Цветочная история в стихах и в прозе

Валентина Яроцкая
       Цветочная история в украинских стихах и в русской прозе,
                написанная в 2014 году...

 Этот  цветок покорил  моё  сердце  давным-давно, а после  ухода из  жизни    мамы и отца   стал для  меня  самым  дорогим   из всех  цветов. В условиях Крайнего Севера,  где я живу,  стараюсь  каждый год  на клумбе  и  на окне вырастить бархатцы,  или   чорнобривцы,  как ласково  зовут эти цветы  на Украине.  Чернобровые красавчики,  яркие,  полыхающие   на  земле    всё лето оранжевыми и жёлтыми  кострами,  стали для  меня  частью   семейной  истории, источником   радости и печали,  источником вдохновения…  Пишу  эти заметки   в день памяти отца,  вспоминаю  солнечный и щедрый  украинский край,  опалённый нынче  войной… 
         Отец  ушёл из жизни  в преклонном возрасте,   вскоре после своего восьмидесятилетнего юбилея.  Было это  на Полтавщине,  восемь лет назад, в ночь с  30-го на 31  мая.  Три года  прожил отец после смерти  мамы один. Сёстры навещали его часто, старшая  сестра прибегала даже  несколько раз в день,  вечером  30-го  мая   видела  его живым последний раз. Отец, как  будто  чувствовал  что-то, вечером  побрился, помылся,   словно приготовился  к  важной встрече.  Утром   сестра  нашла папу лежащим на  его диванчике, с газетой в руках, с очками на носу… И  уже холодного… Тихая,  благообразная смерть. Уснул  с газетой и больше не проснулся.  Остались на земле вокруг  дома   зелёные росточки  бархатцев… Было только начало лета,  расцвести они   ещё  не успели… Пышным,  буйным  цветом  расцвели   летом,  как будто  бы в память  о  хозяине и о  хозяйке  – о той, которую он любил всю жизнь  и о которой  так  тосковал до слёз  все три года разлуки  после её смерти…
       Я родилась в России  и  живу в России,  но выросла  на украинской земле,  на Полтавщине, в самом сердце Украины, потому    детство  моё  прошло    под звуки   известной народной  песни  «Чорнобрывцы», которую так проникновенно и  сердечно пел раньше  Дмитрий Гнатюк, а теперь подхватили певцы   разных поколений и  разных музыкальных направлений.  Песню эту  в   нашей  семье  любили  все: и   украинец-папа, родом с Полтавщины, и  русская-мама,    родом  с  Русского Севера,  из  вологодской глубинки,  и   я, и мои  сёстры, и все наши  родные и друзья. Украинская народная  песня была выражением такой  беспредельной  сыновней и дочерней любви, от которой на глаза  обязательно наворачивались  слёзы. У  старого и малого щемило сердце,  когда    звучали  слова  этой  удивительно красивой   и светлой песни…

Чорнобривців насіяла мати
У моїм світанковім краю,
Та й навчила веснянки співати
Про квітучу надію свою.

Приспів:
Як на ті чорнобривці погляну –
Бачу матір стареньку,
Бачу руки твої, моя мамо,
Твою ласку я чую, рідненька.

Я розлуки та й зустрічі знаю:
Бачив я у чужій стороні
Чорнобривці із рідного краю,
Що насіяла ти навесні.

Приспів.

Прилітають до нашого поля
Із далеких країв журавлі,
Розквітають і квіти і доля
На моїй українській землі.

    Когда я слышу  теперь последние строчки этой песни,  душа  разрывается от  боли. Ведь на Украине  после  распада   общего нашего государства,  после майдана, после рокового  отчуждения Украины от России  далеко  не у всех расцветают и  цветы, и судьба-доля, как поётся в песне. Но  были светлые времена  моего детства и юности,  и  я    видела  над собой  в голубом  украинском небе  летящих  вдаль журавлей и видела  землю,  щедро   украшенную цветами…   И  каждое лето в отпуске торопилась со своего родного севера в тот край,  где  осталась  половина  моей души, потому что там  жили мама, папа,  сёстры,   одноклассники,  однокурсники…  А потом пришёл 2005 год.  В  августе не стало мамы.  И   чернобривцы, которые так любила мама,   доцвели до самой  глубокой  осени уже без неё. Когда я приехала на следующее лето в родительский  дом,  я поразилась  обилию  чернобривцев,  заполонивших усадьбу…  И на  меня нахлынули     стихотворные строчки…  На  языке отца,  на « мові», которая  была всегда  моим вторым крылом…

Чорнобривцi посiянi татом,
Бо матуся лежить у землi.
I безрадiсно тягнуться в хатi
Самотинням скалiченi днi.

