Все в памяти моей. Гл. 4. О маме. Ч. 2

Светлана Компаниец
    Ранним летним утром  мы, умытые, нарядные  и  решительные, ступаем на  перрон  вокзала  в  Фастове. Я,  конечно,  понятия  не  имею,  зачем  мы  сюда  приехали,  но  мне  радостно оттого,  что  я  ехала  поездом,  что  на  мне  яркий,  солнце-клеш,  сарафан,  новые  ленты  в  косичках  и  еще  оттого,  что  утро  теплое  и  солнечное, что рядом  мама  и  мы  идем  красивой  улицей  по незнакомому городу.
               
    А потом долго  ждем в  небольшой  мрачной комнате  и старая, высокая  женщина             в  темном,  мешком,  платье и  очках,  заглянув  в  дверь,  спрашивает  маму:
               
  -Вы  к  Белопольскому?  Девочка  очень  похожа, - и уводит  маму за эту  дверь.
 
   Я  остаюсь  одна. Стул  высокий  и  неудобный,  ноги  у  меня  не  достают  до  полу,  я  боюсь  шевельнуться.  Мне  становится  грустно  и  одиноко. Жду  долго.

   А  вот  и  мама.  По  ее  лицу    вижу,  что  случилось  что-то  ужасное,  что  ей  очень  плохо  и  она  вот-вот  разрыдается,   но  спрашивать  не  смею.  Мама  берет  меня  за  руку,  поднимает   нашу  сумку  и  мы  выходим  на  улицу.
               
   Радости больше  нет. Улица уже не кажется  красивой, она чужая  и  враждебная.
               
   Мы  снова  на  вокзале, в  поезде. Мама  молчит, иногда  плачет. Мне  страшно.           Дома она закрывается  в  комнате с  бабушкой  и  тетей  Нилой  и  они  там  долго  разговаривают.
               
    А  потом  нам,  детям,  сообщают,  что  отец  умер.  Я  ничего  не   понимаю,  брат,  насупившись,  молчит.
               
    Утром,  проснувшись, я  вижу  маму  сидящей  в  постели  в  одной  рубашке  с              узкими  лямочками  на  плечах, с  распущенными  длинными  черными  волосами  (она  носила  тогда  косу  короной  вокруг головы), с темными,  словно  провалившимися, глазами, рвущую  резкими  движениями  письма  и  фотографии  отца. Бабушка,  тетя                Нила,  Левик  стоят  рядом  и  молча,  испуганно  смотрят  на  нее…      

         
    Вот  почему  мне  не довелось увидеть  себя  маленькой  на  фотографиях,  так      как везде я была с отцом. Сохранились лишь  три  фотокарточки  отца: он  молодой      красивый, в военной форме, стоит  в окружении  таких  же  молодцеватых, смеющихся  офицеров;  отец,  в  гимнастерке,  перетянутой   блестящими  ремнями,  держит  на                руках  маленького кудрявого Левика;  и последняя, где  он за столом, в офицерских                погонах,  на  столе  горшок  с цветком  и карта, а  на обратной стороне  надпись:  «Моей  любимой  дочери  Светлане»...
 
    Их  успел спрятать сам  Левик. Он  знал  правду, но  молчал как  и  взрослые.


    Я  узнаю  все  много  позже,  уже  в  девятом  классе.

    …Мне  шестнадцать, время  получать  паспорт. Нужна  метрика,- свидетельство о  рождении, - а  она  в  старой  сумке-редикюле,  в  сундуке,  стоящем  на   кухне.  Я  никогда  раньше  в  него  не  совалась:  во-первых,  мне  не  разрешали, да  и           надобности  у  меня  не  было, а во-вторых, крышка  сундука  была  такой  большой  и  тяжелой,  что  вполне   могла  меня  прихлопнуть,  и  поднять  ее  можно  было  только  вдвоем,  а  то  и  втроем.  Но  тут  не  терпелось:  паспорт!               

    Мы  с Иркой,  моей  верной  подругой, изловчившись, откидываем  крышку  и  я,  почти  утонув  в  сундуке,  нахожу  под  одеждой  редикюль.  С  трудом  раздвигаю  шарики-защелки  и  ищу  метрику  среди  старых  писем,  облигаций,  еще  каких-то  бумаг.

