Ефросиния - 16. Дед Корней

Алевтина Крепинская
*******************************************
Отрывок из романа "Ефросиния"
*******************************************

Никому не  рассказывала Нинка о том, что Ефросиния  объявилась и у неё сейчас, но земля, как говорится, слухами полнится.  Узнали соседи, начались разговоры, обсуждения.
- Пойдём с Нюрой к Петру, у него поживу, - сказала  Ефросиния Нинке, - Не выгонит же! Сын ведь, родной.

Но она ошибалась.  В семье сына  верховодила сноха, и как раз она была дома одна, когда заявилась Ефросиния с маленькой девочкой.
- И куда же мы возьмём вас? У нас, вон, у самих детям есть нечего, а тут вы, два рта, -  заявила Феня сразу же, как  увидела незваных гостей, а потом добавила, - та и нельзя нам, партейным, кулачьё прятать.
- Значит, от ворот поворот? Нам у вас места не найдётся? – уточнила  Ефросиния.
- Не найдётся…
- Ну, это пусть мне сын сам скажет.

Вечером вернулся с работы Пётр.
- Вот, видишь,  приехали! – встретив его, сказала жена, - У нас решили пожить, как будто мы богачи какие-то.
Не привык Пётр против воли жены идти, только плечами пожал.
- Вы женщины, сами и решайте, как быть…

Три дня погостевали, на четвёртый Пётр дал колхозную двуколку, запряжённую лошадью, и отправил их назад, в слободу.

И снова приютила Нинка.
- Да ты не волнуйся сильно, - сказала она, - поживёшь у меня, пока сын не вернётся.   

Вскоре приехал Пётр и привёз два  ведра муки, три круга макухи и мешок кукурузы. Это было целое состояние по тому времени. Помявшись немного,  попросил:
- Вы только  никому не говорите, а то быстро Фене доложат…
Вздохнула  Ефросиния, ответила, что мог и не говорить, она и так поняла, что это в тайне от жены он привёз.

«Ох, Петенька ты мой Петенька, - вздохнула Ефросиния -  как же получилось,  что мать  не приютил? Сестричку маленькую  в детдом отправил? Не  захотел помочь?  Нет,  не смог.  В доме твоём жена твоя Феня правит. Она не захотела, а ты не смог ей наперекор идти.  Ты всегда был  мягкий, как воск, вот и лепит из тебя Фенечка  всё, что хочет».

 В слободе уже все знали, что Фрося вернулась и с маленькой дочкой  живёт у Нинки.  Никто из властей за ней не приехал, но жить у Нинки уже было нельзя. Вернулся её сын и в маленькой хатке места для Фроси с дочкой не осталось.  Недалеко от Нинки жил одинокий дед  Корней. Жена его давно умерла, сыновья у деда военные и живут где-то в других местах, имеют свои семьи. Дед слыл зажиточным, жил в большом доме один и нуждался в помощи.  Нинка предложила Фросе пойти в прислуги к Корнею. Фрося, понимая своё безвыходное положение, согласилась. Теперь надо уговорить деда.  Нинка пошла к нему вместе с соседкой Марией.
   
- Та знаю я эту женщину. Хороша собой, но как хозяйство вести будет, неизвестно, - ответил дед, - Я порядок люблю. Я подумаю.

Думал  недели две. Не дождавшись, Нинка вновь пошла к нему и взяла с собой Фросю.
- Вот, что скажу вам. Женщина в хозяйстве нужна. Но вот не нравится мне, что с дочкой она. Будет дитём своим заниматься,  вместо того, чтобы что-то делать по хозяйству.  Да и не люблю я шум детей в доме. Мне надо, чтобы всё тихо было.  Да и что соседи скажут? Скажут, что я чуждый элемент в советском обществе, прислугу держу.

- Так она такая, что всё будет успевать! – поспешила вставить слово Нинка, а Фрося сидела, опустив голову.
- Так это ты говоришь, а пусть она скажет, - настаивал дед.
- Мне всегда приходилось много работать по хозяйству, с малолетства. Я привыкшая к работе, - проговорила Фрося. Ей не нравился дед Корней, но другого выхода не было.
- Ну, ладно,  - смилостивился дед, - оставайся. Только учти, если что не по мне будет, терпеть не стану.

