Посланец из Эдема. Гл. 2-14 Новое дело Симона

Людмила Каштанова
               .

      Дела на мельнице шли хорошо, но доходов с нее  становилось уже недостаточно для трех семей, поэтому необходимо  было развивать какое-нибудь дело.  Симон уже думал над этим, и ответ на этот вопрос пришел сам собой. Давид, отец Стефании, занимался изготовлением глиняных изделий по простой технологии; Качество такой посуды было низкое, поэтому  покупали  ее  только бедные люди.
      Зато высоко ценилась китайская посуда. Она была тонкостенной,  красивой и изящной, звонкой на стук и, конечно, дорого стоила. Такая посуда была по карману только состоятельным людям.

      Подумав, Симон  решил обсудить это дело с тестем, как улучшить качество  посуды и увеличить ее производство.  Он выбрал время и приехал к Давиду, который  в это время работал за гончарным кругом. Тот рад был приходу зятя.
      - Здравствуй, дорогой! В гости или по делу? – спросил он,  отрываясь от работы.
      - И то, и другое, отец. Мир вашему дому! – поприветствовал  Симон. – Ну, как ваши дела - много наработали?
      - Да где много? Как обычно,  - ответил Давид, считая, что Симон спросил просто так.

      - А хотели бы вы, чтобы ваша работа пошла лучше, а посуда качественней?
      - Об этом можно лишь мечтать, да что толку? - вздохнул старый мастер.
      - А я мечтаю, чтобы бы ваша посуда была не хуже китайской.
      - Ого, куда хватил! – рассмеялся Давид. -  Хе, разве это мыслимо для нас?- он вытер рукавом слезящиеся глаза.
      - А почему бы нет? Китайцы-то смогли придумать свой фарфор.
      - Китайцы – очень умный народ, мастеровой. Чтобы получить фарфор, похожий на их, надо знать хоть примерный состав сырья и эмали. Не ехать ведь за этим в Китай, да это было бы бесполезно: мастера ни за что не раскроют  свои секреты изготовления. Свое мастерство они передают по наследству только своим детям или преемникам.

       - Нет, отец, в Китай мы не поедем, а работать над получением нашего фарфора  будем здесь.
       - Это как же?
       - Я думаю,  надо найти ученого человека, сведущего в естественных  науках,  знающего всякие породы камней, металлы и другие материалы. Только где найти такого, не подскажешь?
       - Хм, кажется, я знаю такого человека; Может, он сможет чем-нибудь помочь? – оживился тесть.
       - Надо найти его как можно скорее.
       - Хорошо, Симон, я постараюсь его найти, а  пока давай чаю попьем.
       - Что ж, от чаю не откажусь.

       Марии, которой на ту пору исполнилось  двенадцать лет,  дома не было. Сделав уборку и помыв посуду, она отпросилась у деда часочек погулять, поэтому все заботы по  угощению гостя Давид взял на себя. Он долго возился у стола, гремя посудой, пока готовил чай.
       - Плохо, что Марийки нет дома. Она бы быстрее приготовила нам чай, - как бы извиняясь, проговорил Давид.
       - Ничего, я не тороплюсь…
       После чаепития Симон обещал заглянуть к ним через неделю и ушел. За это время Давид успел  найти ученого, о котором говорил, и когда пришел снова зять, они направились к нему.

      Жил этот человек на окраине города. Слыл затворником и  никого к себе не впускал, особенно из любопытства.  Он проживал в небольшом каменном доме с подвалом, где располагалась его мастерская, в которой  работал и проводил опыты с минералами и камнями, которые  собирал отовсюду.  Двор его поместья был обнесен высоким глухим забором.         
      Давиду и Симону стоило  немалых трудов, чтобы  найти  нужный дом.  Они подошли  к воротам и постучали. Во дворе раздался лай собаки. Подождав немного, Симон опять постучал, затем еще. Собака залилась лаем еще больше. Только тогда  вышел хозяин  и  довольно сердито крикнул:
       - Кто там?
Пришлось разговаривать с хозяином через калитку:
       - Нам  нужна ваша помощь. Подойдите к нам, пожалуйста!
       - Я  никого не принимаю. Уходите. Я  занят, занят! Ходят тут разные…, только от дел отрывают!