    И вдруг  мой  взгляд  случайно  падает  на одно  письмо. Я сразу догадываюсь:     от  отца! А  так  как  все, что  касалось отца,  для  меня было  «покрыто  мраком  неизвестности»  и эта  тема  стала  давно  запретной  в  семье, то,  конечно  же,  я  сразу  впилась  в  него...
               
               
    И  ничего  не  поняла:  вверху  стояла  дата – «3  июля  1953  год», и далее:    «Привет  из  далекого   Заполярья!  В  том,  что  это   письмо будет   для   тебя                неприятной  и  нежеланной  неожиданностью, я  больше,  чем  уверен.  Да и  вполне  естественно.  Может,  ты  его  и  читать  не  пожелаешь...   Катя!  Я  знаю,  что  ты  во  всем  права,  и  за  все, вместе  взятое,  меня  судьба  крепко наказала. Я  очень  хорошо  знаю  твой  характер,  твою  гордость,  ...у  меня  не  хватило                мужества   извиниться   перед  тобой,  а  затем  все  затянулось,...  В  конечном                счете...  я  теперь  осужден  на  долгий  срок  и работаю  на  далеком  Севере...  Я  знаю,  как  ты  сейчас  живешь,  как   учатся  Левик  и  Светлана,  очень  рад  за  вас. Вспоминаю  теперь все  прошлое  и порой  заплачу. Но вернуть  все теперь очень  трудно,  да  и  позаботиться  некому...  прошу  тебя  написать  пару  слов           и  выслать  твою,  Левика  и  Светы  фотографию...  Целуй  за  меня  детей.  Будь  здорова  и  счастлива.  Миша».  И  ниже  адрес:

   Красноярский  край,  п.  Норильск,  п.я. №224-х...
               
   Меня  знобило, я  дрожала  от  холода  в  жаркий  летний  день: живой, и  даже  письма  шлет!
            
   Ирка, ни  о  чем  не  спрашивая,  тихо  ушла. А  я осталась сидеть  с  письмом  в  руках,  забыв,  зачем  открывала  сундук.
               
   Значит, жив! А я, ребенком, Господи!, как  я мечтала об  отце! Как, забравшись               
далеко  в  сад,  в  заросли  малины,  вслух   пробовала  произносить:  папа!  То  тише,  то  громче!  Губы  не  слушались,  звучание  было  неестественным, - слово  было  мне  чужим,  но  таким  желанным!...
               
   Так,  у  раскрытого  сундука,  и  застала  меня  мама,  вернувшись  с  работы.                И  все  поняла.
               
   А  потом  мы  с  ней  долго сидим  на кровати  и она очень скупо  и  сдержанно  рассказывает.  Я  слушаю  и  плачу.  Плачу  от  жалости  и  от  обиды.
               
   Все  случилось,  как  в  плохом  романе.
               
   Будучи  при   штабе,  где  прямая  опасность  не  висит  над  головой,  и  где               у  многих  бравых  офицеров  играла  кровь,  а, может, и  жирок,  он  завел  себе  «пассию», старше  его  лет  на десять. Теперь  трудно сказать, кто кого  «завел»,  учитывая  мягкий,  податливый  характер  отца.  И  произошло  это  уже  ближе  к  концу  войны,  «пассия»  готовилась стать матерью,  имея  уже шестнадцатилетнего   сына.

    Видимо,  она  была  сильнее  его  и  отец  струсил.  На  что  он  надеялся, -        непонятно,  но  то,  что  в  этой  ситуации    оказался  трусом  и  подлецом,  не  сможет  отрицать  никто...
               
    После демобилизации  они  приезжают  в Фастов. Михаил Сергеевич  устраивается   заведующим  сберегательной  кассой.  Она  рожает  ребенка,  сына. И  за  все  это  время  ни  строчки,  ни  одной  весточки  семье,  где  его  ждут  двое  маленьких  детей.  И  он  прекрасно знает, что  мы  рядом,  в   Златополе,  в  каких-то  ста  километрах!  И  ни  крохи  детям - сыну  и  «любимой  дочери», а ведь уже  прошло  более  трех  лет,  как    закончилась  война!
               
