Миф о греховности танца - кому это выгодно?

Светлана Широкова
...Согласно учениям любых религиозных конфессий, Всевышний сотворил человека по своему образу и подобию и наделил способностью слышать.
Почему же случилось так, что религиозные догмы говорят о "греховности" в танцах? Кому и зачем это выгодно? - ведь любому образованному человеку, мало-мальски знакомому с образом жизни танцовщика, ясно, что танец, как и любой вид серьёзного искусства - это достаточно тяжёлый, зачастую изнурительный труд, определённого рода аскеза длиною в жизнь!
И тем не менее, в определённых слоях общества отношение к танцам, вокалу и другим видам искусств если не скептическое, то снисходительное: "лучше бы занялась чем-нибудь серьёзным..." - так и проступает чуть ли не презрение, а многие "духовные наставники" напрямую трубят о том, что танец, особенно восточные, зумба, хула и другая "экзотика" - особенно вреден для женской души, яко зело греховный.
...Я же докапучка... :)))) и занялась изучением этого вопроса вплотную.

Религиозные доктрины разных культур были мне интересны с точки зрения и духовного поиска, и расширения кругозора, поэтому я достаточно много времени посвятила их изучению. И нашла много интереснейших материалов!

Итак! Экскурс в историю.

В России танцевальная  культура начинает бурно развиваться в эпоху петровских времен.
Бал, появившийся в России в начале XVIII века как элемент западноевропейской культуры, искусственно привитый на русской почве, вступил в противоречие с традиционной культурой нашей страны и нарушил некоторые основы ее общественной жизни.
Прежде всего, благодаря преобразованию Петра I был отменен ранее соблюдавшейся запрет на танцы, в рамках светского общения.

...Конечно, несправедливо было бы утверждать, что допетровская Русь не была знакома с танцевальным творчеством: развивались формы народного танца, при дворе русских царей можно было встретить заезжих иностранных танцоров и местных скоморохов, но цари и их окружение выступали в роли зрителей и редко сами принимали участие в подобных забавах. Во многом это объяснялось позицией аскетически – монашеского православия с его резко отрицательным отношением к играм, танцам и другим формам развлечений.
Христианская религия с ее догматом «греховности плоти» публично произносила анафему танцу. Недаром представление о собраниях темных сил непременно включали в себя танцевальный элемент. Танец приобрел демонологическое значение, стал восприниматься как дьявольское орудие обольщения.

Вот из какой глубины "растут ноги" негативного отношения к танцу, к любому творческому самовыражению человека: танцы отвлекают христианина-раба от служения! Они делают его совершеннее, свободнее, красивее, радостнее - в общем, наделяют качествами, которые наша покаянная христианская религия, в общем-то, не приветствует. Умерщвление плоти любыми способами в пользу развития духовности - вот задача церковных служителей...

Хотя Возрождение несколько смягчило отношение к танцу, а некоторые его представители, как Фра Анжелико и Данте, даже отнесли его к божественной области, изображая хороводы ангелов (развитие этой темы приведет к появлению идеи танцующего Бога!), полной реабилитации танца не произошло.

В России аскетические догмы о греховности танца еще глубже проникли в общественное сознание. В допетровской Руси представители привилегированных сословий смотрели на танец как на дело позорное, бесовское и недостойное порядочного человека. Характеризуя жизнь столичного боярства XVII века, летописцы отмечали: «они не любят пляски и думают, что она унизительна для их важности». Так же красноречиво изречение преподобного Нифона о том, что «плясания, плескания собирают около себя студные бесы. А кто любит всласть гусли и пение, плескание, плясания, тот чтит темного беса». Особенно строгие запреты на развлечения касались женского пола.

Общественные собрания с привлечением лиц обоих полов – Ассамблеи - Петр I начал устраивать в самом начале XVIII. Мысль об устройстве собраний с танцами зародилась у Петра I после его возвращения из Франции и Голландии: слишком сильное впечатление произвело на него подобное времяпровождение.

Появление ассамблей повлияло на разрушение и других традиций русского общества. Так, одним из главных нововведений было высвобождение женщины из плена запретов, наложенных «теремной культурой».
Женщина на петровских ассамблеях приобретает статус «царицы бала».

