Где жил прадедушка кота Бегемота?

Мария Калиш
Все мы знаем кота Бегемота. Чёрного хулиганистого таинственного. Бегемот появился в Москве в самом начале 30-х годов века XX, а вот лет за сто пятьдесят до него по улицам и переулкам нашего города мягкими бархатными лапами шествовал его прадед. Про него оставил отзыв сам Пушкин: «Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечёл два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Три(Трифоном). Фал.(Фаллеичем) Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повёртывая голову и выгибая спину…» - восторженно писал поэт своему брату из Михайловского, прочтя «Лафертскую маковницу» А. Погорельского. Так что знакомьтесь, вам почтенно кланяется, Аристарх Фалелеич Мурлыкин, титулярный советник. При усах и шпаге, в зелёном мундирном сюртуке с золотым галуном - по совместительству ведьмин кот.
Ведьмы в Москве, да ещё и в самом конце века XVIII… Разве такое возможно? Оказывается, вполне возможно. Причём самая настоящая, скроенная по европейскому стандарту. А рассказал нам о ней член литературного кружка «Арзамас»* Антоний Погорельский. Вот у этой  самой ведьмы и был в помощниках чёрный кот, превратившийся в титулярного советника. Такие помощники колдунов встречаются в европейских легендах и называются фамильярами. С ними чернокнижники делятся частью души, для того чтобы была возможность накладывать чары на самих себя, не подвергая себя опасности. Еесли каждый раз себя заколдовывать, то душа может выгореть. От такой профессиональной неприятности и спасал фамильяр. По традиции фамиляра ведьме дарил дьявол после подписания договора о продаже души, вернее, посылал ей низшего духа - беса. Помощник служил своей хозяйке верой и правдой, а потом утаскивал душу колдуньи в ад. Фамильяр мог передаваться по наследству, в таком случае он был хранителем секретов колдовского искусства и ведьминых сокровищ. У нашей ведьмы всё соответствовало правилам: «иные даже божились, что любимый черный кот, каждое утро провожающий старуху до ворот и каждый вечер ее встречающий, никто иной как сам нечистый дух». А предчувствуя сою близкую смерть, ведьма говорит предполагаемой наследнице: «Мой верный друг, давно уже зовет меня туда, где остылая кровь моя опять согреется».
Возникает ещё один закономерный вопрос, откуда в Москве ведьма европейского образца. Всё очень просто: ведьма жила в Лафертской части у Проломной заставы. Это не какой-нибудь заколдованный «кривой переулок» из Гари Поттера, а всем хорошо известное Лефортово. Так «Лафертовой слободой», «Лафертовым», «Лафортовым» называли стародавние москвичи этот район на берегах Яузы. Когда по реформе 1782 года Москва была разделена на полицейские отделения и части, Лефортово было выделено в одну из них, объединив и Немецкую слободу на левом яузском берегу и правый берег с Военной гошпиталью. Весь район получил название в честь солдатской слободы лефортовского полка, одного из полков нового строя, созданного Петром I. В середине XVIII века появилась застава Камер-коллежского вала, получившая название Проломной, так как была устроена уже после отсыпки земляного укрепления, то есть, проломлена в его толще. Вот как описывает Проломную заставу москвовед Сергей Любецкий в 1880 году: «Проломная застава, как и Трёхгорная, выстроена была после прочих застав. Проломная называлась просто Проломом. Она близ бывшего Екатерининского дворца, за кадетскими корпусами. Около неё до сих пор существует Анненгофская роща и Новоблагословенная церковь. Прежде здесь находилась придворная дневальная и конной гвардии караульная конюшня. Через неё проселком можно выехать и к Покровской заставе, и на Владимирскую дорогу».
Примерно так же выглядела застава и во времена действия повести про колдунью-маковницу. Лефортово всегда было самым европейским районом Москвы. Недаром здесь располагалась в XVII веке Немецкая слобода, где звучала разноязыкая речь, стояли кирхи и костёлы. Хотя в XVIII веке в Лефортово жили не только иноземцы и солдаты, всё равно в этом районе мещанские домики имели европейский облик, большая часть ремесленников вели свой промысел на немецкий лад, зачастую строились и мануфактуры. Вот и ведьма, поселившаяся в Лефортово, получила европейские черты, тем более что основным заработком для неё служило гадание на кофейной гуще и картах, тоже, кстати, привезённых из Европы.
Но вернёмся к Аристарху Фалелеичу Мурлыкину и его создателю. Наш пушистый титулярный советник не просто фамильяр, он ещё и литературный родственник кота Мурра - друга и наперсника Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. Ведь создатель Мурлыкина несомненно знал творчество немецкого романтика. А, возможно и лично был знаком с Гофманом. Быть может и сам кот Мурр сидел на коленях у Антония Погорельского, когда два литератора беседовали за стаканчиком рейнского.
В детстве многие смотрели мультфильм «Чёрная курица», снятый по сказке написанной Алексеем Перовским, который взял себе псевдоним - Антоний Погорельский. Примечателен тот факт, что первым опубликованным произведением писателя стала именно «Лафертская маковница», напечатанная в 1825 году в журнале «Новости литературы». Фантастическая повесть эта о бедной невесте - бесприданнице, бабушке-ведьме и жадной матери разворачивается на улицах Москвы конца XVIII века. Автор показывает нам скромный быт служащего московского почтамта Онуфрича. Мы как бы слышим колокольный звон церкви Никиты Мученика в Басманной слободе, видим зловещую вереницу огней прыгающих по земле к дому ведьмы от Введенского кладбища.  Все эти подробности не удивительны, так как сам Алексей Перовский родился в Москве. Его родителями были граф Алексей Кириллович Разумовский и мешанка Мария Соболевская, с которой граф сошелся вопреки обычаям тех времён, разъехавшись со своей законной супругой Варварой Петровной Шереметьевой. У пары было десять детей, деликатно именовавшихся «воспитанниками», вторым из которых и был Алексей.
Бывая в Москве, Алексей навешал и скромный послепожарный особняк, что стоит на Новой Басманной улице рядом со зданием полицейской части. С 1819 года в нём жила мать Алексея Мария Соболевская.
Возможно и наш Аристарх Фалелеич Мурлыкин жил именно здесь, только в доме, что стоял на том же каменном фундаменте до огненного 1812 года, и был, быть может, соседом самого Н.М. Карамзина.
*«Арзама;с» (1815—1818) —литературный кружок, объединявший сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. Членами «Арзамаса» были как писатели: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, А.А. Плещеев, В.Л. Пушкин, А.С. Пушкин, А.А. Перовский, С.П. Жихарев, А.Ф. Воейков, Ф.Ф. Вигель, Д.В. Давыдов, Д.А.Кавелин, так и лица, известные более по своей общественной деятельности братья А. И.и Н.И. Тургеневы, С.С. Уваров, Д.Н. Блудов, Д.В. Дашков, М.Ф. Орлов, Д. П. Северин, П.И. Полетика и другие.