    Но   всему  приходит   свой  конец.  Вскоре   отца   обвиняют  в   махинациях                накануне  денежной  реформы  и  садят  в  тюрьму. Получил  он,  по тем  временам,  сполна:  25  лет  лагерей  плюс  пять  лет  поражения  в  правах.  Все  это  мама  узнает  в  тот  наш  приезд  в  Фастов  от  его  бывших  сотрудников. Вернувшись  домой  и  на  работу  в  прокуратуру,  она   оформляет   развод.   От  алиментов       отказывается, хотя ее уверяют, что зарабатывает он  в лагере   довольно  неплохо. Но  мать  не  желает  ничего  слышать:
            
 -  Он  не  имеет  и  не  должен  иметь  никакого  права  на  м о и х  детей, -                вот  ее  слова.
               
     От  меня  все  скрывают, так  как  я  еще  ребенок  и  могу сказать  лишнее,  что  может  помешать  нормально  жить всем  нам. В  городе  знают  правду  только  самые  близкие, для  прочих он умер, уже  после  войны. Правду знают и  некоторые  евреи  города:   еврейская  почта  работает  хорошо.   Маме  евреи  сочувствуют,           порой  тайно  передают ей  весточки  из  лагеря;  сочувствуют  и  отцу, пытаются                их  помирить.  Но  все  тщетно,  мать  непреклонна.
 
   Я  смутно  припоминаю  ночных  посетителей  у  нас  на кухне, тихие  разговоры            на  незнакомом  языке. Теперь  я  понимаю:  мать говорила  с  ними  на  идиш,  от  нас  скрывала,  что  знает  этот   язык,  хотя  до  войны,  а  еще   раньше,  до  революции, идиш  знал  или  понимал  в  Златополе  каждый  второй.
               
               
   Все  это  я  узнаю  сразу, в  один  вечер. И  отец  умирает  для  меня  второй        раз.
               
   Мать получает  от  него письма  уже  из лагеря, но сама на  них  не  отвечает.

   Весна  57-го  года.  Я  в  десятом  классе.   Левик   приезжает  в  отпуск  из  армии, - он  служит  на   подводной  лодке  радистом  и  после  похода  в  Египет  ему  дают  десять дней отпуска. Мы  узнаем  от  мамы, что  отец  уже  освобожден,  живет  в  Ейске,  на  Кубани, хочет  нас видеть.  Но  не  хотим  его  видеть  мы.  Так  связь  с  отцом  прерывается.
               
   Замуж  мама  больше  не вышла, не  хотела чужого отца детям, хотя  предложения  были,  и  не  одно. Продолжала  работать  в  бухгалтерии,  уже  в  сельхозотделе  горисполкома,  получая  скудную  зарплату, на  которую  жили  вчетвером. Братья,-  Жорж,  Вася  и  Миша,- помогали  очень  редко,   у  них  были  свои   многодетные                семьи. И всегда  у  нас  жил  кто-то  из  маминых  племянников, заканчивая  после        седьмого  класса  школу-десятилетку  в  нашем  городе,  так  как   в  селах,  где  проживала  наша  многочисленная  родня,  были  только  школы-семилетки.
               
    Были  бедными,  но  гордыми, - как  говорила  мама.  Она  не  любила  просить  ни  о  чем,   даже  у   близких.  Все  сама.  Не  заводила  нужных  знакомств.  А                поклоняться «золотому  тельцу», то есть, деньгам, считалось  у  нас дурным тоном.
               
   Жилось  трудно. Лакомствами  были  мясо  и  масло, а  колбасу знали  только на                запах.  Полегче  стало,  когда  разрешили  держать  поросенка,  кур. Смешно,  но,  видимо,  власть  считала:  в  городе  не должно  пахнуть  свиньями   и  коровами,  и  кур  чтоб  не  слышно  было!  И это  в страшные, голодные  послевоенные  годы.
               
   Мать сама с Левиком слепила  маленький сарайчик-пристройку и там расположились наше  «свинство»  и  куры.
               
   По  весне  садили  огород:  вдоль  дорог  нарезали   участки  по  10-15  соток             на  семью.   Садим,  обрабатываем,  убираем  все   вместе,  вчетвером.  Картошка,  кукуруза,  тыква,  свекла,  фасоль  -  были  хорошим  подспорьем.   Подкармливали  зимой  и  тетю  Нилу  с  Галькой.  Весной  тетя  Нила  обычно  говорила:
               
 - Ну  ее  к  чертям,  эту  картошку.  Куплю  осенью.
               