...Посещение ассамблей было обязательным для представителей разных социальных слоев. Идея Петра заключалось не в желании заменить традиционную русскую культуру новой – европейской, а в стремлении синтезировать обе культурные традиции.
Подобный синтез мы наблюдаем и на петровских ассамблеях: поклоняясь всему новому, здесь не забывали и о традиции.

...Так, одним из "пережитков старины" было исполнение русских народных танцев на светских собраниях. Причем подобные танцы не только не запрещались, а, наоборот поощрялись императором.
Очень любила русскую пляску Анна Иоанновна, и без этого не обходилось ни одно танцевальное собрание. Для исполнения русских танцев на придворные балы часто приглашались гвардейские унтер-офицеры с женами, им помогали и придворные кавалеры. «Женщины ходили павами, плыли лебедем; мужчины кружились, вертелись и кончали бешенным трепаком.»

Шведский ученый Карл Рейнхольд Берк в «Путевых заметках о России» восхищался простыми крестьянскими русскими танцами, которые приближенные и даже лица царской фамилии исполняли на балах «показывая тем самым, что ценят не одно только иностранное».
 Мода на «русский стиль» не ограничилась императорским двором и вскоре проникла даже в провинцию: там, на дворянских балах, нередко можно было заметить, как элементы отечественной культуры брали вверх над европейской – торжественный менуэт уступал место русской пляске...
И несмотря на смену множества поколений - дремучие христианские догмы остались вбиты где-то в подсознании нашего народа - что танец (как и любое несущее радость и восторг действо) не может быть чем-то серьёзным и приличным...


А что же Ислам?
Отношение к музыке и танцу в Исламе - это спорный вопрос.
Высказывания пророка Мухаммеда (Мир Ему!)  относительно этих видов искусства довольно противоречивы, что обеспечивает аргументами обе стороны этого богословского спора. Некоторые утверждают, что пророк Мухаммед пообещал, что Аллах превратит музыкантов в «обезьян и свиней». Однако в особых случаях даже сам Пророк позволял себе послушать музыку.
Эти противоречия привели к возникновению среди мусульман споров по поводу статуса музыки и танца. В этом вопросе всех мусульман можно разделить на группы по принципу принадлежности к той или иной секте.
Фанатичные салафиты и ваххабиты считают музыку и танцы «харамом» или чем-то запрещенным, тогда как умеренные мусульмане употребляют по отношению к ним слово «халяль».
Мистики-суфиты являются самыми убежденными танцорами во всем мусульманском мире, исполняя кружение и другие вводящие в транс движения, чтобы стать ближе к Аллаху.
 Существует еще одна классификация – по принципу классовой принадлежности. Так сложилось исторически, что городская элита воздерживалась от танцев, считая их непристойным и недостойным их занятием. Жители мусульманских деревень, которые составляют большинство верующих мусульман, владеют богатыми танцевальными традициями.
 
Еще 30 лет назад танцы на мусульманских свадьбах в сельских районах по всему миру были в порядке вещей. В Афганистане пуштунские мужчины традиционно вставали в круг, чтобы исполнить танец аттан. Кроме того традиционными являются также и военные танцы. Жители деревень Йемена, умело владеющие палками, исполняют шабвани, а мужчины из Объединенных Арабских Эмиратов обхватывают друг друга за талию, имитируя схватку в танце разфа. В мусульманском мире существуют также исключительно женские танцы, такие как запоминающийся мурадах, традиционный для Катара, Бахрейна и Саудовской Аравии, а также парные танцы, такие как неторопливый шарх, который танцуют в Йемене.
 
Борьба с танцами началась в 1980-х годах, когда элита Саудовской Аравии принялась агрессивно навязывать ваххабизм. Инвесторы из Саудовской Аравии заключили контракты с известными египетскими танцорами танца живота, заплатив им за то, чтобы те читали Коран вместо того, чтобы крутить бедрами перед телекамерами.

(Танец живота является доисламской формой искусства, которая сохранилась в более светских мусульманских государствах, таких как Египет и Турция.) Талибы запретили танцы на свадьбах, хотя, по мнению некоторых обозревателей, этот шаг имеет отношение скорее к желанию навязать традиции своего племени, чем к борьбе с танцами как таковыми.
 
