Первое увольнение

Иван Павлиди
I.
Шел 1989 год. Я служил уже почти три месяца, и, конечно, увольнение мне, как молодому солдатику еще не светило. Те небольшие деньги, около 9 рублей, которые мы получали каждый месяц, сдавали в «казну» комвзводу, оставляя себе только мелочь на махорку…
Когда же приходила очередь идти в увольнение, комзвод выделял нужную сумму… И вперед, на свободу!!!
Наконец-то дошла очередь и до меня. Я взял с «коптерки» чистую и выглаженную парадную форму, и направился с пропуском к комвзводу. Он долго вглядывался в бумажку и щурясь, произнес: «шустрый ты однако, грек! Три месяца как в армии, и уже в увольнение? Может «стукачек» ты у нас?» Я посмотрел на сержанта с таким видом, что он опомнился и произнес: «ладно, пошутил… Вот тебе 1 рубль и 50 копеек - всё, что осталось в кассе»
- Подожди, – произнес я, – а где положенные 5 рублей?
- Нету. Я ведь не знал, что ты сегодня решил тоже намылиться - дембелей много вышло, за билетами поехали, так что бери, пока эти есть…
Я взял полтора рубля и отправился в город…
Хотя город Сыктывкар находится в северной части России, но лето здесь иногда бывает жаркое. И в тот год я точно помню, что было где-то около 35 градусов. Я ходил по улицам, разглядывая магазины, в парадном кителе чувствовал себя не совсем уютно и жарко. Так и хотелось снять китель и ходить в одной рубашке, засучив рукава, но знал, что можно нарваться на патруль, и прощай, увольнение надолго…
«Мда, - думал я, - с полутора рублями здесь далеко не разгуляешься, даже нельзя выбрать, на что их потратить))»
Вспомнил я и одну просьбу сослуживца. Попросил меня позвонить в городе по одному телефону его девушке, чтобы предупредить о следующем его увольнении. И я начал искать телефонный аппарат. Главное, видел где-то, но уже не помнил. И чтобы не мотаться лишний раз, решил спросить у проходящей мимо девушки…
- Извините, пожалуйста, не подскажете, где находится нофелет? - спросил я.
Девушка встала, как вкопанная, задумалась и ответила:
- Идемте, я Вас проведу к нему, иначе заблудитесь, - добавила она, улыбаясь.
Через пару минут я уже звонил девушке сослуживца. Но, к сожалению, на другой стороне провода никто не поднимал трубку… Я вышел и закурил самокрутку, и только потом заметил, что девушка до сих пор стоит неподалеку и смотрит в мою сторону, как бы убедиться, что ее помощь была не напрасна.
Я подошел к ней и поблагодарил еще раз, добавив, что придется позже перезвонить скорей всего. Она не уходила, и видно было, что хочет мне еще чем-то помочь. Я тоже не знал, как в таких ситуациях надо поступать. Вдруг она произнесла:
- Давайте, я Вам покажу наш парк? Он такой чудесный и большой, Вы там наверно никогда не были…
II.
Для меня это было полной неожиданностью. Я готов был прыгать от радости, но сдержав свои чувства, ответил с улыбкой:
– Конечно, с большим удовольствием! Я как раз не знаю города и куда идти…
- Меня зовут Оля, - она протянула мне руку, и я нежно пожал ее, и тоже представился, – Ваня.
Мы шли по аллее парка. Высокие деревья скрывали солнце, образуя над головой зеленую изгородь. Легкое дуновение ветерка доносило аромат, который исходил от девушки, и я с жадностью вдыхал его. Оля мне рассказывала историю парка, и о его значении в жизни города. Мне все это было безразлично, я делал вид, что слушал, а сам разглядывал её и любовался ею… И думал, что не могу поверить в это чудо, которое произошло со мной…
Еще полчаса назад я не знал, куда податься, и был как будто отрешен от всего мира. А сейчас иду рядом с милой девушкой, которая своим певучим голосом греет мою душу.
Незаметно тема разговора поменялась: я начал рассказывать о себе, о своем увлечении астрономией, как из простых материалов собрал свой первый телескоп, как наблюдал из него кратеры на луне, как очень верю в то, что мы не одни во Вселенной, и рано или поздно нам суждено встретиться с другой цивилизацией…
Оля с интересом слушала, иногда и я с радостью отвечал на них.
С каждой минутой она мне нравилась все больше и больше.