         Симон  побоялся, что он сейчас уйдет: 
       - Простите, если бы не было так нужно, мы бы вас не  беспокоили. Мы пришли  по очень важному делу.  Выслушайте нас,  ради Христа!
       - Нас? А сколько вас, интересно?
       - Нас  двое.
       Наконец, глухая калитка открылась, и  перед ними предстал мужчина лет пятидесяти пяти, мрачный с виду, с седыми прядями нечесаных  волос и  клетчатым пледом на плечах. Оглядев их с головы до ног и не увидев ничего подозрительного, решил их впустить.
       - Ну, проходите, не на улице же разговаривать! Только ненадолго, - пробурчал он. - У меня нет на вас много времени.

       Впустив непрошеных  гостей во двор, он сразу закрыл  за ними  калитку на засов. 
       - Подождите здесь! Сейчас   загоню собаку  в будку, и тогда можете проходить, - сказал хозяин и направился к большому лохматому псу, который не переставал лаять и рваться с цепи.
       - Гектор,.. фу, марш в будку, кому говорят? - замахиваясь на пса рукой, сердито  приказывал  хозяин.

       Пес, не понимая, за что его ругают, поскуливая и поджимая хвост, нехотя залез в будку.
       - Можете идти! – хозяин махнул гостям, и те стали проходить по двору к дому.  Проходя мимо будки  с собакой, они услышали грозное ее рычание.
       - Хороший сторож! - заметил Давид.
       - Плохих не держим! Надо хлеб свой и собаке честно зарабатывать, - проговорил хозяин, пропуская гостей в дом.
       
       Пройдя  узкий коридорчик, он привел  гостя в небольшую комнату, которая освещалась двумя арочной формы оконцами с легкими занавесками. В помещении находилось только самое необходимое: стол, скамья, табуретка, шкаф, лежанка, на которой хозяин спал. На стене висела большая полка  с научными книгами. Хозяин предложил гостю место на скамье и сел  сам, положив локти на стол.
       - Это моя комната. Тут, как видите, нет ничего лишнего. Комната дочери, конечно, получше, но мне эти дорогие вещи – ковры, портьеры и тому подобное – ни к чему. Ну, я вас слушаю, только  покороче, - с нетерпением  пробурчал он.

       - Давайте сначала познакомимся,  - предложил   Симон.
       - Это необязательно!  Может, вы пришли  с какой-нибудь ерундой, так мне и знать вас не надо по имени, чтобы  выпроводить отсюда. Впрочем,  для вас я мастер Гасан,  если вы  так хотите, - в том же духе  ответил хозяин.
       - Уважаемый  мастер Гасан, - начал Симон. - Я решил заняться изготовлением посуды, похожей на китайскую. Но для этого надо узнать, из чего ее делают, а также из чего делается эмаль, которой она покрывается и краски  для ее росписи. Вот, собственно, из-за чего  мы пришли к  вам.

        Мастер усмехнулся:
        - Эти вещи  меня мало интересовали, у меня другие задачи, более важные, но мне ваш замысел  нравится.  Краски - дело несложное, а вот  с  сырьем и эмалью придется  потрудиться. Кстати,  услуги мои  для вас обойдутся  недешево, потому что связаны с определенными трудностями и опасностью.
        - Об этом не беспокойтесь,  мастер Гасан, -  обрадовался Симон. - Я  все оплачу.
        -  Коли так, то я возьмусь за ваше дело. Теперь:  чтобы узнать, из чего  состоит китайская посуда,   надо принести  какую-нибудь китайскую фарфоровую вещицу. 
        - Хорошо!Я завтра же принесу вам, - пообещал Симон.
        - Тогда до завтра, - хозяин дал понять, что гостям пора уходить.
        - Что ж, не станем вас больше задерживать.   Знаем: время вам дорого...

