Зарисовки от психолога. Обычная история

Аполлинария Овчинникова
Цикл «Зарисовки от психолога»

                "Меняет время декорации и платья,
                Меняя стиль, но не меняя суть.
                Проблемы те же и те же понятия,
                И так же труден путь..." А. Пушной.


                Обычная история

Время действия: 211.. г.
Персона: Дмитрий.
Количество сессий: три.
Специалист: Марта Иволгина.

***
Партнерство в браке… Что за зверь? И почему в трудные времена мы начинаем сомневаться? Пыжимся, пытаясь сохранить сладкое реноме. И злимся-злимся-злимся, что нас не понимают. И продолжаем молчать.
И кто тут говорит о партнерстве в браке?

***

- Понимаете, мне кажется, что все женщины…, - Дмитрий c усмешкой поправляется, - большинство женщин, заражены неким вирусом...
- Вы о чём? – улыбается в ответ Марта. – Что за вирус?

Он садится в кресло глубже, упирает локти в колени, сцепляет пальцы и упирает в них украшенный "эспаньолкой" подбородок.

- Моя жена вот уже полгода называет меня неудачником, – вздыхает Дмитрий, не поднимая глаз. – Говорит, что если я не могу обеспечить ее жизнь так, как она хочет, то я ничего в этой жизни не стою, - делает паузу, поднимает голову и, глядя Марте в глаза, произносит: -  Я – пустое место. Она родила дочь, и, вроде как, исполнила свою миссию, а я со своей - не справляюсь.

- Дмитрий, вам тридцать пять, если не ошибаюсь?
- Будет через месяц.
- Помните, два года назад, когда мы встретились первый раз…
- Да, да! – восклицает он. – Мне хватило двух встреч, Марта. И жизнь почти наладилась. Но сейчас всё вернулось!

- Что вы хотите, Дмитрий? Зачем вы здесь? - Марта, сидя в кресле напротив, наклоняет голову к плечу.
- Не знаю, – выдыхает он, поджимает губы и говорит, медленно и внятно: – Я устал. И, наверное, хочу уйти.
- И что вам мешает?

Дмитрий молчит. Смотрит в окно. Сквозь приоткрытые жалюзи виден контур башни с часами. Открытая фрамуга впускает звуки шумящего под окном проспекта. Сердце старого города, сохранившее не только первоначальные названия улиц и площадей, но и архитектуру, надежно защищено куполом от агрессивной современности. Здесь не встретить авиеток и кричащей рекламы. Здесь не бывает плохой погоды, лишь изредка власти идут на то, чтобы запустить иллюзию знаменитых туманных и дождливых утр Северной Пальмиры.

- Меня бесит, что она называет меня неудачником! – выдыхает он.
- И каковы ее требования?
- Поменять апартаменты, эти уже не престижны, она хочет жить ближе к центру, - он загибает пальцы, - а так же новое авто, шубы и другую хрень! Говорит, что любящий мужчина должен баловать свою женщину поездками на курорты, бирюльками с камушками и всякой другой ерундой хотя бы раз в три месяца!

Дмитрий – импозантный молодой мужчина, с открытым лицом, умеренными жестами, скорее молчалив. Имеет одну, на его взгляд, отвратительную черту – терпеть не может скандалов и выяснения отношений. Тянет до последнего, а потом – взрывается. В недавнем прошлом – удачливый бизнесмен. Зная его почти два года, Марта уверена, что сил и энергии у него хватит на то, чтобы выкарабкаться из того финансового кризиса, в который ухнул мир.
Его супруга – единственная дочь из обеспеченной семьи. Отец, не пожелавший бороться с недугом, умер до того, как Дмитрий взял в жены его дочь. Теща принимает самое активное участие в жизни дочери, несмотря на то, что живут молодые на другом конце мегаполиса, занявшего половину евразийской части нашего государства.

- И что говорите ей вы?
Дмитрий смотрит на Марту с недоумением на лице:
- Начинаю кричать, что она слишком много хочет. И что мамочка науськивает ее на меня. Говорю, что если ей не нравится, то пусть ищет себе кого-то другого! И вместо того, чтобы лучше заботиться о муже и дочери, она целыми днями висит на визоре со своими подружками-домохозяйками, смотрит идиотские сериалы и слушает свою мамочку!
- А потом, насколько я понимаю, всё скатывается на скандал, - заканчивает Марта.

