Основные приемы, встречающиеся в жанре хоррора

Лев Вишня
1. КЛАССИЧЕСКИЙ ХОРРОР.

    Метод «Прямое убеждение». самый популярный и самый классический прием, используемый писателями  ужасов всех времен и народов носит самый примитивный по своей конструкции  характер. Тебя просто тупо убеждают, что это «страшно». Тебе говорят, что это «страшно» непрерывно на протяжении всего текста вплоть до самого его конца. Прием крайне популярный среди «готического романа». Сопровождается чаще всего «атмосферой ужаса» (склепами, кладбищами, подземельями, замкнутыми пространствами или прямым изображением Ада или катастрофы)

   И это на самом деле самый сложный прием, потому что овладением им требует виртуозного литературного языка и тонкого понимания человеческой психики. Перебор в данном приеме дает «антиужас» (ужастик превращается в комедию и самопародию). Язык произведения использующего «прямое убеждение» должен быть красочным и весьма сильным (иначе провал!).

   Любимый прием Стивена Кинга и самый распространенный в готическом романе...

   Имеет несколько подвидов:

   «Противостояние» - когда на протяжении всего текста без остатка, человек противостоит какому-то монстру или маньяку. Зло полностью персонализировано и никаких двойных толкований невозможно. «Мизери» - Стивена Кинга.

   «Я сотворил монстра -- он меня убил» - «Франкенштейн» и «Странная история док. Джекилда и мистера Хайда»

   «Да здравствует кровавая баня» - массовая бойня на экране, сотворенная одним персонажем.

   «Ой, куда я попал» - персонаж оказывается в очень нехорошем месте.

   «Ух ты! Кто-то нас кушает» - аналогично с группой персонажей.

   «Игра на выживание с непрерывным выбыванием»

   «Каждый день приходят гости» -  непрерывно на протяжении всего произведения монстры подкрадываются, но не кушают главного героя, оставляя все на конец.

и т. д.

 

   2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХОРРОР.

   «Сюжет-перевертыш». Парадокс. Любимый мой сюжет. Эта схема, когда на протяжении всего действия читателя убеждают в одном, а в финале (или в середине текста) все переворачивается с ног на голову. Классический пример: новеллы Э. По «Продолговатый ящик» и «Ты есть муж сотворивший сие».

   Подвиды: «замена точки ужаса» - шикарный вариант «Паук» Эверса, где человек смотрит в окно соседнего дома, но не подозревает, что существо, которое он видит в этом окне в действительности находится в одной комнате с ним.

   «Абсурдный ужас» - ситуация когда причиной ужаса становится самый безобидный предмет или существо, например обыкновенная кошка. «Черный кот» Э. По. Или малолетний ребенок «Шопот» или птицы Хичкока.

   «Расслоение зла» - ситуация, когда основное зло сталкивается с еще большим злом. Например, маньяка убивает еще больший маньяк или монстрика сжирает еще больший монстр. Или напротив появившееся новое зло начинает сотрудничать с первым, объединяет усилия.

   Популярен также случай «лучший друг», когда помогающий главному герою персонаж в итоге оказывается его главным врагом, а тот с кем персонаж боролся, в итоге становится второстепенным.

   Еще есть подвид: «кто самый слабый тот и монстр». В сюжет вводится персонаж, которому в виду его очевидной слабости и зависимости прививается симпатия зрителя, но в итоге именно этот персонаж оказывается самим монстром. Французский «Видок» и испанский фильм «Монахиня».

   «Все твои действия были против тебя» - когда персонаж на протяжении всего сюжета совершает правильные с точки зрения зрителя и логичные поступки, которые в итоге ведут его к полному поражению, без хеппиэнда. Например «Ключ от всех дверей».

   «Ты сам враг себе» - сюжет в котором преследуемый монстрами герой в финале понимает что он сам себя и преследует, точнее не он, а его шизофренические галлюцинации. «Вильям Вильсон».

   «Все друзья кругом – враги» - самый сложный вариант данного типа сюжетов, когда на протяжении всего действия, зрителя убеждают в правильности окружения персонажа, а в итоге все оказывается совсем иным. «Ребенок Розмари».

    Шикарно сюжет-перевертыш использовался в первой-третьей частях сериала «Пила». Труп по середине комнаты и является маньяком. Ты должен просто слушать меня и разговаривать со мной, тогда ты победишь. Или: «хоть пистолет в твоей руке, но твоя жизнь в действительности в руке того в кого ты целишься» Потом сериал полностью выродился и начиная с четвертой части постепенно деградировал в ничто.

