20 книг, которые важно успеть прочитать

Дмитрий Никитин
Подборка "20 книг, которые важно успеть прочитать" - на мой взгляд, лучшее из прочитанного к настоящему времени. Часть списка - "железобетонная" классика (на случай, если человек не читал совсем уж ничего или забыл со школы), остальное - книги, которые в свое время так или иначе произвели на меня сильное впечатление и повлияли на мое развитие. Слово "успеть" я включил в название списка, поскольку жизнь не так уж и длинна, и на чтение времени остается немного (вообще, всего, что хочется и что стило бы, прочитать никогда не успеешь). После списка включены пояснения по всем 20 книгам, почему они попали в подборку.
Список в хронологическом порядке:

Николай Гоголь - "Мертвые души" (1842)
Иван Тургенев - "Рудин" (1856)
Иван Гончаров - "Обломов" (1859)
Иван Тургенев - "Отцы и дети" (1862)
Федор Достоевский - "Записки из подполья" (1864)
Дмитрий Писарев - "Пушкин и Белинский" (1865)
Братья Гонкур - "Жермини Ласерте" (1865)
Федор Достоевский - "Преступление и наказание" (1866)
Эмиль Золя - "Тереза Ракен" (1867)
Владимир Короленко - "Слепой музыкант" (1886)
Лев Толстой - "Воскресение" (1899)
Михаил Арцыбашев - "Подпрапорщик Гололобов" (1902)
Джозеф Конрад - "Сердце тьмы" (1902)
Сергей Сергеев-Ценский - "Бабаев" (1907)
Франц Кафка - "Письма к Фелиции" (1912-1917)
Франц Кафка - "Замок" (1922)
Жан-Поль Сартр - "Тошнота" (1938)
Джеймс Баллард - "Хрустальный мир" (1966)
Владимир Дудинцев - "Белые одежды" (1986)
Роман Сенчин - "Елтышевы" (2009)

Как необходимая "основа" в список включены "Мертвые души", "Рудин", "Обломов", "Отцы и дети" и "Преступление и наказание". Это - то, что дается в школе, но что обязательно потом перечитать, посмотреть более зрелым взглядом. Конечно, такая категория вообще гораздо шире, но я выбрал для списка то, считаю самым важным.
"Записки из подполья" - наиболее полный, психологически верный и подробный (из всего, что мне известно) роман о социальной изоляции - теме, в целом освещенной удивительно поверхностно и мало.
"Пушкин и Белинский" Писарева - моя любимая его статья, единственное произведение из всей литературной критики, включенное в подборку. На мой взгляд, эта статья отлично показывает, как критика может быть яркой и содержательной, как она может заставить читателя пошевелить мозгами.
Включенных романов Золя и братьев Гонкур достаточно для ознакомления со всем направлением натурализма - это своего рода "кульминационные точки" развития реализма. Эти романы отличает глубокий и результативный, почти медицинский психологический анализ, дающий очень интересные выводы. Я не раз думал о том, что натурализм и литература абсурда - своего рода "противоположные точки" в развитии литературы, поскольку первый предполагает предельное внимание к деталям и законам устройства человека и окружающей действительности в целом, а второй - напротив, попытку абстрагироваться, "выключить" действие этих законов, посмотреть шире и глубже копнуть. Однако, поскольку человек устроен в сущности абсурдно, а не рационально, эти два противоположных направления в какой-то мере "схлопываются"; их очень интересно сравнить, и оба необходимо учесть в своем читательском опыте. Любопытно, что "переплетаться" реализм и абсурд начинают, еще толком и не оформившись, например в творчестве Гоголя (те же "Мертвые души", "Шинель", "Нос" - отличные примеры).
"Слепой музыкант" Короленко - текст о человеке, испытывающем мучительную тоску по полноте существования и преодолевающем ее. Он важен для меня именно как глубокая разработка этой темы, дающая интересные обобщения: на месте слепого здесь мог бы быть любой человек, чья жизнь по той или иной причине неполна.
"Воскресение" я выбрал из творчества Толстого как наиболее целостный роман, сосредоточенный на разработке одной идеи (в отличие от "Войны и мира" и "Анны Карениной", дающих широкое полотно - что в итоге смазывает общее впечатление). "Воскресение" в некотором смысле начинается с той точки, к которой долгими и запутанными путями подходит "Анна Каренина" - к мысли, если ее выразить предельно просто, о том, что нужно "жить по-божески". Роман поразил меня тем, как из одной этой мысли в нем вырастает целая доктрина.
Короткий, но удивительно сильный рассказ Арцыбашева "Подпрапорщик Гололобов" - возможно, лучшее произведение о смерти в истории русской литературы. Это редкий случай, когда о смерти высказывается что-то неординарное, но вместе с тем достаточно конкретное и обоснованное - обычно дело ограничивается смутными ощущениями и разглагольствованиями, не ведущими ни к какому содержательному выводу.
"Сердце тьмы" Джозефа Конрада и "Хрустальный мир" Джеймса Балларда объединяет похожая яркая и "рельефная" стилистика (в свое время Баллард был одним для меня одним из первых писателей, по текстам которых я почувствовал, что такое литературный стиль) и сходная структура: действие в тексте напоминает погружение в глубину подсознания. "Сердце тьмы" при этом примыкает к приключенческой литературе, а "Хрустальный мир" - к фантастике. Таким образом, в моем списке данные произведения еще и представляют эти жанры.
Роман "Бабаев" недооцененного писателя Сергеева-Ценского также отличается очень своеобразным и "выпуклым" стилем, который чувствуется с первой же страницы буквально в каждом предложении. Он включен в список именно из-за этой стилистической насыщенности.
"Письма к Фелиции" Кафки представляют в моем списке все направление писательской переписки и дневников. Переписка Кафки отличается невероятным уровнем нервного напряжения и особенна интересно как своего рода "мостик между абсурдом и действительностью". "Замок" представляет собственно литературу абсурда.
Сартр представляет в списке все направление экзистенциализма: "Тошнота", на мой взгляд, достаточно полно и подробно выражает его сущность. Одна только запись в дневнике персонажа: "Вторник. Ничего нового. Существовал" - самое широкое возможное обобщение для миллионов и миллиардов прожитых самыми различными людьми таких же дней - уже делает текст кандидатом на включение в подборку.
"Белые одежды" Дудинцева удивили меня как попытка автора взять фундаментальную тему - объяснить, что такое добро и зло, причем Дудинцеву удалось сделать подобное объяснение достаточно глубоким и конкретным. Этот роман дает практически целостную картину мира, интересную и заслуживающую внимания.
Наконец, "Елтышевы" - на мой взгляд, самое крупное произведение современной русской литературы и единственное, которое можно включить в подборку. Этот выбор, конечно, очень субъективен. С моей точки зрения, Сенчину удалось дать очередное "новое дыхание" реализму, который может быть удивительно разнообразным в своих проявлениях и никогда себя не исчерпает. Связано это с индивидуальным взглядом, так или иначе своим, уникальным у каждого художника, с тем, что реальность в тексте всегда будет более или менее искажена. Таким образом, сам термин "реализм" задает только некоторый набор правил или условий - но в сущности автору остается еще бесконечное поле для деятельности. "Елтышевы" интересны, с одной стороны, как широкое социальное обобщение, даже как некоторый источник сведений о жизни, а с другой - как картина, сложно и тщательно скомпонованная, хотя и очень мрачная панорама.