Над стежиною у садочку
Знову бджоли дзвiнко гудуть,
Щось майструє собi вiн мовчки:
Справ багато, якi не ждуть.

То ж встає вiн поратись зранку,
Як бувало колись у селi.
I пригадує враз близ ганку,
Що душi частина – в землi.

Господиня його не чує –
То ж для чого тепер слова?..
I вiн плаче й тихо сумує,
Що мовчав, як була жива…
                2006

        Через три года  снова пришла  беда  в тихий уголок   на зелёной  улице… В начале лета  ушёл  из  жизни и отец,  успев  перед этим  снова засадить  усадьбу цветами –  родными и дорогими  сердцу  чернобривцами…
Чорнобривці ростуть у садочку –
Так любила ті квіти мама!
Сіяв тато зелені рядочки –
Поливають доньки сльозами.

Чорнобривці не встигли розквітнуть!
А бутонів уже багато!..
На поріг завітало літо –
Та господар покинув хату…

Чорнобривці зійшли так рясно,
Тільки й горе зійшло рядками:
Батько ліг у землю невчасно…
Доньки плачуть: ні тата, ні мами…
                2008


        Остались на  родной земле  любимые   мои бархатцы, остались памятью и болью, дорогим  воспоминанием… Сын  через год  поехал в отпуск на Украину и привёз мне от сестричек  маленький  букетик,  который  они собрали  из последнего  посева,  сделанного папой  накануне ухода…
Приїхав син з відпустки з України,
Гостинців від сестричок він привіз:
Мед, чорнобривці…Бачиш, рідний сину,
Що не ховаю я пекучих сліз…

Ті чорнобривці… Дідуся немає,
Та встиг він висіяти квіти навесні.
І той букетик серце горем крає…
Що батько з ним передає мені?

Привіт? Прощання? Хоче нагадати,
Що непомірної вини несу тягар?
Що я любов не вміла цінувати?
І що вона – найбільший Бога дар?

Так чорнобривці буйно квітували,
Аж до осінньої холодної пори
Від сонечка проміння нам збирали,
Голівки лагідно тягнули догори…

Не пригорнутись вже мені до мами
І батька не обняти, як колись…
І плаче серце, плаче до безтями:
Куди не гляну – чорнобривці скрізь…
                2009

     Каждый год теперь  возле опустевшего родительского дома  расцветают  эти  цветы –  для  меня это символ  беспредельной материнской и отцовской  любви, символ  любви  сыновней и дочерней,  символ  нашей русско-украинской семьи, символ  надежды на  возрождение  родной Украины  из   болота   русофобии,  из  ненавистнической  идеологии  национализма. 
      
                Сестрі

Чорнобривці в  мене на  вікні -
Ціле  літечко  тривожать пам*ять...
Не закрив  яскравий  кущик - ні! -
Біль  про  рідних, що давно не з нами...

Мама   й тато кинули  життя...
Як  вони любили сад  і  квіти!
Адже  та  краса  брудне  сміття
З душ  людських  змітає  непомітно...

В мене - кущик на  вікні... А  в  тебе
У  квітках -  вся  батьківська земля!
Посміхаються сусіди: "Треба
Помідори б  та  картоплю... Глянь!"

"В  неї глузду,  мабуть,  вже немає,
Засадила  квітами горОд!"
"Ціле літо біля них  зітхає...
Навіжена... От  чудний народ..."

Я  тебе,  сестричко,  розумію:
Чорнобривці ті  лікують душу -
В них  ти  свої   сиві  коси миєш
І  в очах росу на сонці  сушиш...