       Уйдя от ученого, они зашли по дороге в китайскую лавку и купили   фарфоровую кружку.
       На следующий день Симон  сам отнес китайское изделие Гасану. Тот  взял ее и велел ему прийти за результатом  через два дня.  Когда Симон пришел  в назначенный срок, мастер подал ему лист  бумаги, исписанный какими-то знаками и  числами.
       - Вот тут определены  состав глины и глазури, их приблизительные  формулы. Точный состав  глины и глазури можно найти только опытным путем. Если хотите, можете мне ассистировать, потому что мне нужен будет помощник, а ему тоже  надо  платить.

       Симон подумал и согласился сам  помогать мастеру, а также  договорился   об оплате  за  работу. Перед тем, как приняться за это дело, Симон предупредил Стефанию о долгом его отсутствии, а мельницу оставил на Антипа.
       И вот работа по получению глазури началась, которая проводилась  в мастерской до полуночи. Симон старался изо всех сил помогать мастеру, во всем его слушаясь. Через пару дней он неплохо разбирался в  химических веществах, применяемых в их опытах. Уже различал щелочи, кислоты, соли, катализаторы, металлы, неметаллы, некоторые газы.
       Только через месяц  дела сдвинулись с мертвой точки. Методом проб была, наконец, найдена точная формула получения глазури. Все опыты проводились на  уровне научной работы,  и Гасан записывал их в  книгу.      
       
        - Вот так, мой друг, - наставительно говорил Гасан своему помощнику, - проводятся эмпирические опыты, чтобы найти нужный состав вещества. Это тяжелый и  кропотливый труд, но это того стоит. Я люблю свою работу, хотя она забрала половину моего здоровья. Это еще  удивительно, что мы довольно быстро  справились с первой задачей!
        - Я восхищен вами, мастер, - Симон отдавал ему должное. Что и говорить, за видом угрюмости и нелюдимости скрывался упорный, настойчивый и трудолюбивый характер этого человека, знающего и любящего свое дело, забывая про еду и про отдых.  Хорошо, что дочь его Нора не забывала приносить им еду в мастерскую.

       По найденной формуле они  приготовили смесь и расплавили ее. Когда в  нее окунули маленький глиняный черепок, мастер и Симон увидели, что он покрылся тонким слоем смеси, которая подсыхала на глазах, а минут через пятнадцать превратилась в прочное  покрытие молочного цвета. Симон и мастер от радости крепко обнялись, поздравляя друг друга с  первой победой.
       - Знаешь, я все же немного сомневался в успехе: уж больно необычное это дело для меня, -  признался Гасан.
       - А я верил в  ваши знания и в Божью помощь, знал, что непременно получится!
       - Уверенность в своем деле – это половина успеха!  Да и ты, Симон, ловок  в работе, хорошо мне  помогал!
       - Но что ни говорите,  вас  послал нам  Бог!
       - Ну, довольно радоваться: еще ведь не все сделано! - с этими словами мастер открыл свою рабочую тетрадь и стал проверять, что еще  предстоит  сделать.

       По прошествии  недели упорного труда они  получили  требуемую краску синего цвета.   Теперь, когда глазурь и краска были получены, предстояло построить  печь с большой емкостью для варки глазури, чтобы окунать горшки и другие  глиняные изделия. Такую печь или даже мастерскую, для начала,  можно было построить во дворе у тестя Симона.
       Симон и мастер  пришли к  Давиду, чтобы обсудить это дело. Поддерживаемый  Гасаном,  он  сказал тестю, что к его мастерской можно пристроить настоящий небольшой цех по  производству фарфоровой посуды, и  что    строительство не займет много времени: месяца три-четыре.
       Давид призадумался, так как строительство влечет за собой  много неудобств: будет много грязи, шума, пыли, но чего не сделаешь ради  прекрасного  будущего детей, и он согласился.  Гасан  обещал сделать чертежи  мастерской, а Симон должен будет  пойти   к  главе  города за разрешением на строительство.