   А  осенью, как  всегда,  денег  нет. А Катя рядом, и  у  нее  в  погребке  все        есть.  Погреб,  кстати,  тоже   копали   мама  с  Левиком,  ни  Галька,  ни  тетя               
Нила  не  помогали:  «Начерта  он  мне  сдался!» –заявила  тетя  Нила.  И  потом,  зимой:
               
-  Пошли  вы  все  к  чертям,  богачи  проклятые!  Катя,  дай  пару  картошек  на  суп!               
-  Кто  тебе  не  дает? Бери, - и вот уже  мы таскаем  из  погреба  на  шестерых.
               
   Или  мама  зовет:
               
 - Нила,  там  малина  осыпается,  соберите  с  Галькой,  свари  варенье!
               
-  А,  ну  ее  к  монахам!  У  меня  нет  сахара.
               
   И  зимой:
               
 - Пошли  вы  все…!  Хоть  бы  кто  малины  дал,  Галька  кашляет.
               
   И  мама  подает банку  с  малиновым  вареньем. А уж  если закололи  кабанчика,  - соседям  по  кусочку,  родственникам  по  кусочку,  и  самим...  кусочек.
               
   Теперь  я  понимаю,  как  нелегко   было  маме  одной,  без  мужчины  в  доме.  За  мужчину  была  у  нас  она:  прибить, нарубить, привезти,  печку  переложить, -  все  это  делала  она,  сама.
               
   На  ней  держалась  наша  маленькая  семья. И  уже  с раннего  детства  она  и          бабушка  приучали  нас  помогать  по  дому.   Я  с  семи   лет  уже  вела   сама  уборку  в  доме,  а   с   пятого  класса   могла   уже  сама   побелить  комнату,  вычистить  у  поросенка,  принести  из  колодца  воду.
               
   А ведь мама  еще  и  обшивала  себя  и  нас, была  портнихой-самоучкой. Как-то                давно, когда ей  было всего тринадцать лет  и она  жила  у  Жоржа,  уже  женатого  на  молодой учительнице  Марусе, те подарили  ей отрез сатина. Маруся  собиралась  сшить  Кате  платье. Однажды,  вернувшись  вечером  из  клуба, они  застали  Катю               в  новом   платье  с  оборками  и  бантом,  -  той  не  терпелось,  и   она  сама                раскромсала  ткань,  как  смогла. И  смогла,  по  рассказам тети  Маруси,  совсем  неплохо.
               
   С  той  поры  все  платья  себе,  а  затем  мне  и  бабушке,  шила  она  сама,                и  шила  так,  что я в  классе  была одной  из  модниц, и  никто  не  подозревал,  что  на  мне  перешитое  старое платье  или  пальто  мамы:  какая-нибудь  деталь, - карман  с  вышивкой,  кружевной  воротник,  оборка  или  лихой  бант, - меняла  вещь  до  неузнаваемости. А  на  новогодних   маскарадах  в  школе  я  неизменно                получала  приз  за  лучший  костюм. И  делала  все  это  мама  с  такой  любовью,  воодушевлением  и  искусством, - как  настоящий  художник.

   Помню, как-то  сшила  она  нам  с  Левиком  костюмы  русских  боярышень (Левка  был  в  десятом  классе,  я - в  пятом). Расшила весь  наряд  бусами  и  бисером.  Левику  достала  парик - русую  девичью  косу  почти до  колен.  Смастерила  нам                маски,  закрывающие  лица,  высокие,  нарядные  кокошники. Меня  узнали сразу  по  косам. Скажу  честно, таких кос  в школе  не  было  больше  ни  у кого:  толстые,  пушистые, цвета спелого  каштана, до  пояса.  За  Левкой   ходили  толпой  вокруг                елки,  а  он  отмахивался  от слишком  назойливых  кружевным  платочком  и  гордо  вышагивал,  как  гусь. Я  всем  обьясняла, что это  моя двоюродная  сестра  Маша,  которая  приехала  на  новогодние  каникулы.  Так  до  конца  вечера  его  и  не  узнали,  и,  конечно  же,  он  получил  первый   приз!
               
