Весь мир на ладони

Ника Лавинина
   В палате было тихо. Больные спали, читали или чуть слышно переговаривались друг с другом. Неожиданно с угловой койки раздался слабый стон. Пожилой человек встал и проковылял к лежащему в бреду молодому мужчине.
– Весь мир на ладони, – бормотал тот сквозь зубы.
– Паш, ты как?
   Вздрогнув, мужчина очнулся и огляделся по сторонам, как затравленный зверь. Затем лёг на спину, устремив взор к потолку.

   Всем миром на ладони Павел бредил постоянно. В больнице знали его историю. О недавней катастрофе пассажирского лайнера не слышал разве что глухой. Две недели назад репортажи с места происшествия передавали по всем каналам. На борту находилось около двухсот человек. Погибли все, кроме командира экипажа Павла Сазонова.

   Некоторые считали, что лётчику откровенно повезло. Но только не он сам. Едва выйдя из реанимации, бедняга пытался наложить на себя руки. Его спасли. Новой попытки Павел делать не стал. Дни напролёт лежал на спине, пугая соседей неподвижностью взгляда. Его ничто не интересовало. Окружающие боялись громко разговаривать и смеяться при нём. Даже медсестры не знали, как с ним обращаться. Лётчик не хотел, чтоб ему сочувствовали, – считал это слабостью. Только один человек смог найти к нему подход и всегда будил, когда тот начинал бредить.

   Павлу казалось, что он сходит с ума. Весь мир для него рухнул в одночасье. В тот страшный день самые дорогие ему люди находились на борту и погибли. Почему он не отговорил их? Жена так хотела сопровождать его! Ведь в качестве командира экипажа он летел впервые. Дети тоже захотели быть рядом с папой. Переубедить их было невозможно. Никто не думал, что на борту окажется маньяк-террорист. Как только самолёт взлетел, в кабину заглянула перепуганная стюардесса и сообщила, что какой-то ненормальный угрожает пассажирам.
– Что ему нужно?
– Ничего, кроме нас. Кажется, этот тип решил свести счёты с жизнью. И все мы должны отправиться в ад вместе с ним. Он назвался членом какой-то секты.
   Раздались выстрелы. Стюардесса и пилоты упали на пол. Командир Сазонов остался один на один с безумцем. Последнее, что запомнил Павел, – это лицо убийцы. Звериный оскал. Глаза, горящие ненавистью к миру, лежащему на ладони. А потом этот мир зашатался, перевернулся, и его скрыла тьма.

   Соседу по палате удалось-таки вызвать Павла на откровенный разговор.
– Земля растворилась внизу голубым облачком, – рассказывал лётчик. – А потом я увидел всех, кто находился со мной в самолёте. Толпа людей закрывала свет, который лился неведомо откуда. А впереди стояли моя жена и девочки. Я умолял их простить меня, но они будто не слышали. Тщетно я пытался до них докричаться. И вдруг услышал Голос: «Твой час ещё не настал, возвращайся на землю». И я вернулся.
   Откровенность не принесла Павлу облегчения. Напротив, с тех пор он стал ещё более замкнут и угрюм. Из него нельзя было вытянуть ни слова. В день выписки он ни с кем не попрощался и ушёл в мир, лежащий на ладони, но такой чужой и далёкий.

   От себя не уйдёшь. Надо было строить жизнь заново, а воспоминания тянули назад. Будущее виделось Павлу без прикрас. Порой ему казалось, что всё лучшее осталось в прошлом. Он чувствовал свою вину за погибших людей. Будто и не было того сумасшедшего на борту. Только на нём, командире экипажа, лежит ответственность за случившееся.
 
   Павел не мог жить без работы, но летать не позволяло здоровье. Устроился в родной аэропорт уборщиком – это решение далось ему нелегко. Днём тяжёлый труд помогал отогнать гнетущие мысли. А ночью бывший лётчик видел призраки людей. Чаще всех ему снились жена и дочери. Тогда Сазонов просыпался в холодном поту и до рассвета не смыкал глаз.

   Однажды выйдя на работу, Павел заметил в зале ожидания молодого человека. Что-то привлекло его в нём. Вглядевшись пристальнее, Сазонов почувствовал, как по спине пробежал холодок.
   Парень был невероятно похож на безумного камикадзе из прошлого. То же неприятное, хищное выражение лица и недобрый взгляд. Павел подошёл к парню и в резкой форме сделал ему замечание. Любым способом он хотел спровоцировать драку, чтобы привлечь внимание охраны. Но молодой человек оттолкнул Сазонова и попытался скрыться. Однако к ним уже спешили охранники.

   В ходе проверки выяснилось, что парень причастен к нескольким криминальным разборкам. Проницательность сослужила Павлу хорошую службу. Сейчас он работает на таможне, помогая отслеживать подозрительных пассажиров, и досматривает их багаж. Работа пришлась ему по душе, и обязанности свои он выполняет отлично. Жизнь постепенно налаживается. Ночные кошмары отступают.

   Но иногда Павел видит перед собой весь мир – как на ладони. Или вдруг ему улыбнётся жена, а его маленькие дочери помашут ручками на прощание…