Кызыл-ту

Севинская Ирина
Я уже и не помню, с какого момента моей жизни началось мое детство, счастливое детство. Может быть, с маленького украинского городка Ломовотка. Где я иду с мамой мимо кустов роз и прошу мне их сорвать. Мама, оглядываясь по сторонам, срывает несколько штук и прячет в газетку. Я счастлива! Непонятная любовь к этим колючим цветам. Но я всякий раз ухитрялась сорвать их бутоны и спрятать в карманы своих платьев и штанишек.  Прибежав домой, я доставала это богатство и раскладывала в своем кукольном уголке на полу. Любовалась, вдыхала аромат.
А может быть, детство началось из вагона поезда, в котором наша семья ехала в Казахстан.
Приехали мы, в какой- то поселок и поселились в большом двухквартирном доме. Я не помню точное время года, но на утро выпал первый белый снег.  Который на Украине я видела очень редко.  Я стала проситься на улицу погулять.  Выйдя во двор, я  стала оглядываться по сторонам. Наша улица состояла из больших домов, но не многоэтажных.  А еще рядом я увидела совсем маленькие домики с маленькими окнами и мазанными глиной крышами. В этих домиках как я узнала позже, проживали семьи казахов. Наш дом находился на небольшом холме, а внизу протекала речка, на которую мне строго запретили ходить.
И вдруг я увидела детей. Они залезли, на какой- то домик и там ходили по крыше. Я побежала к ним, это были девочки. Они смеялись, разговаривали, увидев меня, позвали к себе и даже
показали где, стоит лестница. Я  взобралась на крышу, и мы познакомились. Девочек было трое Галя черненькая девочка похожая на цыганочку, она была худенькая кареглазая и очень бойкая. Вторая девочка была Вера, она тоже была худенькой голубоглазой и очень веселой. А третья девочка была Багеля, у нее была темная загорелая кожа лица, щеки и губы были обветрены. Девочки играли в домики и весело бегали по крыше. Я тоже выбрала себе домик.  Он состоял, из прямоугольного стекла в деревянной рамке. Я быстро встала в свой домик и сказала что это мой! Для уверенности в голосе я топнула ножкой, и тут стекло под моими ногами рассыпалось, и я улетела вниз. Я упала в глубокую прямоугольную яму, во что- то очень мягкое похожее на траву. Перед собой я увидела, каких- то странных существ, с белыми мордами, и большими закругленными рогами. Мне в один миг вспомнились прочитанные мамой сказки, в которых были черти. Я стала плакать и ждать, когда девочки позовут людей, и меня будут вытаскивать веревками  наверх. И вдруг, зажегся свет лампочки, и стало очень светло.  Я увидела не только эти существа, но и много птиц, которые замахали крыльями и стали кричать. Я закричала еще громче, но тут,  какой то мальчик закричал на меня: - Вставай! Чего расселась! Он протянул ко мне руки и вытащил меня из коровьей кормушки, которая как я узнала позже, называлась, ясли и была набита соломой. В коровнике оказались двери и Василий, как я узнала позже его имя, вывел меня на улицу и отвел домой.
Вот с этого необычного приключения и началось мое счастливое детство в степном поселке под названием Кызыл-ту.