    У  мамы  было  много  друзей. Она  была  тонким  дипломатом  и  умела  ладить                со  всеми. Всегда говорила  правду, а  если этого делать было  нельзя, - молчала.  Умела   хранить  секреты  и,  поэтому,  была   поверенным   многих   сердечных  и  семейных  тайн.  Для  нас  с  бабушкой  она   была  всем,   и   мы,   как  могли,  старались  помочь  ей.  К  ее  приходу  горячий  обед  или  ужин  уже  стоял  на      столе.  Летом  я  непременно  должна  была  набрать  в  саду  свежих  ягод малины                или  вишни  и  поставить  маме  на  стол;  каждым  утром  я  гладила  ей  платье  на  работу  и  получала  от  бабушки  выговор,  если   делала  это  недостаточно  хорошо.
               
     С  мужчинами   она  была  строга  и   дома  мы  никогда  никого  не  видели.                Но однажды  влюбился в  нее  молодой   летчик. В  то  лето их  прислали  человек            шесть с самолетами-кукурузниками, обрабатывать  посевы.  Маме  поручили  устроить          их  на  квартиры.
 
    Аэродром, -  большой  кусок  поля,  поросший   бурьяном, -  был  недалеко  от          нашего дома и дядя Коля, так  звали  летчика,  каждый   день  к  вечеру  приходил  к  нам,   ждал  маму. А  однажды,  в  воскресенье,  в  тайне  от  мамы,  так  как  она  ни  за  что  бы  не  позволила, забрал меня  и Левку (мне  было  в  ту  пору  двенадцать  лет)  на аэродром,  усадил  позади  себя  в  самолет  и,  пристегнув  ремнями,  минут  десять  летал  с  нами  над   городом.
               
    Было  страшно  и  радостно.  Я  летела  на  самолете! Я  вдруг увидела  внизу                свой  город:  прямые  и  четкие,  словно  под   линейку,   улицы  делили  его  на  ровные  клеточки,  как  тетрадный  лист. В  клеточках  бушевали  сады,  а  в  них – красные,   зеленые,  коричневые  крыши  и  крохотные   дворики.  Парк   клубами  зелени  сбегал  к  реке,  а  река  то  сверкала  под  солнцем,  то  темно-голубой          лентой  извивалась  в  стеснявших  ее  берегах.
               
    Это  было  ощущение  настоящего  полета: сильный  ветер  бил  в  лицо,  земля  кружилась  внизу  и  солнце  летело  навстречу!
 
    И  теперь  путешествие в современном лайнере  мне  скорее похоже  на  поездку              в  душном  автобусе.
               
    Конечно,  нам   крепко  влетело  за  этот  полет  от  мамы,  всем  троим.  Но                дядю  Колю  мы  с  братом  обожали,  а  бабушка  не  знала,  куда   его   усадить                и  чем  угостить.  Я  уже  мечтала,  как  буду  называть  его  папой...
               
    Но  мама  все  решила  по-своему: а что  будет, если  родится общий  ребенок?                Как  Николай  станет  относиться  к  нам,  неродным?  Не  будет  ли  нам,  детям,  плохо?  Нет  уж,  пусть  все  будет,  как  есть, -  я  и  они  со  мной,  и  все,  и  никого  больше  не  надо!
               
    Не  могу  судить, правильно  ли  поступила  мама, но  она  до конца  осталась                верна  детям  и  своей  первой  любви. Полагаю,  что  она  все  еще  любила  отца  и  не  могла  его  забыть…
               
    А время  шло. Лев заканчивал школу. Учился  он легко, имея по всем  предметам                хорошие  отметки, кроме отметки  по поведению: «босяк  и  лобурь»,  как  говорила  бабушка,  был  отменный.  Маме  часто  приходилось   обьясняться  в  учительской  за  его  проделки.   Но  при  этом  Левку  любили  и  учителя,  и  одноклассники.                Каждый  вечер  у  нас  на  завалинке, а  в холодное время в комнате  на  кушетке,  на  стульях и даже  на полу сидели человек десять-пятнадцать  его  одноклассников  в  ожидании,  когда  он  решит  задачу  по  алгебре  или  геометрии.  Он  всегда  был  в окружении  ватаги  друзей.  Где  он  появлялся,  там  сразу  звучал  смех:               он  знал  массу  анекдотов  и  умел  их  рассказывать. Так,  как  рассказывал  их           Лев, не умел  никто: это был  маленький спектакль, если  еще учесть  колоритность  украинского языка, украшенного в  наших  местах еврейским  и польским  акцентами.
               