   Сюжет-перевертыш второй по популярности среди авторов хоррора берет не атмосферой, как «прямое убеждение», а именно самим сюжетом и его ошеломляющей развязкой. Тут не обязателен мощный язык и мрачная атмосфера, но они также бывают. Главное это развязка, которая должна быть максимально сильной.


   3. СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ХОРРОР.

    Это когда причиной ужаса становятся необъяснимые вещи. Например: «1408» -  где персонаж полностью погружается в мир квазиреальности.

   «Видеодром» - постепенная рекрутка галлюциногенного мира в финале главный герой сам превращается в монстра.

    «Человек мотылек» и «Контакт четвертого уровня»-  абсолютно непонятно что это было, зачем и от кого. Сто загадок и ни одного ответа.

    «Куб» - тема замкнутого пространства в котором происходят чудеса. Японский вариант «Ганц», российский «Лифт».

   «Пандорум» - разгадай мир сказки, чтобы выжить.

   ВСЕ фильмы Девида Линча, кроме само собой «Дюны». Идеальный образец такого хоррора в его творчестве это «Манхолландрайв».

   Сюрреалистический ужас используется крайне редко, потому что требует совершенных знаний о квазиреальности и богатого воображения! И нельзя путать сюрреалистический ужас и сказки навроде «Ночного дозора». Это просто разные жанры (хоррор и сказка). Сюрреалистический ужастик требует точного понимания человеческой психики и предельного реализма в описании мира людей. Он построен на несоответствии «сказочного» мира и обычного. На контрасте этих двух миров.

   Шикарный вариант: «Волшебная лавка» Герберта Уэллса.

   
   4. УПРОЩЕННЫЙ ХОРРОР 

   Апокалипсисы и просто монстры без объяснений. Целый пласт космического хоррора и фантастического хоррора. Вариант, которому не нужен реализм или точное описание человеческой психики. «Чужой», «Нечто», «Чудовище». Туда же идут всякие «Челюсти» или «Годзиллы». Все фильмы про вампиров, зомби, оборотней и любой фольклор - тоже из этой серии.  Любой этнический хоррор также идет в четвертый сюжет.

   Визуально малоинтересен, но зрелищно крайне эффектен, потому что позволяет сотворить любого монстра и использовать любые подприемы.

   PS: Книги Гоголя в виду массированного и умелого использования им элементов квазиреальности, несмотря на этнический характер тестов это третий тип сюжета хоррора (исключение из правил).



5. ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВНУТРИ ЛЮБОГО ТИПА СЮЖЕТА

   Таких приемов около сотни и их нужно также квалифицировать. Пока в крайне упрощенном виде:

1. «Шорохи». Шорох ложный, потом другой шорох еще шорох и развязка с неожиданного конца.

2. «Подкрадывание». Когда зритель видит мир глазами монстра, или напротив глазами жертвы или просто самого зрителя «Психо».

3. «Разгадывание». Когда сюжет превращается в детективное расследование.

4. «Предельный мрак». Когда ужас крайне натуралистично подан, «Сонная лощина».

5. «Поток совмещенных вещей». Когда появление монстра, с которым невозможно бороться, совмещается с целым комплексом самых разных событий. Классический пример фильм «Звонок».

6. «Превращение». Замещение объекта ужаса, добрый превращается в злого.

7. «Бойня». Показывается кровавая каша, но достаточно убедительно. Массовая бойня. «Керри», «Испепеляющая взглядом».

8. «Расколотое я». Шизофрения главного персонажа. «Тайное окно».

9. «Не верю!» Герой упорно не боится чего-то, что убивает других. Шикарный вариант фильм «Туман».

10. «Мгновенная трансформация». Слабый становится сильным, буквально в одну секунду, «Видок».

11. «Исповедь». Монстр объясняет герою, почему тот должен умереть.

12. «Сказка». Когда героям рассказывают страшную сказку, и она воплощается в жизнь.

13. «Инквизиция». Демонстрация особенных ужасов, связанных с пытками и особенных видов смерти. Крайне популярна в испанском хорроре «Монахиня», но присутствует и в американском «Сонная лощина».

14. «Черт из табакерки». Что-то выскакивает и нападает на зрителя как на героя.

15. «Видео-расследование». Крайне новый жанр, открытый фильмом «Ведьма из Блэр». Кто-то ходит с видеокамерой, и все время снимает какую-то муть.

16. «Гастрономия». Предел примитива - когда вместо ужаса просто показывают, как превращают кого-то в фарш. Популярен среди пародийных и комедийных ужастиков.

17. «Сатана». Весь комплекс приемов темы экзорсизма можно определить в один раздел используемых приемов. «Экзорсист», «Омен», «Семь демонов Эмелли Роуз».

и так далее…
Антология хоррора (наиболее популярные приемы):

http://www.proza.ru/2017/06/28/57