Зима.
Зима преподносила большие сюрпризы. Она сковывала речку льдом и наметала высокие холмы снега в нашем степном поселке. Иногда мы не могли выбраться из дома и друг друга откапывали. Родители строили туннель, чтобы попасть в дом или в хлев к животным. Ну а мазанки местных жителей сравнивались с землей. Где совсем недавно стоял дом оказывался огромный холм снега.
Но нам детям было даже очень весело играть на улице. Ребята по старше,  строили снежные крепости и пещеры.  А как хорошо,  было кататься с горы на санках! Я не всегда могла прокатиться с верхней точки горки. С санками я шла к середине. И вот с большой скоростью санки несут меня с горы, несколько раз подбросив на ледяной кочке, а затем долго я качусь по ребристому льду реки ! И снова взбираюсь на холм, чтобы еще раз ощутить этот азарт.
Однажды в день моего рождения мы с девочками катались на льду. Лед был чистый,  и его еще не замело снегом. По краям он был крепкий, а вот средина была еще слабо скованна морозом. А я пошла к средине реки,  чтобы рассмотреть водоросли подо льдом. Я рассматривала прилипшие ко льду водоросли. Они напоминали мне сказочные узоры. Я даже хотела прийти домой и их нарисовать. Вдруг лед треснул,  я испугалась и побежала к берегу . Но под моими быстрыми шагами он стал как мягкая подушка я сделала несколько шагов и провалилась в воду. Пальто намокло и стало очень тяжелым, сапожки тоже. Но я махала руками и пробивала себе путь к берегу. До берега было метров триста . Я доплыла или дошла, я уже не помню. Может быть, тогда я и научилась,  не боятся воды.
Придя домой,  я сняла сапоги,  вылила из них воду. Сняла мокрую одежду.  Мои мокрые ноги оставляли отпечатки на полу. Но мои родители,  кажется,  этого даже не заметили. Я нашла сухие носки , которые мне были велики потому, что принадлежали моим братьям , нашла с начесом штаны. Сняла с вешалки пальто моего среднего брата и снова побежала на улицу. Я была одна девочка в семье,  и мне приходилось донашивать за братьями их одежду. Мне так хотелось красное пальто, как у девочек. Но купят мне его гораздо позже , когда я пойду в школу.
 
Весна.
После снежных зимних метелей мы дети очень радовались весне.
Как же можно было не радоваться. Солнце топило беспощадно снег, и мы в новых резиновых сапогах бегали по лужам. Особенно любили мы ходить по хрупкому льду у края речки. Лед там становился мягким, и мы называли его подушкой. На нем можно было попрыгать, а некоторые мальчишки смельчаки даже пробегали несколько метров вперед. Рискуя при этом провалиться.
Дома мы мастерили кораблики из бумаги и картона. Нам было интересно пускать их в ручей, который бурным потоком уносил их в реку.
Весной мы все ждали ледохода. И вот один из них мне очень запомнился.
У моей подруги Веры Тылик отец работал сакманщиком .Он ухаживал за овцами. А кошары овец находились на противоположном берегу реки. И вот в один из погожих дней дядя Миша ушел на работу, а вернуться не смог.  Так как начался ледоход. Ледоход продолжался целую неделю. И дядя Миша жил у сакманщиков в их семье. Каждый вечер он выходил на берег. И виделся со своей семьей. Его жена и дети стояли на берегу и кричали ему. Тетя Клава плакала, потому что очень скучала.
А мы дети тоже махали ему рукой. На это свидание каждый вечер выходили все соседи. Всем хотелось  не только увидеть это зрелище, но и поддержать соседей.