    Чем   только  Лев  не  увлекался:   коньки,  футбол,  детекторные  приемники,                авиамодели  и,  конечно,  книги.  И  терпеть  не  мог  домашнюю  работу.  Чуть  я                подросла, он, всеми  правдами  и  неправдами, старался  переложить  ее  на  меня:  то  за  новый  анекдот,  то – «не  возьму  в  кино!»,  то - «…расскажу  маме  про  твоего  Мишку!»  и  т.  д.
 
    Заставлял  и  курить  меня,  то  есть,  подержать  сигарету   во  рту,  чтобы                я  не  поведала  маме о нем: «…ты  девчонка, тебе  больше влетит, если  я  скажу,               что  ты  куришь!»  Но  как  же  я  ждала  его  каждый  вечер  домой,  когда  мама  и  бабушка  уже  спят,  а  мы  пьем  холодный  сладкий  чай  с  черным  хлебом  и  я  хохочу   до  коликов  в  животе,  фыркаю  чаем,  слушая  его  новые  анекдоты!
               
    Он  мечтал  быть летчиком. В тайне  от  мамы  и бабушки  прыгал с  парашютом.  После  первого  прыжка  пришел  домой  с  вытянутым  серьезным  лицом  и  широко  раскрытыми  глазами.

     – Светка,  я  чуть  не  обос…, -  тихо  сказал  мне.
               
    А  потом  сам  рассказывал  о  своем  прыжке так,  что  слушатели  надрывали  бока  от  смеха.  Был  у  него  закадычный  друг,  Ленька, в  половину  выше  его  ростом,  отъявленный  лентяй,  переросток,   но  умница  и  красавец.  Его  мать,  Наталья  Редько,  была  задушевной  маминой   подругой  еще  с  детства.  И  Лев  с  Ленькой  были  неразлучны.  После  десятого  класса  они  вместе  подались  в             Киев  поступать  в  летное  училище.   Договорились:   если   поступят,  покупают  шляпы  и  в  шляпах  возвращаются  домой.
               
    Все  шло  хорошо. Прошли все  проверки  у  врачей, сдали  экзамены. Уже  была  уверенность  в  успехе.   Завтра  надеялись   увидеть  свои  фамилии   в  списках  зачисленных  в  училище.  Купили   билеты  на  поезд  домой  и  -  шляпы.  А  на  следующий  день  в  списках  обнаружили  только  фамилию – Редько,  Белопольского            не  было. Левке  пояснили: не прошел по состоянию  здоровья. При  этом  спросили:
               
 - Вы  имеете  известия  от  отца?
               
    Лев  все  понял  и  молча  вышел  за  дверь.  Ленька  не  захотел  оставаться            в  училище  без  друга  и  тоже  забрал  свои  документы.
      
    В  те годы  у  нас   в  Златополе, - да  и  не  только  у  нас,- поступать  и           не  поступить!  в  институт   считалось  чуть  ли  не  позором!         
               
    И  вот  рано  утром,  когда  городок  еще  спит,  бабушка,  собирая  по  росе                огурцы  с  грядки,   вдруг  видит,  как  двое  в  шляпах,  крадучись,  огородами,  идут  к  нашему  дому. Она  застыла  в страхе и тут  же  узнала  Левика  и  Леню.  Мальчики  приехали  утренним  поездом  и старались незаметно  от  соседей  пройти  домой.               
    
   Фанфары  не  звучали…  Было  не совсем  понятно  и обидно. А  мама  все поняла                и  объяснила:  отец  еврей,  сидит  в  лагере,   какое  уж  тут  летное  училище!  Шло  лето  1953-го  года.   А  зимой   брата  призвали   в  армию,  служить   на  подводном  флоте, -  по  здоровью -  годен.               
               
   Так, на  подводной лодке, Лев  прослужил  радистом  почти  пять лет.  Довелось  побывать и в Египте, когда под польским флагом  они  вели  лодку  в  Александрию.  Домой  он  вернулся  поседевшим  и   уже   совершенно  другим   человеком:  ушли  легкость   и  веселая   беззаботность  в   поведении,  он  стал   задумчивым   и  молчаливым,  не  рассказывал  анекдотов,  мало  и  как-то  натужно  смеялся.  Но  понемногу  оттаивал...


           Продолжение  следует.