Любите Понтиак Транс Ам, как я...

Станов Алексей
«ПОНТИАК» - автомобиль с профилем  индейского вождя на капоте


     В наше рафинированное время мало кто знает, что в США одним из самых популярных актёров середины 70-х был, никто иной как черноусый красавец, Бёрт Рейнольдс. И когда на Universal Pictures задумали снять бесшабашный road movie, то не пригласить на главную роль «бандита» озорного Бёрта было бы просто преступлением. Фильм так и назывался, Smokey and the Bandit (в русском вольном переводе: “Полицейский и Бандит»). Конечно, в нашей этимологии «бандит», слово несколько непрезентабельное. А вот для англо-саксов может означать просто, милого хулиганчика. Таким в фильме, вышедшем на экраны в 1977 году, и предстаёт парень, сопровождающий дорогущий трейлер Kenworth W-900 1973 года по дорогам США. Ну, а автомобиль, на котором наш герой должен был противостоять в пути всем возможным напастям, выбирал сам Рейнольдс. И совсем не удивительно, что его выбор остановился на легендарном Pontiac Firebird Trans AM, с пакетом опций Special Edition. С обязательным золотым орлом на капоте. Оснащённый двигателем V8 в 400 кубических дюймов, он вздымал тучи пыли, стартуя на грязном загородном шоссе в сценах ухода от погони. Всего заказали 5 таких машин, т.к. в те времена всё снимали «по-взрослому» и к концу фильма можно было бы и недосчитаться некоторых из них. И правда, к финальным титрам «съёмщики» умудрились «угробить» 4 «Понтиака», а у последнего, подвеска представляла столь печальное зрелище, что его пришлось увозить на платформе.
    Если в 1977 году перебрать все спортивные американские muscle cars, то самым экзотичным и идеально подходящим для дорожных гонок, являлся бы только изящный Pontiac Trans AM. Конечно, в те времена на хайвэях «рычали» и Chevrolrt Camaro с Dodge Charger, но у них не было этакой приятной вызывающей скоростной внешности, да название не внушало столько лихого уважения.
    Для негодяя шерифа, помощники режиссера, не долго думая, подобрали другую модель, Pontiac Le Mans. Можно даже не упоминать о том, что все три новёхоньких «Ле Мана» были зверски уничтожены за время съёмок.
     В итоге, фильм вызвал настоящий фурор. Продажи Trans Am возросли в разы. Даже не принимающая никакого участия в съёмках Camaro, подняла уровень своих продаж на 500%(!!!). В дальнейшем было предпринято ещё две попытки повторить успех первого фильма. К сожалению, не слишком удачно. Самое интересное, что в каждой их них снимались Pontiac Trans Am следующего поколения: 1977 года, потом 1980-го, и наконец, 1983-го.
     После выхода Smokey and the Bandit, в кинопроизводстве образовался целый жанр «авантюрных дорожных комедий». Но превзойти оригинал у них так, по большому счёту, и не получилось.
     Ну, и немного статистики. В 77-м году на свет появилось 68 745 Pontiac Trans Am. В следующем их «народилось» уже 93 641. И в 1979-м – 117 108 штук. Для такой специфической спортивной машины это, поверьте мне, весьма не мало.
      Из последних «мельканий» в кино Trans Am запомнился во второй части «тарантиновского» Kill Bill, где, впрочем, он ничем особенным не проявился. А что касается лично меня, то в каком бы фильме этот Pontiac не «нарисовывался», он всегда был и будет самым экстремально-привлекательным американским автомобилем за всю историю кино.



И в Голландии делают машины.

