Угасание поэта. Письмо на смерть Есенина

Сергей Минутин
Угасание поэта. Письмо на смерть Есенина.
У русского народа в крови каждый раз на стыке веков задавать себе баню и смывать грязь прошлого с надорванного, очередным уходящим подвигом, тела. Больно терзать себя жёсткой мочалкой, мыло щипит глаза, от пены закладывает уши. И вот, вроде отмылись. Так нет, к концу века опять все в грязи, забыв как тёрли, и как щипало.

В 2000 году в газете «Аргументы и Факты» № 26 была опубликована большая статья В. Астафьева «Честные люди живут отстранённо». В статье есть такие строки: «Юбилей Есенина даже не замечается. Если вы будите в Барнауле, в Челябинске, зайдите в библиотеку и у студентов спросите, кто такой Есенин. Вам не только скажут, но начнут ещё и стихи читать с ходу…», но власть юбилей Есенина не замечает. Прошёл 2015 год, очередной юбилей и, всё повторилось. Почему?

Судьба Есенина очень неудобна всем. Власти, так как именно она в России создаёт большинству творческих людей такие условия, что лучше в петлю, в омут, пулю в висок, за границу уехать, чем с ней соседствовать, а ещё паче сотрудничать. Власть это делает намеренно, исходя из понимания того, что личность, если она являет собой «национальное достояние» сильнее государства, значит в состоянии умалить «направляющую и руководящую» роль безликого чиновничества. Следовательно, нет «национального достояния» - нет и проблем.
Судьба Есенина неудобна и народу, так как из него власть постоянно лепит такую же безликую общину без всяких отклонений от «линии партии» власти. Следовательно, любое «национальное достояние» со своими мыслями, идеями сразу становится изгоем в таком обществе, ибо обществу страшно. Общество, особенно то, которое соседствует с национальным достоянием, начинает его ненавидеть за то, что это «достояние» живёт не так как они все.

 Со стороны это похоже на игру, смыслом которой является показательный пример победы над национальным достоянием. Играющих двое. В нашем случае, одной стороной был Сергей Есенин, другой все остальные. Эти остальные в краткосрочной перспективе всегда побеждают, потому что их больше и они едины. Едины и в грязи и в бане с мочалкой в руках. Сами грешат, сами себе и грехи отпускают. Но что это большинство собой венчает? Только величие и трагедию национального достояния.

Сергей Есенин классический пример величия и угасания национального достояния от столкновения с реальной действительностью российского государства и общества. В чём исток трагедии?

В мировой литературе есть термин «простодушный», обозначающий борцов за идеалы. Эти «простодушные» становятся невыносимы, если начинают разбалтывать «задушевные» мысли целых кланов освещая ими своих литературных героев. Есенин как поэт велик и гениален, он видел и показывал мысли старого уходящего клана и приходящего нового. Они вполне уравновешивали друг друга, как «красный террор» и «белый террор». В смутные времена это простодушие ему простили. Но он не справился со своими мыслями, попав в перекрестие двух эпох. Его великое простодушие разбилось о перекрестие старых и новых мыслей.
Энтузиазм великой цели, великой и новой мысли  «коммунизм во всём мире» не мог обойти стороной молодого Есенина, активного участника общественной жизни. Цель действительно была велика, но были ли у есенинского окружения такие же высокие помыслы? Зато силы и энтузиазм у этого окружения были огромные. С этими силами он и не справился.

Есенин попал в перекрестие вечной российской проблемы, суть которой заключается в постановке и реализации общественной задачи. Российская власть никогда не реагирует на чаяния народа, на те задачи, которые народ ей ставит. Зато, сама власть постоянно озадачивает народ. А так как борьба за власть и смена власти в России всегда проходит по революционному варианту, то очередная группа придя к власти ставит перед народом огромные, часто непосильные для нормального общества задачи. Российское общество – это особенное общество, оно всегда в нищете, в однообразном труде, отравленное алкоголем, поэтому не  имеет возможность размышлять над этой бедой.
Другое дело поэт, ставший  национальным достоянием. Он становится бичом власти. Он несчастен, так как видит глупость поставленных задач и либо начинает «жить отстранённо», либо начинает их саботировать своим крылатым словом.

Есенин очень быстро понял всю абсурдность и гибельность для крестьян поставленных новой властью задач. Понял потому, что крестьянская среда была средой его рождения. В стихах он пытался пробудить у «пролетарской власти» гуманизм к деревне, но поняв что это бесполезно, вообще перестал работать на реализацию каких либо задач новой власти. Он со всей очевидностью узрел, что и  раньше было плохо, а стало ещё хуже. А так как, национальное достояние в собственном лице и власть в обезличенных лицах, величины одинаковые на весах истории, то недовольство с обеих сторон достигло максимума и Есенин ушёл из жизни, чтобы остаться самим собой. Могло ли быть иначе?
Вряд ли. Это обезличенная власть, чиновник может опускаться всё ниже и ниже, ему нечего терять, так как он почти всегда бездуховен, иные Россией не правят. Хотя это и парадокс. Что же касается Есенина, то цинизм мыслей, чувств, манер и выражений, особенно внешних, достиг в нём предела разрушающего душу.

