Экипаж штурмана Бориса Марунича

Валентин Котюх
В этом году на День Победы, 9 мая, в город Россошь Воронежской области приезжали родственники летчика Бориса Семеновича Марунича, погибшего на россошанской земле
Праху деда и прадеда приехали поклониться Иван Марунич, его жена Залина Олеговна и сын Василий.

В годы Великой Отечественной войны у Россоши находился аэродром "Евстратовский", где в разное время базировались авиационные полки Красной Армии. Сейчас о нем напоминают только чудом сохранившиеся во время строительства химзавода капониры.

Весной 1943 года на аэродроме дислоцировался 4-й гвардейский авиационный полк дальнего действия. Летчики на самолетах Ли-2 бомбили фашистов в Днепропетровске, Белгороде, Харькове, Полтаве.

22 апреля 1943 года, возвращаясь с боевого задания, разбился воздушный корабль Ли-2. Из шести членов экипажа погибли трое.

Навечно в россошанской земле остался лежать командир корабля гвардии младший лейтенант Владимир Иванович Анцупов (тридцатитрехлетний летчик был родом из станицы Шелкозаводской Чеченской республики), гвардии старший техник лейтенант Фёдор Иванович Титаренко (родился в 1913 году селе В. Брод Первомайского района Одесской области) и самый младший, но самый заслуженный в экипаже, штурман гвардии старший лейтенант Борис Семёнович Марунич.

Борис Семенович родился в 1917 году в городе Иловайск Сталинской (сейчас Донецкой) области в семье служащего железной дороги. У него было 12 братьев и сестер. С детства увлекался техникой, мечтал о небе. В 1935 году он был принят в ряды ВЛКСМ. После окончания школы, в 1937 году, поступил в летную школу. А через два года штурмана Марунича направляют в 250-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, который дислоцируется в городе Чите. Полк, на вооружении которого находились самолеты ТБ-3, участвовал в битве на реке Халхин-Гол.

Молодой, общительный, всегда веселый штурман быстро впитывал боевой опыт, полученный его старшими товарищами. Вскоре Марунич стал первоклассным специалистом, умеющим днем и ночью привести корабль к цели и точно сбросить бомбы на головы врагов.

С началом войны его полк под командованием майора Ивана Ивановича Глущенко вылетает на Южный фронт. Пролетев 6555 километров и не потеряв ни одного самолета полк, с августа 1941 года вошел в состав 50-й авиационной дивизии дальнего действия. С аэродромов Харькова и Ворошиловграда летчики совершают ночные и дневные вылеты, сбрасывая бомбы по танкам, мотомехчастям, аэродромам, переправам, живой силе противника.

Представляя штурмана Марунича к первой награде - ордену Красного Знамени, командир полка в наградном листе написал: "За период с 16-го по 30-я ноября 41-го года участвовал боях на Ростовском направлении по разгрому группы Клейста. За этот период совершил в шестнадцать ночных боевых вылета с налётом 72 часа, сбросил 24 тонны бомб. Участвовал в бомбардировке живой силы противника в районе Ростова, Большие Салы, Малые Салы, Крым Чалтырь, Щепкино, Николаевка, Покровская, Голодаевка, Троицкое. Марунич - прекрасный штурман корабля, один из активных участников разгрома генерала Клейста. При разгроме группы Клейста под Ростовом проявил исключительную храбрость и мужество: при бомбардировке скопления войск в районе Власовка - Буртово прямым попаданием уничтожено большое количество автомашин и вызвано два сильных взрыва посередине колоны. 22 ноября в районе хутора Лысогорка уничтожил несколько танков, отмечены прямые попадания. В ночь с 23-е на 24-е ноября в районе Самбек уничтожил две автомашины. В ту же ночь в районе Покровское уничтожал танки и цистерны с горючим. За период боевых действий совершил 51 боевых вылет ночью с налётом 235 часов".

Во многом благодаря авиации ход битвы за Ростов удалось переломить. Наши бомбардировщики под прикрытием истребителей буквально перемалывали немецкую бронетехнику дивизии СС "Викинг". Успехи авиации подняли моральных дух бойцов. За несколько дней боев армия Клеста, потеряв 275 танков и более 20000 солдат, вынуждена была, вопреки приказу Гитлера, отступить за реку Миус. 29 ноября Ростов был освобожден.

В августе на Южном фронте попали в окружение 6-я и 12-я армии. Видя отчаянное положение войск двух окруженных армий, главком Буденный приказал в ночь на 4 августа задействовать все имевшиеся в распоряжении ТБ-3. Поздним вечером 38 экипажей полка с аэродромов "Острая Могила" (у Ворошиловграда) и Днепропетровска выполнили первые вылеты по выброске боеприпасов, продуктов питания и горючего окруженным в районе Умани войскам. Выброска грузов продолжилась на следующую ночь. Но помочь окруженным войскам летчики не смогли. Армии из окружения не вышли.

