Увидеть сон как явь

Виктор Притула
Бернар Вербер. «Шестой сон». М. РИПОЛ классик. 2016 г.

Сначала довольно длинная цитата из «Гамлета».
«…Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка».
А теперь о причине этого цитирования.
Знаменитый французский «сказочник для взрослых», который на протяжении четверти века будоражит мировую читательскую аудиторию своими парадоксально научно-популярными, философскими волшебно-сказочными романами со слегка детективным вкусовым букетом, выдал читающей аудитории новый роман о снах.
Итак, Бернар Вербер и его новейший роман «Шестой сон».
Российский читатель знаком практически со всеми книгами Вербера, которые на правах эксклюзива издает в нашей стране «РИПОЛ классик», поэтому в особых представлениях автор более чем двадцати «сказочных романов» о муравьях, ангелах, танатонавтах и прочих путешествиях в загробные, далекие и не очень миры не нуждается.
Читатель вправе спросить: почему я называю творчество Вербера «сказками для взрослых».
Все дело в том, что Вербер писатель весьма определенного жанра. У французов, кстати, таких «сказочников 18+» хватало во все времена, начиная с Рабле и через Шарля Перро к Дюма-пэру, а далее везде… Вплоть до Вербера. Его романы не научная фантастика, хотя автор весьма сведущ в различных отраслях научных знаний. И не утопия, хотя философские мотивы утопических романов прослеживаются у него повсюду. И уж никак не фэнтези со всякого рода альтернативными историческими дырами.
В то же время к магическим реалистам  его тоже не причислишь.
Вот скажем балканский маг Милорад Павич - один из главнейших «ловцов снов». Но у него сны выполняют совсем иную функцию. Павич как-то выступая в Москве рассказал нам, что его романы ему снятся. Поэтому он всюду держит бумагу и карандаши, чтобы трансформировать свои сны в слова.
Вербер сконструировал свой роман «Шестой сон» по классическим канонам самых разных литературных жанров, не чураясь злободневной публицистики.
В «Шестом сне» полно литературных аллюзий. От жюльверновских детей капитана Гранта с поисками пропавшей родительницы до Жюстины маркиза де Сада с поверженной добродетелью современных «торчков».  Сюжетные линии Буссенара переплетаются с пиратами Луи Жаколио в декорациях современной Малайзии, где не может найти покоя таинственное племя сновидцев.
Впрочем пересказывать перипетии главного героя этого волшебно-сказочного романа Жака Кляйна - занятие сколь бессмысленное, столь и безнадежное.
Вербер - сказочник весьма искушенный. Сюжетную линию можно и выстроить, поскольку в отличие от Павича проза Вербера безупречно линейная. А вот суть?
Наберусь наглости уложить суть романа Вербера в несколько знаменитых строчек Беранже:
«Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!»
Наш мир зыбок и тревожен. И Вербер прекрасно понимает, что технологический прорыв не избавил планету от  целого букета  фобий из сосуда Пандоры. А поиски дороги к храму зачастую ведут нас в тупики.
Так о чем сказка?
Спящая красавица - сюжет изъезженный. А вот «шестой сон», точнее шестая его фаза – это что-то неведомое. А оно всегда манит.
Как и не прочитанный вами (пока!!!) роман Бернара Вербера «Шестой сон».