       По замыслу, мастерская являлась продолжением дома Давида с одного конца и отделялась от жилого помещения  кирпичной стенкой.  Рабочее помещение  состояло  из отделения с печью  для варки эмали и сушилки.
        Согласно разработанной технологии, обожженные глиняные изделия окунаются в емкость с расплавленной эмалью и переносятся  в сушильное отделение, где они остывают. Затем они подлежат росписи, снова сушатся  и в готовом виде укладываются на  отдельный стол.
       Через неделю  Гасан выполнил проект и принес показать своим сотрудникам. Они просмотрели проект и одобрили. Оставалось самое  трудное: согласовать проект с  властями и получить разрешение на его строительство.
   
       Помолившись Богу, прося у Него благословение на осуществление  их цели,  ранним майским утром Симон  отправился к главе города  Терджели  Мухаммед-паше, прихватив с собой увесистый мешочек с пиастрами. Он  благополучно прибыл в город и нашел здание  ратуши. Ему не сразу удалось в нее  зайти.
       - Тебе  чего здесь надо, гяур? - грозно  спросили его  привратники, бряцая  оружием.
       -  Мне  надо встретиться  с  Мухаммед – пашой  для очень важного дела.
       -  А может,  тебе  сразу с  султаном  встретиться, если дело важное? – засмеялись стражники. - Почему на тебе  чалма не белая? Разве  порядков  наших  не  знаешь? Иди-ка ты отсюда подобру-поздорову, пока тебе бока не намяли.

       -  Имейте  милосердие, добрые люди!  Простите меня  и  выслушайте, ради  Бога. Я пришел с  мирным  делом.  Мне очень нужно получить  у паши разрешение на строительство.
       - Мы тебе не добрые люди, а доблестная стража его превосходительства! Да будет тебе  известно, что  за  просто так  к  его превосходительству  не  пропускают, да еще в цветной  чалме, - наступал на него один страж  порядка, но другой проговорил:
       - Оружие есть? Если есть,  оставляй у входа!
       -  Нет оружия, – покачал головой Симон.
       Не поверив на слово, один стражник его  обыскал с головы до ног и, ничего не найдя, проговорил:
       - Так и быть, гяур,  плати  за вход  пятьдесят пиастров и можешь  идти, пока мы добрые.

       Получив  требуемое,  стражники  пропустили  Симона  в  ратушу.  Еще никогда и нигде он не видел такого красиво обстроенного внутри в восточном стиле здания. Симон восхитился искусству мастеров, строящих и отделывающих его. На некоторое время он даже позабыл, для чего он сюда пришел, пока его строго не окликнули. Сказав, что ему нужно, он какому-то распорядителю дал несколько пиастров, чтобы только показал, где заседает паша.
     Наконец,  его пропустили в  роскошное помещение, обставленный дорогой красивой мебелью и тяжелыми светло-коричневого цвета гардинами на окнах. Обилие книг и стопы разных бумаг  на столе и в шкафах говорило о том, что это кабинет,  а не жилая комната  богатого чиновника.
     Пораженный  роскошным убранством кабинета, он предстал перед  внушительного вида турком в золотисто-зеленом халате, пышном, из  золотой  парчи  тюрбане и большой золотой цепью с увесистой  золотой  бляхой – знаком правителя  города.  Все пальцы рук его  были унизаны драгоценными  перстнями.
   