От крестьянского труда он был оторван, о труде пролетарском понятия не имел. Освобождение за счёт своей гениальности от трудной и ежедневной работы давало ему возможность мечтать. Но мечты должен был кто-то разделять. Есенинские мечты с ним не разделял никто, так как было не до этого. Одни прятались и укрывались, другие искали и грабили. «Паровоз летел вперёд» , но все его остановки были не милы сердцу Есенина. Проще говоря и тем и другим Есенин стал приносить отрицательную пользу. Конечно, это тоже польза, которая в России даже бывает ценима обеими антогонирующими сторонами сразу,  иначе доносы не писались бы в таких количествах (ново мыслящими на старо мыслящих и наоборот), вот только зачем всё это великому поэту и национальному достоянию. И если бы только это.

Власть по определению должна лишать действия тех, кто её критикует. Но идеальная, мыслящая на перспективы власть не мешает лучшим представителям общества исследовать, размышлять, искать выход из возникающих противоречий. Для думающей стратегически власти это естественно, и главное, дешевле. Зачем же самой напрягаться, если есть другие желающие анализировать и синтезировать даром. Увы, в России, этим другим отказано в подобных занятиях, а сами занятия – опасны. По этой причине столь часты катаклизмы, в которых «отцы» бывают выпороты «детьми». Обычно порка происходит на закате излёте очередной власти. Есенину не повезло, он угодил встык и застал начало новой зарождающейся власти. С одной стороны, на него обрушились новые, неведомые ему ранее силы. С другой, сбившиеся в кучу вокруг него старые нравственные подонки с одним желанием выжить, пристроиться в новых условиях.
Есенин был близок природе, с её эволюционными законами и очень далёк от ВЧК, милиции, пролетарских дружин с их методами воздействия на природу человека. Есенин просто заблудился между старой жизнью с её православным мужиком, барином – консерватором, казённым патриотизмом и новой жизнью, с её пролетариями – атеистами, коммунистами уже перерождающимися в новое барское сословие и казённым интернационализмом. Это была всё та же отрыжка имперской России, что и в 1861 году (отмена крепостного права), только в новых, но не менее подлых лицах с такими же мыслями.

Есенин не выдержал борьбы с этой старо-новой действительностью. Он не стал ни декабристом, ни Онегиным. Он никого не «разбудил», никого не погубил. Он погиб сам. Но остались его стихи и не только в силу их великолепия, но и в силу их магического, почти молитвенного воздействия на целые поколения новых советских людей.

Власть нуждается в «молитвах» для народного пользования, особенно если они отвлекают от её барских затей обворовывания, насилования, взяточничества и т.п. Здесь уместно заметить, что Есенин был настолько чист душой, что даже не пытался обличать пороки «прошлого», как это делал, например, Маяковский. Ему это просто было нужно, душе его.
Судя по творчеству Есенина, не писать он не мог, но став известным поэтом ему пришлось играть соответствующую роль. Когда он читал свои стихи Николаю Второму с супругой – роль ему нравилась. Он «втянулся» в игру, но постепенно исчезли прежние ценители прежних «молитвенных» стихов, а не играть роли, пока она нравится, трудно. Ещё труднее играть роль, когда она совсем не нравится. А ещё одиночество Творца.

Есенинское одиночество наподдаётся описанию. Именно как одиночество великого поэта, национального достояния. Есенин – это крайне редкий случай восхождения из самых низов к вершинам творческой профессии. У большинства поэтов, писателей в роду есть какое-то интеллектуальное наследие. У Есенина только крестьянское. О .Есенине можно сказать словами Герцена: «Без предшественников родятся только богини». В этом контексте Есенин от Богини, родившим его единственным и неповторимым. Хочется сказать: «Уделяйте больше внимания матерям. Вдруг они богини, как есенинская мать».

Есенинское слово удивительное доброе. Оно не мощный призыв на борьбу со «злом», оно скорее тормоз в любой борьбе. Оно именно молитвенное слово.
Когда на страну обрушивается множество несчастий, молитвенные слова нужны как никогда, а их запретили. Запретили молитвы – лишили людей духовной цели. Без цели, высшей цели, честному  человеку жить невозможно. 

Большинство есенинских стихотворений, особенно последних лет его жизни, это попытка восстановить разрушенный в его душе самоконтроль, самоотчёт, самоанализ. Попытка вновь обрести почву под ногами.  Но бездушное и бездуховное, а часто и абсолютно бездарное окружение не позволяло это сделать. Если бы он отказался от своей души, как отказывались многие его современники друг от друга в жерле гражданской войны, он бы, наверное, выжил, и возможно, не плохо бы жил, перенеся недовольство собою на всех прочих.  Стал бы их «палачом» от литературы, которых в России всегда было полно, и которых блестяще описал М.А. Булгаков, собрав всех в траурную процессию, идущую за гробом своего очередного председателя в правильном направлении. Мечты, мечты, в чём ваша сладость….

Есенин не пошёл на компромисс со своей человеческой и крестьянской душой. Он не смог сделать уступки агрессивной политике новой  «пролетарской» власти. С ним случилось худшее, что может произойти с поэтом. Он перестал видеть и интересоваться грядущим. Он застрял в светлом прошлом. Оно его и доконало в стихотворных повторах «кабацкой жизни», сделав до времени глубоким стариком без всяких надежд.

Смерть Есенина – это тот случай, когда великий поэт просто ушёл. Его уход не стал трагедией ни для людей увлечённых революционными деяниями, ни для массы обывателей. Россия выдохнула на смерть поэта и тут  же вдохнула и пошагала дальше….. 
               
Сергей Минутин
29.05. 2016 г.