Полк продолжает боевые действия, бомбя вражеские части у Каховки, Никополя, Кривого Рога.

Передислоцировавшись на аэродром "Серпухов", полк Бориса Марунича выполняет боевые задания по снабжению в районе Вязьмы и Брянска окруженных советских войск, которыми командовал генерал-майор В.И.Шевцов.

В феврале 1942 года в районе Гринево окруженным войскам генерала Белова летчики начинают сбрасывать боеприпасы, продовольствие и медикаменты. В том, что измотанный, но боеспособный корпус вышел из окружения, есть заслуга Бориса Марунича и его боевых друзей.

12 мая 1942 года ТБ-3 лейтенанта Александра Петровича Громова, в котором штурманом воевал Борис Марунич, был подбит под городом Ржев истребителями противника, а командир корабля ранен. Штурман Борис Марунич перетянул на горящем самолете через линию фронта и посадил его, спасая жизнь экипажу. Получивший царапины, ожоги и сильные ушибы, он уже через несколько дней вернулся в строй.

В июле 1942 летчики полка совместно с другими экипажами 62-й авиадивизии, в которую входит полк, совершили 320 ночных боевых вылета.

Два раза за ночь они бомбят войска врага в районе Воронежа, Коротояка Подклетного, Шилово, Россоши. В результате полком уничтожено 11 переправ, три самолёта, 45 разных построек, два прожектора, отмечены 10 прямых попаданий в железнодорожное полотно. Ими создано 314 очагов пожаров и 87 различного характера взрывов.

Давая оценку действиям летчиков под Воронежем, начальник штаба 60-й армии генерал-майор Крылов сообщал: "…результаты бомбардировок хорошие. Бомбы ложились в основном в цель. Успешные действия авиации 62 АДДД помогли частям 60 армии перейти в наступление и овладеть Подклетное и рощей, что юго-восточнее Подклетное (роща Фигурная. - авт. ), а также подойти вплотную к северной окраине Воронежа".

18 августа 1942 года за успешные боевые действия 250-й авиационный полк дальнего действия приказом народного комиссара обороны СССР был преобразован в 4-й гвардейский авиационный полк дальнего действия.

В августе 42-го гвардейцы пересаживаются на новые корабли Ли-2. За 22 дня летчики овладели новым оружием и снова идут в бой. Сбрасывают бомбы на головы противника, рвущегося к Сталинграду, бомбят донские переправы.

Представляя штурмана отряда гвардии старшего лейтенанта Бориса Марунича ко второму ордену Красного Знамени, командование отмечает, что он совершил сто пятьдесят боевых вылетов ночью и пятьдесят днем. Выполнил три полета в глубокий тыл и один полет с листовками. На его счету – более сотни пожаров, семь сожженных самолетов, несколько зенитных и артиллерийских батарей. Точно сброшенные им бомбы уничтожили шесть переправ, три железнодорожные станции. Десятки полетов штурман совершил в сложных метеоусловиях, неоднократно возвращался на подбитых противником самолетах. Командир 62-й ад дд полковник Георгий Николаевич Тупиков подписал наградной лист, повысив награду. 24 января 1943г. Борис Марунич награжден орденом Ленина.

В семье Бориса Марунича хранят как реликвию статью из фронтовой газеты "Боевой листок". В ней – заметка И. Савченкова "Грозная расплата". В заметке рассказывается об одном боевом вылете штурмана: "Шесть месяцев тому назад немецкие изверги захватили родной городок лейтенанта Бориса Марунич, а там у него остались родные, отец и мать. С тех пор он не получает писем и когда в подразделения приносит почту лейтенант начинает грустить. Через газеты Марунич узнавал, как фашистские изверги издеваются над жителями его мирного украинского города (Иловайска. – авт. ), часто встречал знакомые имена расстрелянных фашистами. И штурман Борис Марунич мстил, мстил гитлеровским людоедам.

Совсем недавно его экипажу было поставлено боевое задание: разгромить автоколонну противника. Для Марунича было безразлично, где находится это колона – он всюду бил фашистов. Но когда командир назвал пункт остановки колоны противника, Борис как будто очнулся. Командир говорил, что надо хорошо изучить маршрут, умело подойти к цели. Но Марунич с волнением водил цветным карандашом по карте. Место, где остановилась автоколонна противника, был родной городок Бориса, в котором он провёл свое детство и юность. Маруничу нечего было готовиться, в городке он знал каждую улицу, каждый дом.

Самолёт оторвался от аэродрома и взял курс на запад. Штурман повел корабль кратчайшим путём к цели. Вот и родной городок.

Вниз полетела первая светящаяся бомба. Штурман зорким глазом заметил фашистские машины. Они стояли в тёмных переулках. Самолёт делает боевой заход. Бомбы падают вниз.

– За отца! - шепчет Марунич. Тщательно прицелившись, он бомбит ещё и еще раз. Сильные взрывы потрясают воздух, вверх летят гитлеровские машины.