Он тяжело дышит и смотрит на Марту уже с ненавистью.

- Скажите, Дмитрий, а вы можете дать вашей жене то, что она требует? - в голосе Марты звучит улыбка.
- Нет, - рычит он. – Не могу! У меня сложные времена! Я не могу прыгнуть выше своей головы!
- А вы говорили ей об этом?
- Нет, и не собираюсь! Я говорю, что нужно подождать, что времена сложные, но скоро это пройдет!
- А вы сами, Дмитрий, в этом уверены? - продолжает улыбаться Марта.

Дмитрий замолкает. Играет желваками:
- К чему вы клоните, Марта?
- Только спрашиваю.
- Я не знаю, – он опускает голову. – Не знаю…

Марта встает, идет к кулеру, наливает в стакан воды и протягивает Дмитрию:
- Получается, Дмитрий, что вы ее обманываете?

Мужчина смотрит на Марту поверх стакана:
- Я?!
- Кормите ложными надеждами, водите за нос. Она с вами более честна – говорит прямо и открыто о своих требованиях, о своих желаниях. А вы – увиливаете.

Дмитрий резко ставит стакан на столик, часть воды выплескивается. Марта достаёт из коробки салфетку, вытирает мокрое пятно и, словно ничего не произошло, продолжает, не изменив тона:

- И вместо того, чтобы честно сказать ей о том, что у вас нет никакой уверенности в том, что вы сможете удовлетворить ее запросы, как в ближайшем, так и в отдаленном будущем, вы прячетесь за собственной ложью. Зачем?

Он тяжело дышит, приподнимается в кресле и хрипло произносит:
- Все вы, женщины, одинаковые. Я жалею, что пришел.

Марта откидывается в кресле, крутит в руках блестящую авторучку. Тоже раритет. Клиентам нравится, что у Марты всё, как было на заре робототехники: мягкие кресла, кулер, вид старого вокзала из окна и полное отсутствие роботов. Лишь ноут.

- Вы не дослушали, Дмитрий. Хотя, вы вольны уйти в любой момент.
Он опускается в кресло, переводит дыхание.
- Извините, Марта. Я вспылил.
- Бывает, - приветливо улыбается Марта. – Так почему, Дмитрий, вы не говорите ей всей правды?

Дмитрий сжимает и разжимает кулаки, супит брови.
- Потому, что она может меня бросить.
- Имеет полное право, – подхватывает Марта брошенную фразу. – Она свободный человек, живущий в цивилизованном мире, и вполне может позволить себе искать лучшей доли. Разве нет? И потом, она выросла в обеспеченной семье, и смею предположить, что когда вы брали ее в жены, то обещали сделать счастливой и рисовали радужное будущее, не жалея красок. Ничего удивительного в том, что она чувствует себя обманутой.

- О чем вы говорите? – он сдвигает брови, сжимает кулаки. – А как же, наша семья?
Марта держит паузу.
- Как же, семь лет брака?! – его лицо постепенно разглаживается. – Имеет право?.. Имеет…

- Дмитрий. Если она примет подобное решение – это будет ее решение, ее выбор. Но вы – будете честны и по отношению к ней, и по отношению к себе. И ответственность за ее решение будет полностью лежать на ней. Понимаете?
Он смотрит на Марту, широко открыв глаза.
- И потом, почему вы так уверены, что она вас бросит? Или вы считаете, что любить можно только успешных? Всё, что вам нужно выяснить, это может ли она вам помочь. И как ей лучше – с вами или без вас. А вдруг она пойдет работать? Или снизит свои запросы? Или предложит что-то свое? Семь лет брака, это – семь лет брака…

- Думаете? А если она так не скажет?
- Её здесь нет, Дмитрий. И мы сейчас вольны фантазировать о многом. А вот вы – здесь. Вспомните, с чего вы начали свой разговор. Помните?

Он грустно улыбается в ответ:
- Я говорил, что все женщины заражены вирусом. Многие мои друзья жалуются на то, что аппетиты их жен выросли в разы…
- А когда я спросила вас о том, что вы хотите…

Он смеется, поджав губы:
- Я сказал, что хотел бы уйти.
- И?...

Дмитрий со вздохом выбирается из кресла:
- Я понял, Марта. Нельзя всю жизнь сидеть на унитазе и тужиться… Спасибо…

«Однако…», - Марта, приподняв брови, с улыбкой смотрит вслед Дмитрию...

--------------