Буде  килим до  зими  цвісти -
Вогником  живим  палахкотіти...
Чорнобривці викохала ти -
Квітами хотіла  біль спинити.
               2009

        И я  хочу  сегодня  тоже «спинити біль»   воспоминаниями  об этих  чудесних цветах… Сейчас у  меня,  в Заполярье,  наше  холодное северное лето.  Бархатцы-чернобривчики   мёрзнут от холода  на  клумбе и никак не  идут в рост, до цветения  им ещё  очень далеко,  но они обязательно потом  всё-таки расцветут и порадуют  меня  своими  живыми огоньками… И я очень благодарна  Олечке,  старшей  моей сестре,  что  и там, на Украине,  дом родительский снова   будет  окружён    любимыми   папиными и мамиными  цветами…
Сестрi

Якби ж то мама з татом піднялись
й змогли до рідної оселі завітати,
раділи  б як,  що квіти, квіти скрізь
спиняють біль пустої  хати…

Щолітку царство  квітів в тебе є,
сестричко люба, пташко клопітлива,
а біля них і серденько твоє,
і виростаюсь не троянди – крила!

Так лагідно, так гарно на душі,
коли земля батьків квітує знову…
Моя голубко,  то ж твої вірші:
в  квітках-красунях – красномовність слова!

Твої яскраві зоряні рядки,
що  на землі написані квітками,
не будуть перевершені ніким,
бо  пишуться для  батька і для мами…
                2013

     Есть в этой  семейной «чернобровной истории» не только память об ушедших родителях, но   и надежды на то,  что пришедшие  после нас внуки и правнуки  тоже  будут   любить  эти  цветы,  объединяющие  украинские и русские земли в одно нерасторжимое братство.  Наверное,  точкой  в этой  истории будет мой   стихотворный наказ   сыновьям,   выросшим в России, и  крестнику,  выросшему в Украине, – наказ,  чтобы  жалели  и людей, и цветы,  берегли  красоту  земли от  раздоров и войн… На двух языках  с одинаковой болью   пишу  я  эти строки…
Чорнобривці зажурились на  вікні,
через шибки  сумно визирають:
на квітник би  перебратись  – ні,
літечка нема в північнім краї.

Кожний день злий вітрюган, дощі,
сонечко сховалось, холоднеча…
Порятунок  би  знайти   мерщій,
щоб не  мерзли пуп’янки-малеча.

Так потрібні сонця промінці
чорнобривцям, а  ще більше – людям
в тій землі, з якої квіти ці,
в  тій землі, якої не забуду…

В  Україні йде страшна війна,
хтось  і зараз там шепоче: «Жити…»
Я своїм наказую синам,
щоб жаліли  і людей, і квіти…
               2014


Приуныли  чернобривцы на окне,
через стёкла  смотрят грустным взглядом:
перебраться б им на клумбу  – нет,
с летом северным  никак не сладят.

Каждый день  и  ветер,  и  дожди,
солнце прячется  и до, и после…
Как цветам спасение найти,
чтоб бутоны-малыши не  мёрзли?

Солнца б им привет, чтоб  не остыть,
но  нужнее  тёплый  лучик   людям  –
там, откуда  родом  те  цветы,
в  той земле, которой не забуду…

В  Украине  вспыхнула  война,
и сейчас там кто-то шепчет: «Выжить…»
Сыновьям наказ я дать  должна,
чтоб жалели и цветы,  и  ближних…

    Нет, пусть точки в этой истории не будет. Пусть  продолжается жизнь, растут  внуки и правнуки, пусть  цветут  Россия и Украина, пусть  любят друг друга  наши народы,  между которыми вбивают   клин те  политики и  корыстолюбивые дельцы,   что   умеют  продать и душу, и  родину… 
     В память о любви  между россиянкой и украинцем  пусть  цветут  на клумбе и на окошке  мои  дорогие    чернобровые  цветочки.  На языке  цветов  бархатцы-чернобривцы означают верность – это очень ярко  подтвердила история  моих  родителей,  создавших    семью,  где   с одинаковым уважением относились и относятся к традициям  украинского и  русского народа.  И я думаю,  что таких историй любви  украинца и россиянки можно было  бы рассказать немало.

На фото: чернобровые цветы Украины.