Фрося хотела сказать и о второй дочери, которую она привезёт из детского дома, но Нинка её одёрнула.  Не время ещё.

И началось для Фроси нелёгкое время.  Дед был капризный, угождать ему было трудно.  Время от времени кто-то из слободян приходил к ней и просил полечить,  но дед никого не пускал в дом. Не нравилось ему и когда Фрося уходила  к больным.  Постоянно высказывал своё неудовольствие по этому поводу.

Время шло. У Фроси не хватало смелости сказать деду Корнею о своей старшей дочери.  Наконец, она решилась.
- Я тебя брал с одной дивчиной, а ты хочешь и вторую ко мне привезти? Не бывать этому! Как привезёшь, так и уйдёшь отсюда.

Но помог случай. Дед нагнулся, чтобы что-то достать с пола и упал, а подняться не смог. Он громко позвал Фросю, которая была в это время  во дворе.  Фрося попыталась помочь ему подняться, но он из-за  сильной боли в спине, не мог и пошевелиться. Позвала соседей, двух мужчин, которые подняли его и уложили  в постель.  Боли были сильные, но от Фросиного лечения он отказался.
- Это они, тёмный народ, по невежеству своему просят тебя лечить. Знаю я это лечение твоё!  Иди за фельдшером.

Фельдшер пришёл лишь на второй день. Дед мучился от боли, не спал, и  непрерывно стонал, но Фросино лечение принимать не хотел. Разрешил только  прикладывать к спине сильно разогретый песок в холщовых  мешочках. Фрося периодически меняла эти мешочки и это хоть немного облегчало боль.


Фельдшер сделал укол, дал несколько таблеток и ушёл. Деду стало лучше, и он уснул. Но спал недолго, проснулся от сильной боли, и ему казалось, что боль стала ещё сильнее.
- Дядя Корней, давайте полечу вас. Вам сразу станет лучше, - вновь и вновь предлагала Фрося. Но дед отказывался.  И когда уже сил терпеть боль у него не оставалось, он разрешил.

- Только в кровати лечи, до лавки я не доберусь.

Пришлось Фросе согласиться, но предупредила его, что в следующий раз лечить будет только на лавке.

После первого  раза дед Корней почувствовал себя значительно лучше, он встал с кровати и начал самостоятельно ходить по дому. Однако, верить в то, что ему помогло Фросино лечение, отказывался.
- Та оно само прошло.  Не может же оно вечно продолжаться. У меня уже было такое, в молодости. Тоже скрутило и держало  скрюченным несколько дней, а потом отпустило. Вот и сейчас так.

На второй день ему тоже было хорошо, и повторить лечение он наотрез отказался.
- У меня сыновья партейные, а я тут буду лечиться у знахарки? Нет, не буду! – заявил он. 

Но через день его снова скрутило и, как он сказал, пуще прежнего.
- Вот это твоё лечение выходит мне боком! А не хотел же!

Делать нечего, и дед согласился продолжить, а после, несмотря на то, что чувствовать стал намного лучше, сам  стал напоминать, что пора его полечить.

С этого времени он стал меньше побуркивать, и  с его лица исчезло вечное недовольство всем.  Фрося, пользуясь лучшим отношением к себе, начала просить разрешение привезти и старшую дочь к нему.  Пришли Нинка с Марией и тоже начали просить.
- Дед Корней, да разве ж вам сейчас плохо живётся? Вы посмотрите, в доме чисто,  вы накормлены, Фрося ухаживает за вами, как за дитём малым.  Неужели одному лучше было? – спросила Нинка, а Мария добавила:
- А не примете  старшую дочку, так Фрося и уйдёт от вас.
- А зачем мне лишний рот в доме? Я что, богач какой-то, что ли?   

Но уговорить, всё же удалось, и Фрося, оставив Нюру у Нинки,  уехала  в Ейск, где в детском доме находилась Нюся.