Я уже ее не «боялся», как в начале, и смело разглядывал ее милое личико, ее курносик с мелкими веснушками, зеленые глаза и каштановые волосы. Всё это сочеталось идеально и очаровывало меня. Сердце трепетало, и я понимал, что начинаю влюбляться…
Я готов был вдоль и поперек по нескольку раз пройти этот парк, лишь бы эта прогулка никогда не закончилась. Но к сожалению, мы оказались на центральной дороге. По тротуару в нашу сторону приближался патруль. Я быстро одел фуражку и отдал им честь, они ответили, и я успокоился. Время приближалось к полудню, я даже не заметил как оно пролетело. И я думал, как мне еще удержать Олю…
На другой стороне улицы из пельменной доносился вкусный запах. Я проклинал себя за то, что не могу позволить себе пригласить девушку вместе отобедать. Да и под ложечкой начинало покалывать: любовь любовью, а голод давал о себе знать. Оля как будто прочитала мои мысли, и вдруг предложила:
– Давай пообедаем пельменей? Они такие здесь вкуснятские! Мы уже несколько часов гуляем, и ты наверно проголодался…
Мне было стыдно ей признаться, что денег хватает только на одну порцию. И я ответил:
- Оля, давай я только компот буду, очень хорошо позавтракал. Нас кормят в части как лошадей!
- Нет, я одна не буду, - ответила Оля, уже входя в пельменную. Я, крепко сжав потрепанный рубль в кармане, последовал за ней.
III.
Пельменная оказалась многолюдной. Очередь за стойкой выстроилась в один длинный ряд с подносами. Видимо мы попали в самый час пик…
Оля, попросила, чтобы я занял самый крайний столик. Я быстро подбежал туда, бросил фуражку и вернулся…
- Ваня, разреши мне заплатить за обед, – обратилась она ко мне, когда я подошел.
- Оля, это не правильно! Где это видано, чтобы девушка платила за парня? - ответил я.
- Ты - солдат, я знаю, как вам тяжело с деньгами. Поэтому даже не думай об этом, все нормально. - категорично ответила она.
Мне было крайне неудобно. Первый раз в жизни я столкнулся с такой ситуацией. Если бы у меня были эти несчастные 5 рублей, то я бы ни за что не позволил себе такое… Но с полутора рублями ничего не оставалось, кроме как согласиться…
Мы сели друг напротив друга. Я ел самые вкусные пельмени за свою жизнь, Оля заказала себе только салат. Она смотрела на меня так же, как и моя мама, когда я приходил со школы и обедал. И я немного от этого засмущался.
- Не обращай на меня внимание, - произнесла Оля, увидев, что я заметил ее взгляд, – и не стесняйся, кушай, иначе остынет, – добавила она с улыбкой.
Я потихоньку начинал чувствовать ее теплоту и заботу обо мне. Было такое приятное ощущение, как будто был у себя дома, в своих родных стенах…
Мы беседовали о разном. Я рассказывал ей о своих армейских буднях, она внимательно слушала, иногда переспрашивая. Видно было, что ей очень интересно.
- А я закончила секретарские курсы и теперь работаю в одной конторе, недалеко от Сыктывкара, – она тоже начала рассказывать о себе, – зарплатой довольна и могу позволить некоторые расходы. Но все равно хочется пойти дальше учиться, не хочу останавливаться на достигнутом…
Я с ней соглашался: у меня самого была мечта закончить астрофизический факультет и работать в обсерватории…
Мы вышли из пельменной и шли вдоль дороги по тротуару. Я соскребывал последнюю махорку с пачки…
- Подожди секунду, - сказала мне Оля, - и побежала напротив к киоску. Через минуту она вернулась и протянула мне две пачки сигарет БТ
Это были болгарские сигареты, очень дорогие… В толкучке в моем городе стоили три рубля пачка минимум… Я посмотрел на нее с изумлением и спросил:
- Оля, зачем ты это делаешь?
- Возьми, Ваня, пожалуйста, я тебя очень прошу… Так надо…
- Но я не могу! Во-первых, они очень дорогие. Во-вторых, для меня не прилично, чтобы девушка платила везде за парня… тем более еще едва знакомого.
- Ваня, я сказала, не думай об этом. Я знаю и понимаю, что тебе неловко, но я очень прошу, не отказывай мне! - она смотрела с таким умоляющим видом, что я не мог отказать.
Закурив сигарету, я
почувствовал мягкий и приятный аромат болгарского табака, и унесся мыслями в свои родные края. Где мы с пацанами шли с дискотеки в обнимку с девчонками, как визжали по улице, передавая одну сигарету на всех и затягиваясь по очереди…
Оля смотрела с чувством удовлетворения, видя, как мне было приятно.
Мне захотелось прижаться поближе к ней, дотронуться и почувствовать ее…
IV
Мы не спеша приближались к телефонной будке… «Надо еще раз позвонить» - вспомнил я.