– За мать! Три боевых захода сделал советский бомбардировщик. И второй и третий раз повторял штурман Марунич грозные слова мести, второй и третий раз отсчитывал за отца, за мать! Несмотря на сильное противодействие вражеских зенитчиков, экипаж невредимым вернулся на свой аэродром. Фашистам был нанесён большой урон.

Но далеко не оплачен счёт ненависти и мести. Только в тот день, когда будет сделать последний выстрел войны и когда очиститься последняя пядь нашей земли от немчуры, Марунич и его боевые друзья скажут: теперь в расчёте".

В погибшем экипаже был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и медалью "За отвагу" гвардии техник-лейтенант Фёдор Иванович Титаренко. В бою 19 июля 1942 года при бомбардировке посёлка Сенявино огнем зенитной артиллерии был повреждён руль высоты и разбит радиатор. Титаренко, обливаюсь горячей водой, зачеканил радиатор в воздухе. 11 августа в боевом вылете вышел из строя мотор. Летчики вернулись домой на трех двигателях. Федор Иванович организовал замену двигателя. 5 января 1943 года после первого вылета днём под Сталинград самолёт был подбит истребителями. Титаренко без отдыха и обеда отремонтировал повреждения и ночью корабль вылетел бомбить захватчиков. Под Сталинградом его экипаж делал по два вылета за ночь.

В одной могиле с экипажем лежит еще один гвардеец из их полка - гвардии сержант Агафон Потапович Трошин из села Ушибиха Ивановской области. Во время выполнения боевого задания 23 марта 1943 года пилот был смертельно ранен при разрыве зенитного артиллерийского снаряда.

На могиле летчиков, которая сейчас находится в черте города Россошь – на улице Химзаводская, 4-п, установлен памятник, на котором выбиты имена летчиков. Но, к сожалению, в паспорте захоронения значится только один известный - это гвардии сержант Агафон Потапович Трошин – и два неизвестных. Погибший экипаж числится в паспорте братской могилы № 277 на улице Пролетарской, 58-а.

Нам думается, что звание "Населенный пункт воинской доблести", которое получил город Россошь, обязывает навести порядок с воинскими захоронениями на территории города и района, увековечив погибших солдат.

Ждут своего часа и летчики 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, погибшие в авиакатастрофе 7 апреля 1943 года и похороненные на хуторе Красный пахарь в Россошанском районе:

- пилот гвардии сержант Мокрушин Константин Сергеевич, родился в 1921г.;

- стрелок-радист гвардии младший лейтенант Филатов Василий Васильевич, родился в 1913г. на ст. Тойда Аннинском района Воронежской обл.;

- стрелок-бомбардир, гвардии сержант Колотко Владимир Степанович, родился в 1921г. в с.Индыко Черноостровского района Каменец-Подольской обл. Украинской ССР;

Погибли 18 апреля 1943года при катастрофе самолета летчики 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, похороненные на хуторе Славянка, колхоз им. Крупской, в Россошанском районе:

- пилот гвардии сержант Битунов Леонид Ильич, родился 1923г. в г.Стерлитамак, БАССР;

- стрелок-бомбардир гвардии сержант Деревинский Александр Елисеевич, родился в 1921г. в деревне Обухово Обуховского района Киевской области;

- стрелок-радист гвардии старшина Шевцов Михаил Викентьевич, родился в 1918г. в г.Витебск БССР.

На кладбище села Евстратовка Росошанского района лежит погибший 16 апреля 1943 года при выполнении служебных обязанностей начальник воздушно-стрелковой службы 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка инженер-капитан Голубев Иван Сергеевич. Родился он в 1904 года в деревне Городище Городецкого района Калининская области.

На этом же кладбище покоятся авиационный механик 99-го ББАП, воентехник II ранга Козьмин Евгений Дмитриевич, который погиб 16 ноября 1941 года от неосторожного обращения с гранатой, и воздушный стрелок 99-го ББАП младший сержант Чебердяев (Чевердяев) Николай Степанович из Рязанской области, погибший в авиакатастрофе.

Не увековечены похороненные на городском кладбище города Россошь летчики 186-го истребительного полка, погибшие 12 марта 1942 года в авиакатастрофе:

- старшина Тарасов Василий Евстафьевич, родился в 1920 году в Облесковском с/с Смоленской области; - командир звена старший лейтенант Егупов Григорий Иванович, родился в 1915 году в городе Липецке.

Лежит в селе Богоносовка пилот 9-го краснознаменного гвардейского истребительного полка лейтенант Фролов Петр Кузьмич из Тамбовская области. Он погиб в воздушном бою 6 июля 1942 года. Награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны II степени.
… Этот список можно продолжать сотнями солдат, погибших при защите и освобождении района от варваров и не учтенных в братских могилах. Смогут ли современные потомки героев, отдать им последние почести, увековечив их имена на мемориальных плитах на братских могилах, покажет время.