5 смертельных грехов управления проектами

Владимир Скляр
Современный мир… Мир, в котором люди тратят время и энергию для получения знаний, применяемых в узких сферах деятельности (или не применяемых вовсе), при этом все дальше уходя от единственно важного знания – счастье человека и гармоничная жизнь. Огромные человеческие и финансовые ресурсы затрачиваются на проведение различных исследований, тренингов по мотивации персонала и личностному росту, анализу причин успешности и неуспешности компаний, а речь идет по сути об одном – о качествах человека, которые определяют наполнение его жизни.
Возьмем, например, гордыню – качество, которое так уютно себя чувствует в мире бизнеса. И именно это качество, оказывается, способствует разрушению самых финансово успешных компаний. Знания о гордыне вечны, как мир, но в наш век люди больше доверяют всевозможным отчетам и результатам исследований авторитетных организаций, чем даже своему сердцу.
Во всех мировых религиях гордыня (т.е. непомерная гордость, высокомерие, эгоизм) является одним из смертных грехов. Значительная часть духовных практик посвящена борьбе именно с этим качеством. Наверняка, многим известен цикл аудиолекций Сергея Тимченко под названием «54 признака гордыни» (http://audioveda.ru/authors/44).
Традиционно считается – то, что хорошо для духовного роста, противоречит законам бизнеса и наоборот. Так ли это? Действительно ли проявление обыденных человеческих качеств перекрывает финансовые потоки и мешает достичь результата любой ценой?
В 2014 одна из наиболее авторитетных аналитических организаций в области разработки программного обеспечения, Standish Group (http://www.standishgroup.com), опубликовала статистический отчет «Law of the Five Deadly Sins», в котором обобщила результаты влияния эмоциональных аспектов управления проектами на достижения целей в рамках запланированного бюджета и расписания. Исследования ведутся, начиная с 1985 года. Результаты могут ошеломить, однако факты бьют в одну и ту же точку: проблемы управления проектами напрямую связанны с проявлением гордыни руководителей и исполнителей. Ниже приведены англоязычные выдержки и их перевод (без претензий на абсолютную точность и литературность). Итак, статистика проблем, возникающих в бизнесе, обусловлена следующими пятью факторами, названными смертельными грехами управления проектами (собственно говоря, это единственный фактор, гордыня, в пяти его наиболее заметных проявлениях).
1. “Overambition” is a strong desire to execute a significant project to gain fame, fortune, or power through the impact of overreaching goals. “Overreaching” is to defeat oneself by going too far or by doing or trying to gain too much too soon (Сверхамбиционностью является сильное желание выполнить значительный проект, чтобы получить известность, состояние, или власть через влияние на достижение целей. Такое достижение обуславливается победой над собой, движением слишком далеко или попытками получить слишком многое и слишком быстро).
2. “Arrogance” is the unwarranted, overbearing pride evidenced by a superior manner toward superiors, peers, and inferiors (Высокомерие является неоправданной, властной гордостью, проявляющейся в форме превосходства по отношению к начальству, коллегами и подчиненными).
3. “Ignorance” is the condition of being unaware, uninformed, uneducated, and/or unsuspecting about the project and stakeholder goals, directions, details, issues, and opportunities (Невежество является условием пребывания в состоянии неосведомленности и неинформированности о целях проекта и заинтересованных сторон, о направлениях, деталях, проблемах и возможностях).
4. “Abstinence,” in the context of project management, is the act or practice of refraining from participation and contribution to the project (Уклонение в контексте управления проектом означает действие или практику воздержания от участия и вклада в проект).
5. “Fraudulence” is an action intended to deceive; it is deliberate trickery intended to gain an advantage or to avoid confrontation (Мошенничеством является действие, направленное на ввод в заблуждение и преднамеренный обман для того, чтобы получить преимущество или избежать конфронтации).
Не правда ли, что пять описанных выше проблем зачастую насаждаются корпоративной культурой и являются «кодексом чести» руководителей проектов, несмотря на явное противоречие здравому смыслу и общечеловеческим ценностям?
Столь очевидный бег проектных команд по граблям еще раз подтверждает, что нет ничего нового во Вселенной. Есть вечные ценности, обусловленные сакральным ведическим знанием. От того, насколько мы следуем зову сердца, зависит наша судьба.