        Мухаммед-паша не любил евреев,  как не любил всех людей немусульманского происхождения, поэтому не очень любезно, мягко говоря, принял  Симона.   Узнав, для чего он  пришел,   недовольно  заговорил:
       - Самим изготавливать  красивую фарфоровую посуду - это невозможно! Вам, что же – делать нечего?  Я тебя  спрашиваю!
       - Изготавливать  посуду – нужное  и прибыльное дело, - начал говорить  Симон, не испугавшись сердитого тона  чиновника.
       - Туркам не надо это. Нас  устраивает  китайская посуда, которую они научились делать  давно и очень  хорошо. Ничего нет  лучше  китайского  тонкого  фарфора, - с этими словами паша взял со стола  китайскую  расписную кружку из тонкого фарфора и показал ее на свет.
 
       - Видишь, как она просвечивается?  А  как поет!? - он щелкнул пальцем по стенке чашки. Раздался тонкий мелодичный звон. - Можно ли   создать  подобное этому?
       - Можно, если постараться.  Конечно, она   дорого будет стоить, но мы    хотим также изготавливать  красивую первосортную и второсортную посуду   для всех, в том числе, для   средних и  бедных слоев  населения. 
        -  Вот как! А сейчас они, что – без посуды живут? - с усмешкой спросил  паша.

        -  Они едят из грубых и неприглядных   глиняных чашек, изготавливаемых местными кустарями. Уважаемый  Мухаммед-паша,  если в  Османской  империи  научатся делать высококачественную посуду из фарфора,  это  войдет в историю империи. Ваши дети и потомки будут  гордиться  вами, что именно вы открыли путь  этому благородному делу.
       - Вы так думаете? – паша прищурил глаз, о чем-то  смекая и прикидывая в уме. Паша не лишен был честолюбия, как и любой человек. – Ну,  хорошо! Дайте  взглянуть на ваш  проект.

       Симон с поклоном  передал ему  сверток.  Тот развернул его и  стал всматриваться в чертежи, пытаясь найти зацепки.         
      -  Эта мастерская ваша не будет никому мешать?  Не придут  потом жаловаться, что жить или  спать не даете?
     -  Нет,  ваше  превосходительство, не  придут. У нас ведь не  кузница.   Мастерская  будет находится в рабочем  квартале, где люди  работают там же, где живут. Совсем тихо у них становится только после двух ночи, и никто ни на кого не жалуется.
 
       -  Все, что  вы мне  наговорили,  звучит хорошо, но не  думайте,  что мое  разрешение для вас  обойдется  дешево. Подпись проекта стоит  две  тысячи  пиастров.
       - Благодарю за вашу доброту, ваше превосходительство!  Я могу предоставить вам необходимую сумму  сию же  минуту. – Симон  достал из-за  пазухи  обернутый в тряпицу мешочек с пиастрами.  – Здесь больше, - и высыпал содержимое на стол.
      Паша просчитал пиастры, довольно улыбнулся и сгреб пиастры в ящик стола. 
      -  Отлично!  Тогда  я  сию минуту   подписываю, - он  взял перо, обмакнул в чернила и наложил  свою резолюцию в проекте, затем отдал его просителю.

       Симон  принял проект, и, аккуратно свернув, сунул за   пазуху.
       - А  ты,  гяур, смелый  человек!  Не побоялся  с большими деньгами   придти сюда издалека, -  заметил  паша.
       - Так  я  не один пришел, а с хорошей защитой, - ответил  Симон, имея ввиду Бога.
       - Никакая  защита тебе не поможет от турецких  янычаров. Просто тебе повезло! Ладно, ступай  домой, - проговорил  паша, думая, что Симон  пришел со своими людьми.
       Симон поблагодарил его    и,  отвесив  прощальный поклон,  покинул  ратушу. Воздав хвалу Богу  за хорошее начало, Симон  вернулся  с радостной  вестью и разрешением на руках. Вскоре во дворе  старого Давида  закипела работа.


                продолжение http://proza.ru/2015/10/06/328