   
     Вот как вы себе представляете Голландию? Доступная «травка» и «грибы» в «кофешопах». Тюльпаны и прочие симпатичные культурные растения. Что это родина «Джина» (хотя можжевельник произрастает повсюду). «Пожилые» мужички могут вспомнить Йохана Кройфа, который «кинул» своих парней перед чемпионатом мира по футболу 1978 года, где в финале они снова проиграли (Эх, Рессенбринк, правее надо было «катить»…) Но вот чтобы представить себе голландский автомобиль, тут точно, без посещения «кофешопа» не обойтись…. (Ой, ребятишки, вижу «Летучий голландец» - «Flying Dutch»)
      А меж тем такая фирма вполне себе процветает. В 2010-м году они до того «осатанели», что на годик прикупили себе шведский SAAB у самих мужей из GM. Весь автомобильный мир тогда «ахнул» (употребим эвфемизм, т.к. я не курю). Но «знатоки» то помнили, как эти «лихие» голландцы в 2006 году, вообще, замахнулись на «святое», а именно сосватали себе команду Formula I – Midland, у российского бизнесмена А. Шнайдера за $106 000 000. И, естественно, тут же перепродали её какому-то наивному индийскому миллиардеру.
    Фирма, чьи «оранжистские кости» я тут перемываю, реально существует с 2000 года и именуется Spyker Cars. Выпускает она «презанятные» спортивные автомобили, типа «детищ» супердотошного «автомакаронника» Горацио Пагани. Последний известен всей Европе своим безумным перфекционизмом, особенно обостряющимся при выборе им кожи для салона. И если какой-нибудь безответственный слепень в своё время сдуру «кусанул» несчастную корову в бочок, то вся шкура тут же отбраковывается. И судя по красоте «внутреннего убранства» в Spyker, эти голландские парни могли бы, при желании, угодить даже двору Людовика XIV (Д*Артаньян «чудил» при Lui XIII).
    Ну, а почему именно Spyker, почему-то хочется спросить, особенно глядя в зеркало на свою далеко не идеальную фигуру? Просто, часто попадается кино, где хитрющие режиссеры «подсаживают» своих главных героев (нет, не на кокаин) на эксклюзивные «тачки», а потом делают с ними, чего они и сценаристы, «захочут» (и с машинами, и с героями…).
    Так вот, в 2007 году в США на экраны вышел фильм «Война» (War). В главной роли в нём «нарисовался» перень, родившийся в коммунистическом Китае, Джет Ли (Jet li). Его противником по сюжету стал некий англичанин, в течение 12 лет выступавший за свою страну в прыжках в воду, малосимпатичный (хи-хи), Джейсон Стэтэм (Jason Statham). Так вот, «нашего китайского товарища» авторы усадили в роскошный родстер Spyker C8. Изумительный коричнево-бордовый салон, изящные формы, аллюминевый мотор от Audi, «мощью» в 400 л.с. Двери – «гильотины», как у Lamborghini. И цена под 300 000 евро. Чего бы на такой машине не «поубегать» от разъярённого Джейсона на его «допотопной» 500-сильной Chevrolete Camaro SS 69-го года. Правда, что касается управляемости, то «подкитайский» C8 по этому качеству не уступает эталонному Lotus Elise, а все Camaro, как известно, хороши только на прямых (и жёлтая «трансформенная» тоже). В общем, Стэтэм, как у….ся  (простите за арго).
    Вообще, ирреально эта голландская фирма «нарисовалась» ещё в далёком 1898 году. Начали с карет, а затем через 5 лет выпустили, крайне прогрессивную модель Spyker 60HP. В 1907 году эта машина успешно стартовала в ралли Пекин-Париж. И всё бы хорошо, но в том же году, паром, на котором возвращался из Англии основатель компании Хендрик Спайкер, перевернулся, и его фирма осталась без «главы». Потом неизбежное банкротство. Затем выпуск самолётов. А затем судьбоносный 2000-й год.
   Вот, что говорит о своих голландских «детищах» главный инженер-конструктор Мартин де Бруни. «Я люблю Ferrari за скорость, Aston Martin за салон, а Lotus за управляемость. Но только в моём Spyker все эти достоинства соединились в одном едином автомобиле…». Ну, если кому доведётся прокатиться на этом «чуде», пусть насладится всеми этими качествами наяву.
    … а на последних кадрах фильма «Война»зритель видит, как герой Джета Ли, уютно разместившись в своём безупречном открытом Spyker C8,  медленно удаляется в даль по шоссе….