В то время как умеренные мусульмане в целом ничего не имеют против танцев и музыки как таковых, большая часть правоверных мусульман считают вызывающие непристойные мысли движения, пикантные слова песен и совместные танцы неженатых мужчин и женщин «харамом», потому что все это может спровоцировать немусульманское поведение. Эта точка зрения во многом перекликается с антитанцевальными настроениями, характерными для американских христиан на разных этапах истории США. В 17 веке протестантский священник Коттон Матер (Cotton Mather) написал, что танцы - это творение дьявола, и предупредил о том, что «христианине не должны посещать балы». В начале 20 века появилось новое поколение памфлетистов, выступавших против танцев. Точно так же как сегодняшние саудовские фанатики обвиняют доисламские культуры в возникновении танца живота, Бидервольф утверждал, что «взаимодействие полов в танце зародилось в Греции в среде развращенных мужчин и женщин свободного и сомнительного поведения».

И наконец,  Греция и Индия! Две великие цивилизации, которые не принизили естество человека, а посредством него раскрывали в человеке прекрасное и возвышенное!
Греки создали в древности великую цивилизацию, в которой культу тела придавалось особое значение. Пришедшее христианство, за ним Ислам, - объявили плоть грешной, театр — воплощением язычества, создание скульптур — идолопоклонством. Так выдающиеся достижения прошлого изживались, запрещались и стирались из памяти потомков.


И тут я позволю себе обратиться к трудам Ивана Ефремова. Ефремов был не только писателем, создававшим книги о далёком прошлом и будущем, но и учёным-палеонтологом.
Древнее искусство, считает Ефремов, бессознательно удерживало в веках духовные ценности «золотого века». В нем запечатлелось глубокое чувство слитности древнего человека своим родом и племенем, со всепроникавшей его бытие природой. В древнем мире Ефремов особенно ценит крито-микенскую культуру, вдохновленную трудовым взаимодействием человека с природой проникнутую поэтичными мифами, изысканным культом женской красоты, поразительно не замутненную милитаристскими и угнетательскими мотивами.

Эллин той эпохи, писал Ефремов, «не мог представить себе жизни без любования — долгого и многократного — предметами искусства и созерцания прекрасных построек… Еще большее значение имело для эллина созерцание человеческой красоты в живых людях, а не только в статуях, картинах и фресках. Очень много времени они посвящали своим атлетам, гетерам, танцовщицам. Значение художников, как воплотителей красоты и их живых моделей, было огромно и не имело аналогий в последующих временах и странах, за исключением Индии в первом тысячелетии нашей эры».
Совместное ритмическое пение, верчение в древности считали магией для овладения людьми, так же как военные маршировки и совместную гимнастику у йогов. Тантрические «красные оргии»в буддийских монастырях, мистерии в честь богов любви и плодородия в храмах Эллады, Финикии и Рима, танцы живота в Египте и Северной Африке, «чарующие» пляски Индии, Индонезии и Полинезии в прежние времена оказывали на мужчин не столько эротическое, сколько гипнотическое воздействие. Лишь много позднее психологи разобрались в сочетании зрительных ассоциаций — ведущего чувства человека в его ощущении красоты, прочно спаянного с эротикой, сотнями тысячелетий природной селекции наиболее совершенного. Гибкость и музыкальность женского тела недаром издревле сравнивалась с пляской змей.
...В общем, в примитивных обществах мужчины опасались женщин с развитым интеллектом, их умения использовать оружие своего пола. Первобытный страх заставлял мужчин придумывать для них особые ограничения. Чтобы оградить себя от «ведьминых» свойств, женщину держали на низком уровне умственного развития, изнуряли тяжелой работой, приписывали изначальную греховность и всячески остерегали...
Насколько же огромная разница в подходе к красоте и Танцу "передовых" религиозных доктрин и древних Учений Эллады и Индии!
Индия вознесла танец на уровень Божественной Эманации. И исполнительское искусство Индии пронесло тонкости и традиции совершенного танцевального искусства через века!
Согласно индийской традииции танец - творение божественного. По легенде,  однажды богу небес Индре и его друзьям богам стало скучно и они начали просить бога Брахму, Создателя,найти им такое занятие, которое может быть увидено и услышано. 
Брахма вдохновил мудреца Бхарату на создание "Натья Шастры", священного труда, посвященного танцу и музыке. При осмыслении танцев Бхарата осознал, что грациозный танец ласья (женственный) в отличие от "тандава" может быть исполнен только женщинами.
 Он сказал Брамхе о своей проблеме и тот сотворил апсар, первых женщин-танцовщиц для развлечения богов. Поэты сочинили множество гимнов, воспевающих красоту апсар и то, как они радовали богов своими танцами под аккомпанемент музыки гандхарвов, мифических божественных певцов.
 Первыми реципиентами этот искусства были девадаси,храмовые танцовщицы. С течением веков их танцы, посвященные богам, стали неотъемлемой частью храмового богослужения. Институт девадаси доминировал во всей Индии. Так разивались стили бхарата-натьям и кучипуди.