Поездка в Степногорск.
Мне очень хотелось поехать в Степногорск. Этот маленький городок казался очень большим. В нем было много людей, красивых больших домов. А еще, там было много магазинов, и один из них был игрушечный. В нем продавали игрушки.
С самого утра и до вечера я просила маму взять меня с собой.  Я обещала  ничего не просить.  Мне просто хотелось ехать в поезде, сидеть на вокзале. И не только сидеть. На вокзале было много ларьков с разными красивыми мелочами. Особенно  любила я рассматривать открытки, которые коллекционировала. А еще там стоял автомат с газировкой и стеклянный стакан. Если бросить в него монетку, то из него льется вода с сиропом. Этот напиток был очень вкусным. Да и вообще по сравнению с аулом, в котором мы жили, там был просто другой мир!
Подругу Галю тоже не хотела брать мама. И мы договорились, что не проспим, и обязательно прибежим к поезду, чтобы нас взяли в эту поездку. Поезд приходил очень рано, наверно часов в семь. Я точно уже не помню. Но вот идти к полустанку нужно было больше километра. Просёлочная дорога тянулась по степи огибая балки и овраги.
С вечера я приготовила одежду и легла спать  раньше. Ведь мама меня не разбудит, и я очень боялась проспать. Так и получилось! Утром мама собралась очень тихо и ушла. Когда я проснулась, то ее уже не было. Я стала плакать и быстро одеваться! Отец меня подбадривал и смеялся! Я выскочила на улицу и в это же время выскочила моя подруга Галя. И мы побежали! Мы бежали очень быстро! В степи еще была роса и поэтому мои туфли скользили, и я боялась упасть, чтобы не испачкаться. У меня то и дело кололо в боку, и я останавливалась. Галина меня ждала. Она сняла шлепанцы, чтобы быстрей бежать. – Быстрее ! - Быстрее! Кричала она. И я бежала за ней, едва поспевая. В голове только и была мысль о том, что мы будем сидеть на лавочке в сквере и есть мороженное из вафельного стаканчика или пить газировку.
И вот мы уже почти совсем приблизились к полустанку.  Нас заметили родители и стали что- то кричать. Кто- то из людей смеялся. Но мы успели! Мы прибежали! Поезда еще не было. Ко мне подошла моя мама и очень грозно на меня посмотрела! Затем она стала ругать меня! А я плакала и молила взять меня с собой. Я даже сказала, что отец меня отпустил! Что- то говорили односельчане. Я слышала,  что они просили за меня. Но мама была очень строга и непреклонна, и я пошла обратно. А Галю тоже тетя Настя отправила обратно, потому, что она пришла в старых шлепанцах. И Галя побежала бегом, чтобы успеть переобуться. Она бежала очень быстро домой, а я медленно шла и плакала. У нее была надежда. Ее взяли! Просто обувь не та! Я села на бугорок и смотрела на полустанок. Я отдыхала и у меня была надежда, что  она меня позовет, и я тоже окажусь там, с ними, в этом уютном вагоне поезда.  Буду набирать там чай, а проводница даст мне маленькие кубики сахара.
А в это время Галина сестра Зина уже бежала на встречу  и несла ей туфли. Подхватив их Галина, радостно побежала обратно. Ей оставалось совсем чуть-чуть, несколько десятков метров, когда пришел поезд. Но машинист не тронул локомотив, а подождал ее.
В это время, я услышала, чьи то крики, какие то люди мне махали руками.  Они, наверное, звали меня! Но как же я могла вернуться! Ведь мамы среди них не было.
Я сидела долго глядя в след уходящему поезду. Вот уже последний вагон скрылся из вида. В вышине пели птицы. Оранжевое солнце уже стало желтым.   Застрекотали кузнечики в просохшей траве, только на душе, почему то было не радостно.
Может быть, с тех пор я не люблю когда кто- то уезжает, а я остаюсь. И каждую поездку в поезде считаю нечто особенным.

