудной»  свекрови – она сама.
      «Что ж, - решила она, - если сын избрал для себя жену, то я должна одобрить  его выбор и принять со смирением его избранницу и отнестись к ней, как к равноправному члену  семьи.   Вот с такими мыслями она  незаметно для себя уснула.
 
       Но не одна  Сусанна  мало спала в ту ночь.  Стефания тоже долго ворочалась в постели, думая о свалившемся с неба  женихе.  Правда, она совсем о нем мало  узнала, но заметила, что  с виду он  хорош собой  и приятен. Только какой он внутри? Может, он как яблоко: снаружи красивое, наливное, а внутри  оказывается с червоточинкой или  гнилью, как Измаил. Не хотелось бы еще раз обжечься. Отец тоже о нем не узнал ничего, кроме  имени. Но он обещал отцу не обижать ее, и даже Бога в свидетели взял, а это не шуточное дело! И  она ему понравилась.  Ах, пусть будет то, что  Бог дает,  а то ведь  скоро на улицу нельзя будет выйти. Господи, что  ждет  меня: счастье или горе? Как бы  знать? - засыпая думала  она.

       На следующий день  Симон повез  мать  знакомиться с будущей женой и ее отцом. Сусанна, к радости сына, была, как всегда, в хорошем расположении духа и без уговоров согласилась поехать на смотрины. Оказавшись в бедном домишке  простого ремесленника, она  тягостно вздохнула, но когда  принарядившаяся  Стефания  с низким поклоном пригласила их за стол и принесла вкусное угощение, сердце  Сусанны  дрогнуло при  виде такой красоты и скромности. Как она сама оценила,   девушка – неплохая хозяйка и  вкусно готовит, а это уже хорошо.
     Отец девушки, который тщательно  умылся и надел самую приличную   одежду по случаю  приезда дорогих гостей, тоже произвел на  нее приятное впечатление.  Знакомство с будущей невесткой и ее отцом  немного успокоило  материнское  сердце тем, что будущие родственники – тоже порядочные, добрые  люди и чтут  Бога, поэтому  Сусанна с легким сердцем дала свое  родительское  благословение на  брак.

      Бабушка Фира спросила ее, когда она вернулась со смотрин:
      - Ну как невеста-то, понравилась?
      - Понравилась. Лучше всех из тех,  кого знаю. А бедность – не порок!
      - Да-а? – удивленно протянула свекровь и  с чувством вины взглянула на невестку.
 
       Церемония венчания Симона и Стефании произошла через две недели. На ней присутствовали все члены семей. С  ними была еще  десятилетняя внучка  Давида  Мария.
       Свадьба  Симона со Стефанией  проводилась в доме  Халиганов. На свадьбу было приглашено немало  гостей: соседей, знакомых и родственников; среди них - отец Сусанны и ее брат и сестра. Старому Алфею  было уже далеко за семьдесят, а мачеха не дожила до этого события. Отец жил вместе с сыном Осипом и его семьей. Они редко когда заглядывали в гости к Сусанне, потому что жили довольно далековато. Сусанна тоже посещала их нечасто, когда очень долго не виделись. Симон  не раз с матерью был у деда Алфея в гостях, и увидел в какой бедноте жили они. Зная  тяжелое житье ее дорогой родни, Сусанна  приезжала к ним всегда с полными корзинами  подарков и снеди, которые ей помогал  заносить в дом  Симон или Филипп.

       Молодая пара на свадьбе смотрелась очень хорошо.  Сусанна  не видела сына таким счастливым, как сейчас, не отходящем ни на шаг от своей очаровательной невесты. Это ее радовало; бабушка Фира вела себя сдержано по отношению к невесте. Не в ее правилах было  наперед  дарить незнакомой, по сути,  девушке любовь и признание. « Поживем-увидим,  что она представляет собой!» - думала она.
      Жених с невесты не сводил  влюбленных глаз,  она  же старалась выглядеть счастливой, хотя вела себя немного сковано.  Не могла она  чувствовать себя совсем свободно среди  незнакомых ей родственников жениха, и чему радоваться, если впереди неизвестно, что ждет? Несколько раз  на глаза ее наворачивались слезы,  она украдкой их утирала. Отец ее тоже был  не слишком весел, чтобы не спугнуть счастье дочки.

      Свадьба продолжалась до полуночи. Когда разошлись  гости, и настало время  молодым ложиться спать, Симон  повел  жену в спальню. У дверей он взял Стефанию на руки и переступил  порог   опочивальни.
       Оставшись вдвоем, Симон  обнял и поцеловал ее:
       - Теперь мы  муж и жена,  просто не верится! Еще совсем недавно мы не знали друг друга... Но почему  ты  такая грустная?  Наверное, устала за день? - заботливо спросил он.
       -  Да,...очень, – ответила она, и это не было неправдой. Напряженное  состояние  девушки  за день  требовало  отдыха и расслабления.

       -  Тогда будем  отдыхать, у нас еще много дней впереди, - и он стал раздеваться, посматривая на нее.
       - Тебе помочь раздеться? – предложил он.
       - Нет, я сама  справлюсь.         
       Он лег, а она все не решалась раздеваться. Наконец, она медленно стала  снимать с себя свадебное убранство, аккуратно укладывая его на стул. Оставшись в нижнем белье, она приподняла край одеяла и осторожно легла рядом с мужем.  Он,  повернувшись к ней, нежно поцеловал и пожелал спокойной ночи. Затем,  приподнявшись, задул свечи. Усталость  и напряжение дали себя знать и ему, и  вскоре  молодые  уснули.


                продолжение http://proza.ru/2015/10/04/1332