C приходом Ислама инcтитут девадаси в Северной Индии распался, но он продолжал процветать на юге страны. Для монгольских правителей танец был важным придворным развлечением и они привозили в Индию из Персии танцовщиц, известных как домни, лолони, хорокени и хентсини, у которых был особый танцевальный стиль. Взаимодействие между персидским и традиционным индуистским стилем привело к замечательному слиянию. Новый вид танца стал известен как катхак.
Благодаря королевскому патронажу катхак стал считаться утонченным видом развлечения.
 Танцовщицам высоко класса Акбар присваивал звание канчани(золотая). Позднее известные танцовщицы и певцы стали оказывать заметное влияние на двор. Джахандар Шах женился на знаменитой танцовщице Лал Кумвар и сделал ее королевой, дав ей титул Имтиаз Махал (Избранница двора). Она приобрела известность как "Танцующая императрица" Индии!

 ...После упадка империи Моголов дели утратил свою былую славу и в центре внимания оказался Лакнау, где нашли приют ведущие танцовщицы, владевшие богатыми знаниями культуры, искуссства и высшего света , ои занимали в обществе респектабельное положение. Ваджи Али Кхан, последний наваб Авадха , правление которого помнят как Золотой Век Танца и Музыки, даже учредил институт под названием Парикхана (дом фей), где обучали музыке и танцам молоденьких девушек.
Между тем институт девадаси продолжал существовать на юге Индии, однако после прихода в упадок королевств и постепенного обнищания храмов девадаси были вынуждены искать покровительств индийских принцев и богатых землевладельцев.

Институт танцовщиц доминировал до конца 19-ого века, после чего начался его упадок вследствие кампании, развернутой против них миссионерами и получившими образование на Западе индийдийскими реформаторами. Эта моральная цензура нанесла смертельный удар по традиционному индийскому искусству танца, бережно сохранявшемуся на протяжении веков этими женщинами-исполнительцами.
Тем не менее в 20-м веке классический индийский танец стал возрождаться благодаря великим танцовщикам из разных стран и Индии. Великие мастера и гуру танца, дожившие до этого времени, вновь оказались в центре внимания, их повсюду приветствовали и они начали учить своему искусству молоденьких девушек. Период после обретения независимости Индией стал периодом ренессанса.

 
...Вывод может быть таков: миф о греховности танца, как и о греховности человеческой сущности - это чистейшей воды манипуляция религиозных догматиков массовым сознанием, средство психологического воздействия с целью контроля поведения человеческих масс: сужения всех помыслов и поступков до примитивного сосредоточия на религиозном догмате.
Получается это у всех религий достаточно неважно - как танцевали, танцуют, так и будут танцевать, не взирая ни на какие запреты.
...Человеческая душа, Сущность, созданная по подобию Всевышнего - не может иметь ограничений в совершенствовании и восхождении, и её  физическая оболочка, сиречь тело -  может вполне служить великолепным инструментом для этого. Труд танцора - это огромный труд - и физический, и внутренний, психологический.

Танец способствовал развитию человеческой души и человеческой расы во все времена, - именно этого так боятся хитрые "моралисты", которым выгодно принизить важнейшую роль этого вида Искусства.
Золотой Век Танца и Музыки, к сожалению, позади. Но мы всегда можем воссоздать его - в своей душе, в сердцах наших зрителей, в простом серо-будничном дне, который волшебным образом может преобразиться.
...И тогда дремучие атавизмы "греховности танца" отпадут сами собой, как хвост Шарикова!