Лето всегда было моим самым любимым временем года.  Можно было целый день пропадать на реке. Плавать до посинения губ, а затем зарыться в горячий песок и греться. Иногда большие мальчишки приносили сбитые доски, и мы с удовольствием катались на самодельном плоту. А еще мы очень любили ловить рыбу. Мы приносили из дома старый тюль, и таскали его по воде, взявшись за края. Рыба нас интересовала только в плане изучения, интересно было разглядывать маленьких серебристых мальков.
Как-то раз мои братья поймали большую щуку! Я ее долго разглядывала, а затем взяла в руки и надавила ей на живот. Рыба открыла рот, и у нее изо рта, вылез большой карась, которого не успела переварить эта хищница! Все очень смеялись.
Не одно событие вообще не могло в нашем дворе произойти тайно. Об этом обязательно все знали  и все сбегались, чтобы посмотреть.
Мы очень любили ходить с девочками в походы. Их обычно организовывали мы с Галей. Один из таких походов проходил у нас вдоль реки. Мы шли берегом по песку и по мелкой гальке, камни от солнца очень нагревались, и ногам было жарко даже в обуви. По дороге мы видели крутые холмы над рекой, в которых жили ласточки. Дорогой мы останавливались, чтобы окунуться. Мы прошли мимо двух домов на холме у старого казахского кладбища. Дальше река делала поворот  и вот на этом повороте находились скалы. Они были не очень высокие метра три  или пять. В них были разные углубления. Одно из них было похоже на кресло. Я уселась в него с важным видом. Сверху открывался чудесный вид на правую сторону реки. За рекой стоял маленький домик. В нем жила немецкая семья. Позже мы познакомились с девушкой Валентиной из этого дома. Дальше мы решили уже не идти. Мы развязали свои мешки и уселись кушать. Самое прекрасное в походе это еда.
Пища наша была очень простой оладьи, лепешки, чай, или простокваша, которую городские жители называют кефир. Место нам очень понравилось из-за углубления в скале, и мы решили дать ему какое то название. Так как нас было четверо.  Я решила взять от каждого имени по две буквы. Вот и получилось «ИрГаЛюНа». Это значит Ира, Галя, Люда, Надя. После этого события это место так и стали называть не только дети, но и взрослые.
Наши старшие подруги Галина сестра Зина и Людина сестра Нина тоже имели свое место. Называлось оно  «ЗиНиЗа». Зина, Нина и Зауреш. Это место было в обратную сторону от нашего. Там не было скал, но там был островок посредине реки, на котором росли кустарники жимолости. Место для плаванья было много, и оно было глубоким. Но самое прекрасное то, что там росли белые и желтые кувшинки в воде. Мы часто за ними плавали, запутывались в траве, но срывали с длинным стеблем кувшинку и плыли с ней к берегу.

Лето в степном поселке было очень жарким. Поэтому мы с Галиной любили спать на чердаке нашего двухквартирного дома. В левой половине спали мои два брата Юрка с Вовкой и ее брат Василий. А в правой половине мы с ней. Там у нас висел плюшевый ковер, и стояло две раскладушки. Вечером становилось очень страшно. И взрослые нас часто пугали, что мы убежим домой. Но мы укрывались с головой одеялом, прижимались друг к дружке и зажмуривали с силой глаза, чтобы быстрей уснуть. Просыпались мы с первыми лучами солнца. Оно проникало сквозь щели в шифере. Тонкие лучи его весело плясали, щекотали мне нос и глаза. Я пряталась под одеяло, уж очень хотелось спать. Сквозь сон я слышала мычание коров, звук сепаратора в доме и ходьбу  ног.
Но вот я сквозь сон уже отчетливо слышу стук камешков по шиферу и голос Зинаиды Галиной сестры: - Ирка!-Галька!-Вставайте! Зинаида кричала долго, потому что мы никак не хотели вставать. Утренний сон такой крепкий и сладкий! Но мы поднимаемся, спускаемся с чердака и гоним телят. Это была наша обязанность. Каждое утро после того как телят напоят молоком мы их выгоняли далеко в степь  вдоль реки. Там была зеленая трава, и они паслись. Очень часто нам помогала выгонять телят старушка баба Дуня. Она была худенькая, сухощавая, но очень крепкая. Она ходила с нами детьми по ягоды за несколько километров и могла подтягиваться на турнике.
Выгнав телят, мы шли по домам,  завтракали, смотрели телевизор. Мама и отец были уже на работе. Отец в поле мать ходила работать на огород. Там выращивали рассаду и овощи. Братья помогали отцу на сенокосе, а мы были предоставлены себе.
День мы никогда не планировали. У нас всегда были важные дела. То мы устраивали игры со скакалками, которые тянулись часами. Попробуй про прыгать, все коны. Крестиком ноги, лошадкой, ноги вместе. Чертили классики. А иногда по нескольку дней и ночей играли всем двором в войну. Мы делились на две команды, придумывали пароль и играли. В эту игру играли дети разных возрастов. Нас могли связать в каком - ни будь сарае, и держать часа два или три. Поэтому мы старались хорошо прятаться. Чтобы нас не нашли.

Продолжение следует.