Оля отошла в сторонку, я начал набирать номер, и наконец, после нескольких длинных гудков, кто- то поднял трубку:
- Алло - услышал я голос молодой девушки.
- Я бы хотел поговорить с Валей – начал я разговор.
- Да, это я, а кто спрашивает? – последовал вопрос.
- Друг Жени, - продолжил я - он меня попросил Вам передать, что в следующее воскресенье возьмет увольнение и будет Вас ждать на старом месте в десять утра!
После несколько секунд паузы девушка произнесла:
- Передайте ему, что я вряд ли смогу: уезжаю к бабушке в деревню до конца лета.
- Хорошо, я передам - ответил я девушке и положил трубку.
Я подошел к Оле, она увидела, что я не в духе и спросила: «Что случилось?»
- Ничего, - ответил я – все в порядке. И посмотрел на часы: мое увольнение приближалось концу…
Мы шли по засыпанной листвой дорожке… «Странно, - думал я, - здесь нету ни осени, ни весны… А только зима и лето…» Оля, видя мое подавленное настроение, взяла меня под руку и спросила, улыбаясь: «Расскажи мне еще что-нибудь из армейской жизни, такое смешное…»
Я думал про себя: что бы ей рассказать? Смешного мало там встретишь, но что-то надо было говорить.
- Вот если меня увидят *деды*с роты с девушкой под ручку… будет очень смешно! - начал я.
- Правда? А что здесь смешного? – удивилась Оля
- Не знаю, это надо у них спросить! – ответил лаконично я.
- А как ты сел за машину в первый раз? - Тебе не было страшно?
- Нет, страшно было, когда вождение сдавал с табуреткой *дедам*: если не туда завернешь, то можешь провалить экзамен - смеясь, ответил я.
Оля смотрела на меня с недоумением не понимая, шучу я или всерьез.
- Все-таки очень жестоко в армии, почему столько ненависти там?
- Это не ненависть, Оля, это - школа мужества, пройдя ее, ты закаляешься и готов уже к испытаниям и лишениям в жизни, ну а если развести детский сад, то и воевать потом никто не захочет.
Олю мои доводы не успокоили, и она выглядела задумчивой….
Мы незаметно подошли к остановке, пришел момент прощаться. Если бы не этот звонок, то я бы уже наверное в любви объяснялся… Но сейчас мне было страшно что-то говорить, так как не представлял, каким будет ответ.
Мы смотрели друг другу в глаза, как бы читая мысли, в ожидании, кто первый заговорит… Оля, заметив мой потерянный вид, не выдержала и первая заговорила:
- Ваня, я тебе оставлю свой телефон, ты звони, когда еще будешь в увольнении!
Я кивнул головой… и ждал, ждал, момент, когда она потянется поцеловать меня…
- Оля, я никогда не встречал в жизни девушки такой как ты – наконец-то набравшись смелости, начал я – и вряд ли найду когда-нибудь, этот день- был самым счастливым в моей жизни, и я хотел бы чтоб он никогда не кончался… Оля, стань моей женой, пожалуйста, я буду любить тебя всю жизнь – продолжал я, сам не ожидая.
Оля смотрела на меня с широко раскрытыми глазами… Ей не верилось в то, что слышалось… Но я опять повторил.
- Ваня, - начала она, опомнившись, - ты замечательный парень, но я люблю другого.
Теперь моя очередь настала шокироваться: - «Как? Почему?, – вырвалось у меня, – зачем же ты со мной гуляла целый день? - уже почти в негодовании спросил я, - зачем кормила, зачем покупала сигареты?
- Ваня, пойми… Мой парень в армии сейчас, и он тоже служит, как ты, и проходит через те же тягости, поэтому когда вижу тебя - то думаю о нем, помогая тебе - помогаю ему… Я понимаю, что это звучит странно, но это так…
Я был просто ошарашен услышанным… Пытался переварить информацию, но ничего не получалось… Единственное, что до меня доходило, что все кончено, все улетучилось, и без возврата… Она стояла с виноватым видом, я подошел, обнял ее и поцеловал в красивый лобик и сказал на прощанье:
- Спасибо Оля! Ты - замечательная девушка, твой парень должен гордиться тобой!!!
Я запрыгнул в первый остановивший автобус, помахав ей рукой, и отвернулся, чтобы спрятать свои уже красные глаза….

Так закончилась моя первая встреча с загадочной душой русской девушки, я долго пытался осмыслить ее суть… Но понял, что для меня это просто недосягаемо…

Где-то в душе кроется надежда, очень маленькая, конечно, что может случайно зайдет Оля на сайт когда-нибудь, и прочитав эту историю, быть может, вспомнит себя… Я так бы этого хотел, но знаю, что чудес не бывает….

КОНЕЦ